На современном историческом этапе развития российского государства и общества преступность продолжает являться одной из наиболее серьёзных угроз. Её показатели (количественные и качественные) демонстрируют как позитивные, так и негативные векторы изменения. Одним из видов преступной деятельности, которые наносят наиболее существенный вред общественно-экономическому развитию и в этой связи обладают высокой степенью общественной опасности, является коррупционная преступность. Данный вывод подтверждается данными о том, что за девять месяцев 2024 года размер причиненного ущерба от коррупционных преступлений составил 14,2 миллиарда рублей. При этом следует учитывать, что общественная опасность преступлений данного вида определяется, как известно, не только объёмом материального ущерба.
Следует отметить, и это подтверждает анализ исторической ретроспективы развития антикоррупционной политики, что противодействие данному виду преступности на всех исторических этапах представляло высокую актуальность. Современный этап развития общества не является исключением. В то же время коррупционная преступность, как и коррупция в целом, имела специфические черты развития, определяемые системой детерминант различного свойства, характерные для того или иного периода времени. Это определяет необходимость перманентного изучения данного явления с применением системного подхода в целях разработки новых, а также корректировки имеющихся, мер по противодействию ему.
Что касается современных тенденций развития коррупционной преступности, а также деятельности по противодействию ей, можно отметить следующее. Одним из количественных показателей преступности данного вида является её объём, который, в частности, можно оценить по количеству направленных в суд уголовным делам по преступлениям данного вида. Данный показатель составил по итогам девяти месяцев 2024 года девять тысяч уголовных дел о коррупционных преступлениях, обвинение по которым было предъявлено 10 тысячам человек, что на 14,4% больше аналогичного периода прошлого года.
Факторами роста указанного показателя могут быть детерминанты различного вида, однако следует признать, что сам по себе данный показатель вызывает настороженность, тем более что он демонстрирует тенденцию к увеличению уже не первый год.
Анализ современной структуры коррупционной преступности с точки зрения выделения наиболее часто совершаемых преступлений позволяет констатировать следующее: около 50 % преступлений составляют деяния, связанные со взяточничеством, 13% занимают дела о мошенничестве, 5% приходится на присвоение и растрату. Среди их фигурантов – 380 лиц особого правового статуса, в том числе 14 судей, 70 адвокатов, 94 депутата органов местного самоуправления.
Как уже отмечалось, коррупционной преступности в современной действительности свойственны новые сферы криминального «освоения». В частности, к ним следует отнести расходование средств, выделяемых на нужды обороны, поддержку участников специальной военной операции и членов их семей. И связано это в первую очередь с выделением значительного финансирования для обеспечения проведения Россией специальной военной операции. В последнее время были выявлен целый ряд резонансных коррупционных преступлений, субъектами которых являлись высокопоставленные руководители министерства обороны, а также представители оборонно-промышленного комплекса.
По информации Следственного Комитета Российской Федерации только за девять месяцев текущего года к уголовной ответственности привлечены 125 фигурантов, совершивших коррупционные преступления в оборонно-промышленном комплексе, 206 человек, совершивших преступления в сфере госконтрактов и госзакупок, в том числе 11 – при реализации государственного оборонного заказа.
В совершение коррупционных преступлений данного вида могут быть вовлечены как сотрудники Министерства обороны, так и представители коммерческих структур, задействованных в выполнении гособоронзаказа. Информация о выявлении преступлений, ходе расследования, отдельных аспектах привлечения к уголовной ответственности регулярно появляется в средствах массовой информации. Анализ данных публикаций позволяет говорить о том, что спектр способов и форм совершения коррупционных преступлений в данной сфере, как и в иных,
Законодатель признал целесообразным отдельную криминализацию ряда деяний в данной сфере ещё в 2017 году, внеся в структуру Уголовного кодекса Российской Федерации специальные нормы, регулирующие ответственность за коррупционные преступления в сфере государственного оборонного заказа, в виде статей 201.1 «Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа» и 285.4 «Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа».
Наряду с указанной выше современной тенденцией развития коррупционной преступности можно указать и на другую сферу реализации коррупционных преступных деяний. Речь идёт о совершении коррупционных преступлений в сфере реализации национальных проектов. Огромные средства, выделяемые из бюджета, безусловно, мотивируют преступников на совершение коррупционных преступлений. Так, отмечается, что на реализацию национальных проектов в 2024 года, а также достижения обозначенных целей, правительством Российской Федерации планируется затратить порядка 25,7 триллионов рублей. Данные средства привлекаются из федерального бюджета (13,1582 трлн руб.), внебюджетных источников (7,5153 трлн руб.), государственных внебюджетных фондов (0,1478 трлн руб.), бюджетов различных регионов Российской Федерации (4,9039 трлн руб.).
