Следите за руками. К вопросу об эксперименте по изменению структуры уровней высшего образования

Добавить в избранное В избранное
Поделиться

В настоящее время в Российской Федерации реализуются параллельно две модели структурирования уровней высшего образования:

  1. Двухуровневая структура (первый уровень – четырехлетний бакалавриат и второй уровень – двухлетняя магистратура), которая была «внедрена» Минобрнауки России административно-принудительными методами в результате включения Российской Федерации в Болонский процесс;
  2. Моноподготовка на основе программ непрерывного обучения с получением высшего образования второго уровня (специалитет) – традиционная российская и советская модель.

Ко второй модели примыкает вариант, реализованный вузами, которые вынуждены были принять двухуровневую модель, но при этом осознавали недостаточность четырехлетнего срока обучения по программам бакалавриата для обеспечения качества образования. Эти вузы реализуют бакалавриат и магистратуру, но соединили их в шестилетние программы непрерывного обучения.

В 2022 году в связи с известными событиями СВО Россию исключили из Болонского процесса. Минобрнауки России в этой ситуации декларировало курс на разработку новой отечественной модели структуры высшего образования.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования», начиная с 2023-2024 учебного года, предусмотрено проведение на базе шести вузов пилотного эксперимента, связанного с предварительной апробацией в течение трех лет новой структуры уровней отечественного высшего образования, предложенной Минобрнауки России.

Предлагается:

а) отказаться от понятий «бакалавриат» и «специалитет», но сохранить соответствующие образовательные программы (четырех и пятилетние);

б) к первому уровню высшего образования (базовое высшее образование) отнести образовательные программы со сроком освоения четыре, пять и шесть лет;

в) ко второму уровню высшего образования (специализированное высшее образование) отнести программы магистратуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки (срок освоения программ магистратуры - от одного года до трех лет);

г) к уровню профессионального образования отнести аспирантуру.

Таким образом, статус пятилетних программ специалитета понижается со второго уровня высшего образования до первого уровня. Аналогично изменяется статус и шестилетних программ.

4 мая 2023 года федеральным учебно-методическим объединениям по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки (далее - ФУМО) Минобрнауки России поручило экстренно (практически за месяц) разработать четвертое поколение федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (далее – ФГОС ВО), соответствующих предлагаемой новой структуре уровней высшего образования. Руководствоваться при разработке ФГОС ВО следовало соответствующим макетом, предложенным Минобрнауки России.

На заседании ФУМО в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 40.00.00 Юриспруденция 11 мая 2023 г. было принято решение предварительно не приступать к разработке новых ФГОС и обратиться к Минобрнауки России с предложением конкретизировать статус первого уровня высшего образования (базового высшего образования) и его соотношение с другими уровнями. Кроме того, было обращено внимание на ряд проблемных положений в содержании макета ФГОС ВО. Однако ответ от Минобрнауки России не был получен.

В то же время в конце мая 2023 года Минобрнауки России опубликовало на Интернет-портале правовой информации проект Постановления Правительства Российской Федерации о реализации пилотного проекта по изменению системы уровней профессионального образования (далее – проект Постановления Правительства).

В соответствии с предполагаемой новой структурой уровней высшего образования проектом Постановления Правительства пока только для вузов, участвующих в реализации пилотного проекта, определялось соотношение между уровнями профессионального образования:

а) к освоению образовательных программ специализированного высшего образования допускаются лица, имеющие базовое высшее образование (первый уровень высшего образования), а также лица, имеющие высшее образование, полученное в соответствии с действовавшими ранее и действующими в настоящее время уровнями высшего образования и подтвержденное присвоением им квалификации «бакалавр», «специалист», «дипломированный специалист»;

б) к освоению программ профессионального образования – аспирантуры допускаются лица, имеющие второй уровень высшего образования - специализированное высшее образование, а также лица, имеющие высшее образование, полученное в соответствии с действовавшими ранее и действующими в настоящее время уровнями высшего образования и подтвержденное присвоением им квалификации «специалист», «дипломированный специалист», «магистр».

Из этих положений проекта Постановления Правительства следовало, что, если не отвлекаться на понятийную эквилибристику, то предполагается:

а) окончательная ликвидация специалитета - традиционной для России модели получения завершенного высшего образования на основе непрерывного обучения по программам моноподготовки;

б) окончательное утверждение монополии привнесенной извне Болонской модели двухуровневой структуры высшего образования.

