Цифровая трансформация гражданского оборота способствовала не только появлению новых способов осуществления предпринимательской деятельности, но и новых субъектов в гражданско-правовых отношениях. Именно субъектный состав предпринимательской деятельности на цифровых платформах выделяет ее на фоне классической предпринимательской деятельности и центральной фигурой здесь выступает оператор цифровой платформы.
В отечественном законодательстве отсутствует единый подход к закреплению правового статуса оператора цифровой платформы. Правовой статус определяется в зависимости от типа цифровой платформы, определенной законом. Значимую роль в понимании статуса цифровой платформы также играют правила и пользовательские (лицензионные) соглашения платформ. Существует несколько случаев закрепления статуса оператора для отдельного вида платформы (владелец агрегатора информации, инвестиционной платформы, оператор финансовой платформы и т.д.) и даже этого регулирования недостаточно и требуется обращаться к правилам цифровой платформы.
В то время как для непоименованных в законе платформ, источниками информации о правовом положении операторов платформ выступают лицензионные соглашения и правила пользования платформой, однако и в данной ситуации мы сталкиваемся с проблемой отсутствия единообразия в правилах пользования среди одного типа платформ, так, к примеру, проблемой остается несоответствие положений правил пользования платформой нормам закона в части ответственности оператора платформы, в ряде случаев ответственность безосновательно исключается или сводится к минимуму.
В связи с существующими подходами к определению роли оператора цифровой платформы, которые отличаются своим многообразием, целесообразно разобраться в существующих нормативных правовых актах и рассмотреть правила пользования отдельных видов цифровых платформы для формирования единой системы прав и обязанностей, которая может быть дополнена и осложнена элементами необходимыми отдельному виды платформ.
Рассматривая цифровую платформу как особый вид информационной системы, стоит обратиться к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», где впервые идет закрепление понятия оператора. Оператором информационной системы может быть гражданин или организация, которые осуществляют деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных. В данной дефиниции, законодатель дает возможность физическим лицам выступать в роли оператора наравне с юридическими лицами, а деятельность такого оператора заключается в использовании информационной системы в широком понимании (не ограничиваясь только функцией обработки информации из баз данных).
Понятие оператора также встречается и в других нормативных правовых актах, таких как Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», который вводит понятие владельца агрегатора информации или Федеральный закон «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы» от 20.07.2020 N 211-ФЗ, где определяется оператор финансовой платформы и т.д.
Если рассматривать упомянутых в федеральных законах операторов цифровых платформ, то в большинстве случаев их роль сводится к посреднику в отношениях между пользователями. На сегодняшний день существует несколько операторов, чей правовой статус в той или иной мере урегулирован федеральными законами, среди них можно выделить: владелец агрегатора информации, оператор финансовой платформы, оператор инвестиционной платформы, оператор электронной платформы и т.д.
В качестве оператора платформы выступает закрепленный в Законе РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон «О защите прав потребителей») — владелец агрегатора информации о товарах (услугах) (далее – владелец агрегатора). В Законе указывается, что владельцем агрегатора может быть любое юридическое лицо независимо от организационно правовой формы или индивидуальный предприниматель, владеющие специальной программой или сайтом в сети «Интернет» и которые предоставляют потребителю в отношении товаров (услуг) возможность ознакомиться с предложением продавца, заключить с ним договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги). Стоит отметить, что приведенное определение в большей степени соотносится с понятие оператора информационной системы, однако здесь уже сделан акцент на том, что не всякий гражданин может быть оператором, а только тот, кто зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя.
Примером цифрового посредника выступает также оператор инвестиционной платформы. Для данного вида платформы, оператора раскрыт подробнее и закреплен в Федеральном Законе от 02.08.2019 N 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об инвестиционных платформах). В Законе об инвестиционных платформах конкретизируется организационно-правовая форма юридического лица, которое может быть оператором инвестиционной платформы, а именно это хозяйственное общество, осуществляющее деятельность по организации привлечения инвестиций и включенное Банком России в соответствующий реестр операторов инвестиционных платформ. В законе установлен запрет на осуществление оператором иной деятельностью финансовой организации, за рядом исключений, установленных в законе.