Объёмы выделяемых средств позволяют констатировать серьёзную заинтересованность лиц, проявляющих коррупционный интерес к их распределению, что обусловливает мотивацию на совершение преступлений рассматриваемого вида в данной сфере.
Ещё одним современным аспектом коррупционной преступности связан с территориальными особенностями распределения рисков её возникновения, обусловленными системой специфических факторов регионального характера. В этом смысле следует согласиться с П.И. Ивановым, который, рассматривая особенности деятельности подразделений МВД России, обеспечивающие противодействие коррупции на региональном уровне в области хищений бюджетных средств должны учитывать, как общее криминогенное состояние в регионе, так и факторы, оказывающие влияние на экономическую ситуацию. Указанные региональные особенности и факторы наиболее ярко на современном этапе проявляются в новых регионах России – Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской области и Херсонской области, вошедших в состав нашего государства в 2022 году. Складывающаяся ситуация требует выделения больших объёмов финансирования для восстановления инфраструктуры, которой был нанесён существенный ущерб. Так, на период 2023-2025 гг. планируется выделение колоссальной денежной суммы – свыше 300 млрд рублей.
Что касается факторов, которые определяют необходимость более эффективного контроля за расходованием бюджетных средств на указанных территориях по сравнению с другими регионами России, то к ним следует относить следующие. Данные факторы оказывают влияние, с одной стороны, на совершение коррупционных преступлений, с другой стороны они сказываются на качестве выявления, раскрытия и расследования данных преступлений.
К указанным факторам можно отнести действие определённого периода адаптации исполнителей контрактов для государственных нужд на территории новых регионов, к требованиям, предъявляемым на территории Российской Федерации к выполнению и приёмке указанных в контрактах работ. Так же к факторам данного вида можно отнести стремление некоторых должностных лиц, ответственных за выполнение работ, создать видимость решения поставленной задачи перед вышестоящим руководством в ущерб качеству выполнения работ. Третьим фактором можно назвать практику авансирования в рамках заключенных государственных контрактов от 30 до 50 % от цены контракта, что даёт возможность на начальных этапах расходовать средства на иные цели, создавать видимость выполнения работ, а на самом деле похищать их, используя коррупционные схемы.
На раскрытии преступлений рассматриваемого вида сказываются следующие факторы. В значительной степени на данную деятельность оказывает влияние действующий режим военного положения и проведение активных военных действий на территории новых субъектов Российской Федерации. Так же негативное влияние оказывает недостаточная укомплектованность штата сотрудников правоохранительных органов, обеспечивающих противодействие экономической и коррупционной преступности. Фактором, затрудняющим указанную деятельность, так же следует признать наличие определенных ограничений в проведении оперативно-розыскных мероприятий, например таких, как прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи ввиду использования в военных целях средств подавления сигналов беспроводной связи.
Анализ официальных статистических данных позволяет выделить ещё одну настораживающую современную тенденцию развития коррупционной преступности. Речь в данном случае идёт об увеличении количества выявленных коррупционных преступлений, совершённых в организованных формах. За девять месяцев текущего года было направлено в суд 163 уголовных дела, возбуждённых в отношении организованных групп и преступных сообществ, обвиняемыми по ним стали 429 человек (в аналогичном периоде 2023 года данный показатель составил 118 уголовных дел в отношении 371 лица соответственно).
Совершение коррупционных преступлений в организованных формах, что вполне очевидно, существенно снижает эффективность выявления данных преступлений, даёт возможность преступникам использовать различные (в том числе и криминальные) формы противодействия их раскрытию и расследованию практически на всех стадиях уголовного судопроизводства. Это увеличивает и без того высокую латентность коррупционных преступлений, которые и так по мнению специалистов в данной области обладают одной из наиболее существенных степенью латентности. Так, В.В. Лунеев, классифицируя преступления в зависимости от их коэффициента латентности, выделил группу особо высоко латентных преступлений, к которым следует относить коррупционные преступления. Отмечается, что коэффициент латентности взяточничества во много раз превышает аналогичный показатель по сравнению с другими преступлениями.