В результате выпускники, обучавшиеся по программам базового высшего образования, не получали право поступать в аспирантуру. Не только те, кто обучался по четырехлетним программам (бакалавриат), но и те, кто обучался по пятилетним программам (специалитет) и шестилетним программам (бакалавриат + магистратура). Таким образом, пятилетние программы (специалитет) и шестилетние программы (бакалавриат + магистратура) волюнтаристски приравнивались теперь к незавершенному высшему образованию. Без какого-либо объяснения и аргументации этой трансформации.

После заявления Минобрнауки России о разрыве с Болонским процессом, после деклараций о необходимости формирования суверенной отечественной системы образования, ориентированной на потребности страны, на качественное образование, это было, прямо скажем, вызывающе. Хотя, впрочем, данный подход согласуется с курсом, который Минобрнауки России последовательно проводило в предшествующие десятилетия.

Невзирая на начинающиеся в это время в образовательных организациях каникулярные отпуска, эта позиция Минобрнауки России не осталась без внимания и реакции. Кроме того, МВД России в письме заместителя Министра В.Л. Кубышко выразило категорическое несогласие с понижением статуса специалитета.

В уже утвержденном Постановлении Правительства Российской Федерации о проведении пилотного проекта по изменению системы уровней профессионального образования всякая конкретика, позволяющая определить соотношение предполагаемых уровней профессионального образования, была исключена, что добавило неопределенности.

В тоже время подход Минобрнауки России к трансформации уровней профессионального образования очевиден. Он направлена на окончательную ликвидацию отечественной модели высшего образования путем:

а) упразднения возможности получения завершенного высшего образования на основе непрерывного обучения по программам моноподготовки;

б) подмены специалитета (второй уровень высшего образования) пятилетними программами базового высшего образования;

в) подмены шестилетних программ непрерывного получения второго уровня высшего образования (бакалавриат + магистратура) шестилетними программами базового высшего образования;

г) отождествления пятилетних и шестилетних программ базового высшего образования по статусу с бакалавриатом;

д) камуфлирования термина «бакалавриат» термином «базовое высшее образование»;

е) понуждения к поступлению на обучение по программам магистратуры, чтобы получить завершенное высшее образование;

ж) приравнивания волюнтаристски административным актом уровня подготовки выпускников, обучавшихся четыре года, к уровню подготовки выпускников, обучавшихся пять и даже шесть лет (!??);

з) усекновения прав лиц, обучающихся по пятилетним программам специалитета и шестилетним программам, лишения их права поступления в аспирантуру (адъюнктуру) и занятия должностей, квалификационные требования к которым требуют наличия завершенного высшего образования второго уровня, что неизбежно ведет к потере престижности и привлекательности данных программ (!!!);

и) утверждения двухуровневой модели получения завершенного высшего образования (срок обучения – от шести до девяти лет) в качестве единственной.

После этого можно будет рапортовать зарубежным кураторам о завершении, наконец, похорон классической отечественной модели получения высшего образования на основе программ моноподготовки?

Анализ макета ФГОС ВО, предложенного Минобрнауки России ФУМО в качестве основы для разработки четвертого поколения ФГОС ВО в соответствии с новой структурой уровней высшего образования, позволяет уже сейчас оценить некоторые «преимущества» предлагаемой двухуровневой модели.

Макет ФГОС ВО настойчиво предлагает образовательным организациям в рамках нормативного срока обучения (от четырех до шести лет) реализовывать уже не одну квалификацию, а несколько. Количество реализуемых в рамках одной образовательной программы квалификаций и их направленность законодательно не ограничивается. Выбор дополнительных квалификаций также не регламентируется. Отсутствует и обоснование, почему, благодаря каким чудесным технологиям, в рамках нормативного срока обучения вдруг (!!!) стало возможно качественно формировать не одну, а несколько квалификаций. Нормативный то срок обучения, установленный федеральным перечнем специальностей и направлений подготовки, рассчитывался с учетом одной (!!!) квалификации.