Оператор финансовой платформы определяется Федеральным законом от 20.07.2020 No 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Здесь также сужается круг субъектов, имеющих право осуществлять функции оператора. Оператором финансовой платформы может выступать исключительно юридическое лицо в организационно-правовой форме акционерного общества, являющееся посредником между финансовыми организациями или эмитентами и потребителями финансовых услуг на финансовой платформ. Оператор платформы не может выступать как сторона финансовых сделок, которые совершаются на платформе.
Таким образом, можно отметить, что те цифровые платформы, деятельность которых строго контролируется со стороны государства (требуется разрешение или лицензия) строго ограничивают круг субъектов, которые могут выступать в качестве оператора цифровой платформы.
Относительно вопроса правового статуса оператора, мы снова обращаемся к отдельным федеральным законам. Правовой статус владельца агрегатора стоит рассмотреть в первую очередь через призму Закона «О защите прав потребителей». На законодательном уровне закрепляется только информационная обязанность владельца агрегатора, которая включает в себя обязанности по раскрытию информации о себе и продавце посредством размещения данной информации в сети «Интернет». Другие обязанности законом не предусмотрены, но их можно встретить в правилах пользования платформой. Как показывают существующие правила пользования отдельных платформ, владельцы агрегаторов избегают наложения на себя дополнительных обременений и вполне ограничиваются общими обязанностями, которые вытекают из основной информационной обязанности, закрепленной в законе.
У оператора инвестиционной платформы более строгие требования и обязанности, ввиду особенности деятельности данной платформы. Помимо обязанности по раскрытию информации о платформе и операторе, с целью обеспечить защиту интересов контрагентов оператора и предоставить им гарантию, в законе закреплено требование, о наличии у оператора минимального размера собственных средств (капитала), который должен составлять не менее 5 миллионов рублей. Также устанавливаются ограничения по участию лиц в юридическом лице, являющимся оператором, такие ограничения можно разделить на две группы: 1) связанные с долей участия; 2) связанные со статусом субъекта.
Требования и обязанности оператора финансовой платформы сформированы подробнее, чем у оператора инвестиционной платформы, но ключевые обязанности у обоих операторов совпадают. Для оператора финансовой платформы установлен, в качестве гарантии минимальный размер собственных средств (капитала), который составляет 100 миллионов рублей. За оператором также установлен запрет на осуществленной иной деятельности (за исключением видов, поименованных в законе). В обязанности оператора финансовой платформы входит организация и осуществление внутреннего контроля в соответствии с действующим законодательством, организация системы управления рисками и т.д.
Вопрос правового статуса оператора цифровой платформы связан с другим не менее важном вопросом ответственности оператора платформы в гражданско-правовых отношениях. Проблема ответственности в разной степени урегулирована для разного типа платформ.
Ответственность для владельца агрегатора установлена в виде возмещения убытков в случае непредоставления и (или) предоставления недостоверной информации о себе, продавце или товарах (услугах). В соответствии с законом владелец агрегатора привлекается к ответственности, если он изменил информацию и будет установлено, что именно он внес изменения в нее, сделав ее недостоверной (неполной), его ответственность исключается в ситуации, когда информация недостоверна без внесения изменений. На владельца агрегатора не налагается обязанность подбирать для потребителя добросовестных и ответственных контрагентов.
Владелец агрегатора должен осуществить возврат суммы полученной им предварительной̆ оплаты товара (услуги) в течение 10 календарных дней со дня предъявления покупателем такого требования при соблюдении одновременно нескольких условий: товар (услуга) не передан потребителю в срок (услуга не оказана в срок); потребитель направил продавцу (исполнителю) уведомление об отказе от исполнения договора купли-продажи (договора возмездного оказания услуг) и в такой ситуации продавец будет нести ответственность за нарушение договора, а владелец агрегатора выступает исключительно посредником между продавцом и покупателем. Еще одним подтверждением этого положения служит отсутствие в законе норм, которые устанавливали бы субсидиарную ответственность владельца агрегатора в случае невозврата продавцом (исполнителем) денежных средств за непереданный̆ товар (неоказанную услугу).
