Принцип прозрачности корпоративного управления в контексте антисанкционного нормотворчества

Добавить в избранное В избранное
Поделиться

Тема усовершенствования и развития корпоративного управления традиционно является одним из важнейших вопросов корпоративно-правовой повестки. Между тем, данная проблема в последнее время приобретает дополнительную актуальность в связи с текущей международной политической ситуацией, оказывающей масштабное влияние на экономическую и правовую сферы жизнедеятельности российского государства и ряда иных стран.

Политические решения, принимаемые недружественными по отношению к РФ государствами, оказывают влияние на российское предпринимательство и гражданско-правовой оборот, субъектами которого являются, в том числе, корпорации. В целях нивелирования негативного эффекта от таких действий, в качестве одной из мер реагирования, законодатель сфокусировал внимание на так называемое антисанкционном нормотворчестве, представляющем собой правовую деятельность государства по разработке и внедрению нормативных актов, вносящих изменения в текущее регулирование отдельных правоотношений, которые имеют временный характер и направлены на преодоление возникшей кризисной ситуации. Очевидно, что сферы регулирования корпоративных правоотношений в целом и области корпоративного управления в частности, также подверглись заметным изменениям.

Возникает очевидная научно-практическая потребность в исследовании влияния соответствующих нормативных изменений на фундаментальные основы института корпоративного управления – его принципов. Особенный интерес в контексте обозначенной проблематики заключается в анализе внедренных антисанкционных нормативных новелл на предмет соответствия принципу прозрачности корпоративного управления, что и является целью настоящей работы.

Известно, что категориальный аппарат является «Ахиллесовой пятой» науки корпоративного права. В частности, единообразный подход к формулированию понятия «корпоративное управление» до сих пор не сформирован ни доктринально, ни нормативно. Исследуемые принципы корпоративного управления также не закреплены императивно и, на текущий момент, не содержатся в действующем российском законодательстве. Между тем, соблюдение организациями в рамках своей деятельности указанных принципов является надлежащей практикой корпоративного управления, способствующей капитализации корпорации, повышению её инвестиционной привлекательности, иным позитивным последствиям.

Парадоксальная на первый взгляд ситуация разрешается с помощью так называемого мягкого права или soft law – совокупности юридически необязательных норм, следование которым является сугубо добровольным, но, в то же время, передовым показателем деятельности корпорации. Принципы корпоративного управления содержатся именно в таких мягко-правовых актах. Одним из таких документов являются «Принципы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)». Содержание указанных принципов включает в себя шесть разделов, один из которых посвящен раскрытию информации и прозрачности. Схожее по содержанию положение содержится и в российском Кодексе корпоративного управления. В редакции данного документа, указанный принцип сформулирован как «Раскрытие информации об обществе, информационная политика общества».

Содержание принципа прозрачности корпоративного управления сводится к реализации корпоративными организациями политики по раскрытию информации по существенным вопросам, касающимся их деятельности, включая финансовое положение, достигнутые результаты, структуру собственности и систему корпоративного управления в организации. Целеполагание данного принципа заключается в обеспечении равной информационной доступности для всех акционеров, возможности реализации акционерных прав на основе информированности и прозрачности организационной деятельности компании.

Очевидно, что принцип прозрачности ограничен постулатами коммерческой тайны и иной охраняемой законом конфиденциальной информации – раскрытие корпоративных сведений не должно создавать угрозу для конкурентного положения организации на рынке.

Следует указать, что принцип прозрачности корпоративного управления коррелирует с императивными требованиями об обязательном раскрытии информации рядом корпоративных организаций. Действующим законодательством предусмотрены вариативные способы раскрытия корпоративной информации, в том числе посредством публичного опубликования финансовой отчетности, результатов обязательного аудита, размещения сведений в общедоступных реестрах. Наиболее обширные обязанности по раскрытию информации возложены на публичные акционерные общества как организации, способных оказать влияние на максимально широкий круг заинтересованных лиц. Кроме того, корпоративным законодательством установлено право акционеров (участников) корпораций на доступ к информации.

Между тем, устоявшееся регулирование правоотношений в этой области подверглось изменениям. Например, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 14.03.2022 N 55-ФЗ было ограничено право на доступ к информации и документам общества для акционеров, владеющих менее 5% голосующих акций, в то время как в обычное время указанный порог владения составлял лишь 1%.

Иным примером внедрения экстраординарного регулирования корпоративных отношений является Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 351, которым было установлено право акционерных обществ не обеспечивать доступ к информации, подлежащей обязательному раскрытию в обычное время (ст. ст. 91,92, 92.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"). В дальнейшем право на сохранение конфиденциальности такой информации для отдельных субъектов было расширено. Так, Постановлением Правительства РФ от 16.09.2022 N 1625 была установлена возможность организаций, включенных в перечень лиц, попавших под действие санкций, не раскрывать сведения о предусмотренном корпоративным договором объеме правомочий участников хозяйственного общества в том числе о количестве голосов, приходящихся на доли участников непропорционально размеру этих долей и иную значимую информацию.

Таким образом, принимаемые экстраординарные меры формируют прослеживаемую тенденцию, связанную со временным отступлением от идеи информационной прозрачности деятельности корпорации, максимизации прав акционеров на доступ к информации. Представляется, что подобное явление может негативно повлиять на сферу корпоративного управления, поскольку не соответствует исследуемому принципу прозрачности. Следует напомнить, что согласно теории права, принцип – основополагающее начало какого-либо правового явления. В следствие этого, нормотворчество, как правило, не нарушает существующие принципы. Несмотря на то, что институт мягко-правовых принципов не налагает на законодателя прямой необходимости по их соблюдению в рамках законотворчества, представляется, что предпринимаемые нормативные изменения должны учитывать данные постулаты.

Автор: И.Д. Паршин,
аспирант кафедры гражданского права и гражданского процесса юридического факультета Московского университета имени А.С. Грибоедова
Источник: специально для ЮРИСТ.РФ
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал