С каждым годом телекоммуникационная сеть «Интернет» внедряется все больше в жизнь общества. В определенной степени этому способствует и само государство, предоставляя различные услуги населению в телекоммуникационной сети, что в целом положительно сказывается на жизни граждан, но иногда может иметь и негативные моменты.
Так, по данным МВД России в 2024 г. каждое третье преступление в Российской Федерации совершено в сети «Интернет» и с каждым годом количество таких правонарушений стремительно растет. А если взять правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее по тексту – наркотики), то 80% из них «эмигрировали» в онлайн-пространство. Это обусловлено техническими возможностями сети «Интернет», используемыми для создания и распространения пронаркотической информации. Они позволяют с минимальными затратами достичь эффективности такой пропаганды (анонимность, быстрота передачи данных, трансрегиональный и трансграничный характер сетей, отсутствие непосредственного контакта субъектов распространения информации, одновременный охват широкой аудитории, простота сбора и обобщения информации, небольшие финансовые издержки).
Вышеуказанные обстоятельства способствуют увеличению числа лиц, вовлеченных в употребление и сбыт наркотиков.
В связи с этим важно реагировать на факты пропаганды наркотиков и принимать меры пресекательного и профилактического характера. В настоящее время пропаганда наркотиков может иметь место в социальных сетях, интернет-магазинах, интернет-аптеках, в музыкальных клипах в виде текста, изображения, видеоролика, голосового сообщения.
Так, «изображения и демонстрация наркотиков могут легитимизировать в сознании индивидов допустимость их употребления. Фильмы и изображения, положительно раскрывающие процесс или последствия употребления наркотиков, способствуют вовлечению в потребление наркотиков новых лиц, особенно несовершеннолетних, увеличению прибыли преступных наркоорганизаций».
По сведениям Управления по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД России (Далее Киберполиция), в социальных сетях Facebook и Instagramm, компании Meta (признана в Российской Федерации экстремистской организацией) в период с 1 марта по 14 июня 2024 г. экспертами было обнаружено более 450 объявлений, связанных с рекламой наркотиков. Многие объявления содержали фотографии рецептурных наркосодержащих препаратов, таблеток, порошков, призывая пользователей размещать заказы и содержали ссылки на Telegramm, WhatsApp для связи с продавцами.
В 2023 году интернет-магазин «Laser B» под логотипом «Наркотики это плохо» реализовывал товары, где были иллюстрации, признанные судом как пропагандирующие наркотиков. Эта информация, согласно экспертизе, содержала психологические признаки формирования или поддержания интереса к наркотикам.
Кроме того, на просторах интернета можно встретить видеоролики, где раскрываются способы их изготовления и употребления, группы, где участники делятся впечатлениями о результатах воздействия на них различных наркотиков. Так, В 2024 г. в Липецкой области, физическое лицо на странице социальной сети «Вконтакте» разместило в свободном доступе видеоролик «Удачно заглянул», продолжительностью 1:38 минуты, в котором демонстрируются наркотики и способы их потребления.
Действия, совершенные указанным способом, являются общественно опасными, поскольку охватывают многомиллионную аудиторию, существенной частью которой являются несовершеннолетние, а также способствуют расширению рынка сбыта запрещенных веществ.
Запрет на пропаганду наркотиков закреплен в нескольких федеральных законах: от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (ред. от 25.12.2023); от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (ред. от 26.12.2024); от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ред. от 24.06.2025).
Пропаганда наркотиков заключается в деятельности, направленной на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотиков, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений, а также на производство и распространение соответствующей печатной продукции, распространение указанных сведений посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей или совершения иных действий (действующая редакция ст. 46 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»).
С 1 сентября 2025 г. вступают в законную силу изменения в статью 1 и 46 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», конкретизирующие действующие способы пропаганды и устанавливающие новые. Запрещается распространение информации в сети «Интернет»:
1) о допустимости, привлекательности либо необходимости незаконного потребления наркотиков;
2) о каких-либо преимуществах незаконного использования отдельных наркотиков;
3) об использовании в медицинских целях, подавляющих волю человека либо отрицательно влияющих на его психическое или физическое здоровье, наркотиков,
4) о совершении иных незаконных действий с наркотиками путем их оправдания или представления как общепринятых норм поведения.