Таким образом, указанные сферы распределения средств, наряду с другими, в значительной степени бюджетных, позволяют определить их как коррупционно опасные. В этой связи требует анализа вопрос об определении наиболее эффективных средств выявления коррупционных преступлений в указанных наиболее значимых в современном состоянии правового регулирования общественных отношений, регламентации уголовно-процессуальной деятельности по данным делам, раскрытия и доказывания по данным преступлениям и т.п.
Как известно, процесс противодействия коррупционной преступности характеризуется многоаспектностью, осуществляется большим количеством субъектов на различных уровнях управления, включает в себя целую систему мер. Данная деятельность требует соответствующего научного обеспечения с участием экспертов в различных областях знаний. Кроме того, важной составляющей этой деятельности является соответствующий уровень координации научных исследований. В этой связи представляется целесообразным в основной документ планирования мер в сфере противодействия коррупции, которым является Национальный план противодействия коррупции, в новой его редакции на следующий период планирования предусмотреть в его структуре отдельный раздел, включающий перечень мероприятий по научному обеспечению деятельности по противодействию коррупции. Помимо указания исполнителей запланированных мероприятий, как уже говорилось ранее, в предлагаемом разделе целесообразно, на наш взгляд, определить субъекта координации данного направления деятельности с закреплением за ним соответствующих полномочий.
Высокой эффективностью по выявлению и документированию фактов совершения коррупционных преступлений обладает оперативно-розыскная деятельность, так как в соответствии с федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» она может осуществляться как в гласной, так и в негласной формах. С учётом высокой степени латентности коррупционных преступлений возможность проведения негласных оперативно-розыскных мероприятий даёт возможность получения информации о намерениях преступников и фактах их преступной деятельности. В этой связи крайне актуальным является повышение эффективности оперативно-розыскной деятельности по выявлению, предупреждению и раскрытию коррупционных преступлений.
Одним из наиболее результативных оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и документированию фактов коррупционных преступлений продолжает оставаться оперативный эксперимент, законность и обоснованность проведения которого позволяет в дальнейшем использовать его результаты в уголовном судопроизводстве. Несмотря на наличие научных работ и практику проведения данного оперативно-розыскного мероприятия продолжает достаточно остро стоять вопрос о возможности, при неправильной организации и тактике его проведения, совершения провокации преступления.
Отсутствие законодательного определения понятия оперативно-розыскного мероприятия, а также понятий каждого оперативно-розыскного мероприятия, включая оперативный эксперимент, не добавляют ясности в решение вопроса об отграничении оперативного эксперимента от провокации преступления. В то же время правовое определение порядка проведения данного мероприятия и оформления его результатов сделало бы алгоритм действий субъектов оперативно-розыскной деятельности понятным и позволило бы избежать ситуаций провоцирования на совершение преступления при проведении оперативного эксперимента.
Существенное значение для повышения эффективности противодействия коррупционным преступлениям, направленным на хищение бюджетных средств (особенно на территориях новых субъектов Российской Федерации), имеет создание эффективной системы взаимодействия Росфинмониторинга, банковских учреждений, Федерального казначейства, правоохранительных органов, иных органов публичной власти.
Так же противодействие коррупции с учётом современных тенденций развития преступности данного вида требует соответствующей квалификации от субъектов осуществления данной деятельности. В первую очередь речь идёт об оперативных сотрудниках правоохранительных органов, специализирующихся на вопросах выявления и раскрытия коррупционных преступлений, а также о должностных лицах, осуществляющих предварительное расследование в рамках уголовных дел о коррупционных преступлениях. С учётом сложности и многоаспектности данной деятельности должны быть созданы научно обоснованные и практико-ориентированные методические разработки по проведению оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, особенностях расследования и доказывания по уголовным делам о коррупционных преступлениях.
Одной из современных особенностей совершения коррупционных преступлений является использование цифровой валюты, например в качестве предмета взятки, что существенно усложняет сотрудникам правоохранительных органов процесс обнаружения и изъятия данных активов. В этой связи следует признать своевременным и целесообразным разработку и внесение на обсуждение проекта федерального закона, согласно которому цифровая валюта признается имуществом для целей уголовного закона, определяется порядок конфискации, признания вещественными доказательствами и наложения ареста на данное имущество, а также перечисляются особенности изъятия цифровой валюты при производстве следственных действий.
Таким образом, подводя итог, следует отметить, что современные трансформации, происходящие с коррупционной преступностью, диктуют необходимость поиска путей совершенствования деятельности по противодействию ей. Нами отмечены лишь некоторые меры, реализация которых, на наш взгляд, позволит сделать противодействие коррупционной преступности более совершенным.