Перечень специальностей и направлений высшего образования нормативно устанавливает срок формирования основной квалификации – от четырех до шести лет в зависимости от реализуемой образовательной программы. А внесенные в 2021 году изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» разрешают в рамках этого срока формировать неограниченное количество квалификаций. Много и разных. Коллизия?!

Рассмотрим возможный вариант реализации данной новации. Добросовестный вуз готовит выпускников и формирует квалификацию «юрист» в течение шести лет. А некая «инновационная» образовательная организация готовит выпускников и формирует у них квалификацию «юрист», а также одновременно еще какое-то количество квалификаций (например, «экономист» и «психолог»), в течение четырех лет. Такие варианты уже разрешены на законодательном уровне! Более того, ФГОС ВО позволяет вузу этот четырехлетний срок обучения сокращать по своему усмотрению практически на год (так называемое, обучение по индивидуальному плану в сокращенные сроки).

И при всех этих, выражаясь прилично, нелепостях полноценность квалификаций, полученных выпускниками обеих этих образовательных организаций, а также уровень получаемого их выпускниками высшего образования (базовое высшее образование) будут признаваться одинаковыми (!!!). И права у выпускников будут одинаковые. А вот качество перестает быть критерием полноценности образования, получаемого обучающимися.

Ну а если посмотреть на это безобразие с другой нравственной позиции? Ведь это хороший маркетинговый прием для привлечения абитуриентов, мягко говоря, не сведущих, не искушенных в хитросплетениях системы образования, в сети платного, коммерческого образования. «Не так долго, не так дорого и сердито»! Бизнесмены от образования, рассматривающие его в качестве услуги, рукоплещут, поскольку только они от этого варианта и получат выгоду и немалую. А для общества и государства это будет полной катастрофой.

Кроме того, макет ФГОС ВО четвертого поколения предлагает сохранить существующий в настоящее время порядок допуска к освоению образовательных программ магистратуры. Этот порядок предоставляет право поступления в любую магистратуру лицам, имеющим высшее образование (бакалавриат или специалитет). И при этом имеющееся у них исходное высшее образование может быть получено по любому бакалавриату или специалитету, в том числе и по непрофильным специальностям и направлениям подготовки.

Для наглядности рассмотрим возможный вариант реализации и этой нормы. Например, лицо, окончившее бакалавриат по направлению высшего образования «Туризм и сервис» за два (!!!) года обучения в юридической магистратуре, будет получать завершенное высшее юридическое образование второго уровня и право замещать должности, которые требуют наличие соответствующего уровня образования. Кроме того, предлагаемая новая структура уровней высшего образования допускает реализацию магистерских программ со сроком обучения один (!!!) год. В то же время выпускник, обучавшийся по пятилетней или шестилетней программе базового юридического образования, сможет получить только незавершенное высшее юридическое образование первого уровня и не получит право замещать соответствующие должности.

А вот и еще одна нестыковка, вызывающая, по меньшей мере, недоумение. Предлагаемый пилотным проектом второй уровень высшего образования – это специализированное высшее образование. Какую узкопрофильную специализацию можно формировать у обучающихся магистрантов, не имеющих базового профильного образования? И как можно признавать такую подготовку полноценным завершенным высшим образованием?

В то же время и в этом случае просматривается интерес коммерсантов от образования, заинтересованных в максимальной комплектации обучающимися магистерских программ, которые практически все платные. А вот для системы воспроизводства кадрового потенциала страны такой подход грозит колоссальной деградацией.

Таким образом, при анализе предлагаемой Минобрнауки России новой структуры уровней высшего образования немало вопросов возникает не только к первому уровню (базовое высшее образование), но и ко второму уровню.

Если второй уровень – это специализированное высшее образование, то программы этого уровня должны иметь не академическую, а прикладную направленность. Можно ли в таком случае рассматривать этот уровень в качестве обязательной ступени для поступления в аспирантуру (адъюнктуру)? Такие магистерские программы по своему предназначению ближе к программам дополнительного профессионального образования.

Пятилетние и шестилетние программы, реализуемые в настоящее время, предусматривают уровень академической и прикладной подготовки, вполне достаточный для поступления выпускников в аспирантуру (адъюнктуру). И проблем здесь не возникает.