За пропаганду наркотиков в Интернете национальным законодательством установлена административная ответственность по части 1.1. статьи 6.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ). С 1 января 2025 г. вступают в силу изменения, ужесточающие виды административной ответственности. Предусмотрена ответственность для граждан в виде административного штрафа от 5 до 30 тысяч рублей; для должностных лиц – от 50 до 100 тысяч рублей, либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; для юридических лиц – от одного миллиона до одного миллиона пятисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. № 733, масштабное использование сети «Интернет» для пропаганды незаконного потребления наркотиков отнесено к угрозам национальной безопасности в сфере оборота наркотиков, а также в области противодействия их незаконному обороту в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Достаточно ли одной статьи в КоАП РФ, чтобы противостоять пропаганде незаконного потребления наркотиков как угрозе национальной безопасности? Очевидно, что нет.
В связи с этим в целях противодействия пропаганде незаконного оборота наркотических средств, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», принят Федеральный закон от 8 августа 2024 г. № 226-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», дополняющий УК РФ новой статьей 2303, устанавливающей уголовную ответственность за пропаганду незаконного оборота и потребления наркотиков с использованием сети "Интернет", совершенную лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние или имеющим судимость за совершение предусмотренного этой же статьей преступления. Этот Федеральный закон также вступает в силу с 1 сентября 2025 года.
Введение новой статьи в УК РФ позволит, на наш взгляд, проявить интерес наркополицейских и киберполицейских к данному виду нарушения, так как, в основном, их деятельность направлена на борьбу с преступностью в сети Интернет, нежели чем с административными правонарушениями. Об этом говорит и статистика. На это убедительно указывают статистические данные. В Российской Федерации в 2024 г. по статье 6.13 часть 1.1. составлено только 90 протоколов об административных правонарушениях.
Помимо «малой заинтересованности», тому есть и объективные причины.
Во-первых, новые интернет-технологии шифрования позволяют скрыть адрес сетевого протокола пользователя. Либо сетевой ресурс может быть зарегистрирован на постороннее лицо, находящиеся за пределами Российской Федерации. Также, с 2013 года действуют криптомаркеты, которые не индексируются поисковыми системами (Яндекс, Гугл). Доступ к рынкам даркнета возможен только при наличии специального программного обеспечения.
Во-вторых, социальные сети и интернет-сайты, имеющие целью пропаганду наркотиков, не используют официальные названия. Наркотики могут обозначаться смайлами, символами, картинками, сленгами известными узкому кругу лиц, что не позволяет выявить признаки правонарушения неосведомленному лицу.
При выявлении сотрудниками полиции источников противоправной информации проводятся необходимые действия по фиксации правонарушения. Центральное место отводится производству лингвистической экспертизы. В случае подтверждения факта пропаганды наркотических средств в Интернете, сотрудником полиции принимается решение о направлении данной информации в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникации.
Если информация признается запрещенной, ее вносят в Реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Далее провайдеру хостинга направляется уведомление с требованием удалить запрещенную информацию. Через сутки Роскомнадзор самостоятельно выполняет проверку и в случае, если провайдер хостинга ее не удалил, то передает информацию операторам связи для ограничения доступа, иными словами, принимает меры для блокировки сайта. В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации подлежат блокировке интернет-сайты, которые распространяют информацию о путях обхода блокировки сайтов, осуществляющих, в том числе и пропаганду наркотических средств.
Помимо сотрудников полиции обратиться в Роскомнадзор может любой гражданин Российской Федерации.
Характеризуя профилактическую работу, направленную на предотвращение фактов, связанных с пропагандой наркотических средств в сети «Интернет», следует отметить, что на государственном уровне она проводится комплексно. В этой работе принимают участие прокуратура, ФСБ, МВД, Роскомнадзор и другие органы. С целью координации деятельности органов исполнительной власти проводятся совещания, принимаются межведомственные акты. В последнее время к профилактической работе подключается и общественность. Например, в 2023 г. на сайте «Добро.РФ» была организована Онлайн-акция по поиску противоправного наркотического контента в сети «Интернет» с привлечением волонтеров.
В завершении следует сделать вывод, что в связи с ростом вовлеченности населения страны в сферу цифрового пространства, растет и количество деструктивных фактов в Интернете. Госнаркоконтроль и киберполиция не в состоянии взять под контроль ситуацию, в виду их незаинтересованности в выявлении административных правонарушений и имеющемся большом некомплекте сотрудников. Единственным способом улучшения ситуации, связанной с выявлением, пресечением и профилактикой пропаганды наркотиков, является реанимирование Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и адаптирование ее к новым вызовам.