Сложившаяся судебная практика пошла по пути расширения информационной обязанности владельца агрегатора и тем самым расширила его сферу ответственности. Верховный суд РФ в одном из своих определений отметил, что «являясь владельцем агрегатора информации о товарах (услугах), общество создает у потребителя впечатление о том, что услуга по перевозке пассажиров и багажа легковым такси будет оказана в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством Российской̆ Федерации к оказанию таких услуг, не информируя потребителя о том, что услуга может быть оказана лицом, не имеющим всех разрешительных документов на осуществление данного вида деятельности». Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ делает акцент на необходимость контроля и проверки информации, получаемой от продавцов (исполнителей).
Несмотря на установленную законом систему норм об ответственности владельца агрегатора, сам агрегатор, почти всегда пытается ограничить или даже исключить ответственность в своих правилах или пользовательских (лицензионных) соглашениях. Так к примеру, в Правилах использования сервиса «Яндекс Маркет» в последнем разделе отмечается, что Яндекс не несет ответственности за временные сбои и перерывы в работе Сервиса, и вызванные ими потери информации, а также сохранность информации, правильность и своевременность ее передачи и доставки и т.д.
В Правилах нет положений, которые устанавливали ли бы ответственность оператора перед пользователями, но в них закрепляется право платформы в любое время и без уведомления изменять текст Правил и изменения вступают в силу автоматически. Аналогичные положения, исключающие ответственность оператора, можно найти и в других пользовательских соглашениях («AUTO.RU», Кинопоиск и т.д.)
Такого рода ограничения ответственности ничтожно в силу положений Гражданского кодекса, в частности, когда речь идет о потребителе физическом лице, но также возможно применение норм о кабальных сделках, когда потребителем выступает юридическое лицо.
Ответственность оператора инвестиционной платформы подробнее раскрыта в федеральном законе и может наступить по трем основаниям, в соответствии со статьей 12 Закона об инвестиционных платформах. В то же время однозначно закрепляется, что оператор инвестиционной платформы не отвечает по обязательствам лиц, привлекающих инвестиции, что аналогично подходу, сформированному законодателем для владельца агрегатора.
В законе закреплено не так много норм, содержащих условия наступления ответственности оператора финансовой платформы, в основном это определяется правилами финансовой платформы, которые регистрируются Банком России. Но можно привести в пример норму статьи 7, где устанавливается ответственность оператора в виде возмещения убытков в случае нарушения обязанности обеспечить достоверность информации, предоставляемой им регистратору финансовых транзакций.
Таким образом, можно выделить несколько элементов, характеризующих оператора цифровой платформы. В первую очередь речь идет о круге субъектов, имеющих право осуществлять деятельность оператора, несмотря на различные подходы по отдельным видам платформ, представляется целесообразным закрепить на общих началах в качестве субъектов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так как это может способствовать повышению ответственности и выступает дополнительной гарантией для пользователей платформы. Относительно вопроса правового статуса, а в частности, именно обязанностей оператора, для всех видов платформ законодатель выделяет информационную обязанность, которая выступает неотъемлемой и системообразующей частью правового статуса оператора и определяет его в качестве субъекта правоотношений. В сфере ответственности не все так однозначно, со стороны норм права она не получила должного закрепления, в то время как сами платформы (в частности, агрегаторы информации) пытаются ее исключить в своих правилах, на мой взгляд представляется разумным, расширить основания наступления ответственности оператора цифровой платформы, предусмотреть варианты, которые далее будут развиваться и уточняться для конкретного вида цифровой платформы.