А доучивание до уровня завершенного высшего образования требуется только для лиц, обучавшихся по четырехлетним программам бакалавриата. И магистерские программы, предназначенные для доучивания выпускников, обучавшихся по этим программам, вряд ли можно отнести к специализированному образованию.

Таким образом, представляется целесообразным сохранить сосуществование двух моделей структуры высшего образования:

  1. двухуровневой модели (четырехлетний бакалавриат + двухлетняя магистратура) – для тех направлений подготовки, которые подтвердили свою целесообразность и востребованы работодателями;
  2. классической российской моноподготовки.

Вариативность образовательных программ позволит системе профессионального образования гибко реагировать на запросы государства, общества, работодателей.

Главное, что в настоящее время остро назрело, это прекращение принудительного насаждения двухуровневой модели и восстановление востребованных программ специалитета, в том числе в тех случаях, когда он был ликвидирован необоснованно.

Итак, рассматриваемый пилотный проект уже реализуется. Но при этом важнейшие характеристики апробируемой структуры уровней высшего образования скрыты по умолчанию не только для общественности, но и для вузов, участвующих в пилотном проекте. В этих условиях нельзя допустить, чтобы результаты этого эксперимента анализировались кулуарно, минуя обсуждение содержания и хода эксперимента общественностью. Прежде всего, это касается вузовского сообщества, в том числе в лице ФУМО, профессиональных ассоциаций и т.д.

Об этом шла речь на заседании Общего собрания членов Ассоциации юридического образования (далее – АЮРО) 29 сентября 2023 года. Было принято решение поручить Президиуму АЮРО совместно с Ассоциацией юристов России включиться в эту работу.

Примечательно, что пилотный проект завершится через три года. Выпуска еще не состоится ни по одной из программ, реализуемых в рамках проекта. Поэтому вопрос о статусе первого уровня высшего образования (базового высшего образования) и правах выпускников, обучавшихся по образовательным программам этого уровня, еще не встанет в практическую плоскость при подведении итогов эксперимента. Вузы, участвующие в реализации пилотного проекта, еще не приступят к набору на второй уровень высшего образования и в аспирантуру выпускников первого набора по программам, реализуемым в ходе эксперимента. И все рассмотренные нами проблемы еще не заявят о себе явно и остро.

В результате общественность может быть поставлена перед свершившимся фактом «одобрения» и «внедрения» новой структуры до того момента, когда проявятся ее основные особенности, сегодня, как мы видим, скрытые по умолчанию.

До сего времени общественность не ознакомлена с обоснованием предлагаемой новой структуры уровней профессионального образования. Не получены от Минобрнауки России и ответы на вопросы к данной структуре и макету ФГОС ВО четвертого поколения, которые поставило в своем обращении ФУМО по УГСН Юриспруденция, а также на вопросы, которые поставило МВД России в письме заместителя Министра В.Я. Кубышко. Представляется важным получить ответы и на вопросы, поставленные в данной статье. Это не случайные и не коньюктурные вопросы. И если юридическое сообщество соглашается с их значимостью, о чем свидетельствует реакция участников заседании Общего собрания членов АЮРО, важно, чтобы эти вопросы были поставлены уже от лица профессиональных ассоциаций – АЮРО и АЮР.

Поскольку вопросов немало, и они носят принципиальный характер, для поиска оптимальных ответов на эти вопросы требуется широкая публичная дискуссия. Это подтвердило бы факт, что государственно-общественный принцип управления российской системой образования, закрепленный законодательно, не декларация, а работающая реальность. С принципиальными параметрами концепции отечественной суверенной системы образования необходимо определиться уже сейчас, на старте эксперимента, чтобы избежать ситуации «кота в мешке». И главный вопрос, требующий убедительного ответа: мы действительно формируем суверенную самодостаточную систему профессионального образования, ориентированную на интересы России? Или только имитируем движение в этом направлении, в реальности продолжая дрейф в русле зарубежных установок и надеясь вернуться в очередь на поклон западным «партнерам», которые сегодня приготовились распять Россию?

Автор: Сергей Степанович Жевлакович,
профессор Московского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В. Я Кикотя, руководитель Учебно-методического совета по образованию в области правового обеспечения национальной безопасности, правоохранительной деятельности и судебной экспертизы Федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по УГСНП Юриспруденция, член Правления АЮРО, кандидат социологических наук, доцент
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал