Правовое регулирование финансовых механизмов туризма в России

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
В условиях развития внутреннего туризма возникает актуальность развития объектов данной сферы, создания благоприятной инфраструктуры для увеличения количества отдыхающих. В связи с этим возникают вопросы правового регулирования финансирования туристкой деятельности, способствующей ее развитию и трансформации. В статье делаются выводы о том, что: 1) законодательно отсутствует положение, закрепляющее возможные источники финансирования туристкой деятельности; 2) финансовый механизм представлен бюджетным финансированием и инвестированием, включая, краудфандинг; 3) использование зарубежного опыта позволяет увеличить объемы бюджетного финансирования путем расширения практики введения курортного сбора, но даже несмотря на эту меру, инвестирование остается преобладающим элементом в рамках финансового механизма.

В настоящее время развитие туристской деятельности в РФ является достаточно актуальной проблемой в связи с тем, что введение международных санкций не способствует вовлечению российских граждан в международный туризм, так как создает дополнительные проблемы с оформлением документов или осуществлением расчетов.

В связи с этим следует обратить внимание на развитие отечественной туристской индустрии, а именно вопросов правового регулирования ее финансирования. Следует учитывать тот факт, что несмотря на наличие федерального законодательства, регулирующего туристскую деятельность в рамках отдельного закона, в нем отсутствуют вопросы финансового механизма данной сферы. Отсутствие указание на источники финансирования в законе воспринимается рядом ученых как негативное явление, с чем нельзя не согласиться, поскольку этот факт не позволяет всем субъектам данной деятельности получить информацию о максимально возможном привлечении денежных средств в рамках осуществления государственной политики, а также издержках и льготных механизмах.

В связи с этим, при анализе данного вопроса, следует исходить из общих положений, позволяющих выстроить финансовый механизм туристской деятельности, который может быть представлен: бюджетным финансированием и инвестированием.

Традиционно одним из источников финансирования данной сферы являются бюджетные средства, выделяемые в рамках федеральных целевых программ (далее – ФЦП). Уже достаточно долго существует бюджетное финансирование в рамках направления «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации». Изначально существовала программа до 2018 года, потом ее продлили до 2025 года.

Обобщая информацию, связанную с анализом предыдущей ФЦП, следует отметить, что запланированных и выделенных средств оказалось недостаточно для ее реализации, поскольку по мнению специалистов необходимо было около 20 млрд руб. в год. Видимо, данное обстоятельство было учтено и в рамках следующей программы увеличили объем финансирования, правда за счет внебюджетных средств.

На данном этапе существует федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)», согласно которой ее целью является создание условий для эффективного развития данной сферы с увеличением вклада туристской отрасли в отечественный ВВП на 70% к моменту окончания срока ее действия.

Объем финансирования данной Программы составляет 422,2 млрд. рублей, а источники финансирования представлены следующими средствами:

- федерального бюджета - 69,3 млрд. рублей (16,4%),

- консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 12,4 млрд. рублей (3%);

- внебюджетных источников - 340,5 млрд. рублей (80,6%).

Как видим, основное финансирование предусмотрено за счет внебюджетных источников, что объясняется, скорее всего, дефицитом федерального бюджета.

По мнению ряда авторов выделяемые бюджетные средства являются недостаточными для развития туристской отрасли, поскольку помимо основной деятельности необходимо проводить маркетинговые исследования, осуществлять рекламно-информационную работу, организовывать туристские выставки, семинары и пр. Данную проблему предлагается решать за счет использования зарубежного опыта, связанного с передачей определенной части полномочий в сфере управления туризмом субъектам РФ, что придаст им большей самостоятельности по решению ряда вопросов. В частности, подобная децентрализация существует в США, Германии, Испании, то есть в тех странах, где присутствуют наибольшие доходы от туризма.

В настоящее время, в целях увеличения финансирования туристской деятельности, поскольку бюджетного финансирования является недостаточно, можно использовать общие меры, позволяющие увеличить объем денежных средств:

- использование государственно-частного партнерства в сфере туризма;

- выделение особых экономических зон;

- увеличение налогового/фискального бремени за счет повышения ставок существующих налогов или введения новых платежей.

Рассматривая первые две меры, следует сказать, что они взаимосвязаны, так как государственно-частное партнёрство лучше осуществлять на территории особых экономических зон, поскольку целью их создания является, в том числе и привлечение инвестиций в различные субъекты РФ. В связи с этим, в данных зонах предусматриваются льготные налоговый и таможенный режимы.

С момента введения на территории РФ особых экономических зон, было создано несколько туристско-рекреационных зон - в Тверской области («Завидово»), Калининградской области, Ставропольском и Краснодарском краях, Северной Осетии («Мамисон»), Республике Ингушетии («Армхи и Цори»), Республике Дагестан («Матлас»), Кабардино-Балкарской Республике («Эльбрус»), Чеченской Республике («Ведучи»), Карачаево-Черкесской Республике («Архыз»), Республике Алтай, Алтайском крае («Бирюзовая Катунь»), Республике Бурятия: («Байкальская гавань») и Иркутской области («Ворота Байкала»).

Пока отечественный опыт развития не дал того положительного эффекта, который от них ожидался. В частности, результаты проверки Счетной Палатой РФ в 2018 году показали неэффективность семи рассматриваемых зон, на развитие которых было выделено из бюджета 55 млрд рублей. От частных инвесторов было привлечено 7,6 млрд рублей, т.е. 0,14 руб. на 1 руб. бюджетных средств, вместо планируемых 15 руб.

В отличие от РФ за рубежом использование особых экономических зон является достаточно эффективной мерой для развития туризма, так как для инвесторов предоставляется большой перечень льгот в рамках налогообложения.

Наиболее показательным является опыт Китая, где существуют особые экономические районы и зоны. Среди них. Можно выделить «Пудун» и «Пусан», находящиеся в Шанхайском особом экономическом районе. В каждой зоне предусмотрены налоговые преференции. В частности, в «Пудун» отменена уплата некоторых налогов (НДС, потребительских налогов, налогов на доход иностранного персонала и пр.) как на весь период деятельности, так и на определенный срок: от 3 до 5 лет, причем это может быть как отмена полной уплаты, так и частичная. Например, в «Пусан» полностью освобождены уплаты от подоходного и транспортного налогов, налога на прибыль корпораций и их снижение наполовину в последующие 2 года, а также освобождение от уплаты местных налогов с последующим их снижением на половину в течение 2 лет.

Относительно второй меры, связанной с повышением налогового/фискального бремени, следует отметить, что данное направление является дискуссионным. В настоящее время существует курортный сбор, введенный в 2018 году в ряде субъектов РФ (Республика Крым, Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края), плательщиками которого являются граждане России и иностранные граждане, решившие посетить данные территории с целью отдыха. Позже круг субъектов РФ расширился Санкт-Петербургом и федеральной территорией «Сириус». Суммы, полученные в результате уплаты курортного сбора, подлежат зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого он введен или в бюджет федеральной территории «Сириус». Кроме того, на данных территориях выделен Фонд развития курортной инфраструктуры объем, которого утверждается в размере не менее прогнозируемого объема доходов бюджета данного субъекта от уплаты курортного сбора. Средства указанного Фонда направляются на финансирование работ, связанных с содержанием и благоустройством объектов курортной инфраструктуры.

По итогам первого года эксперимента в Ставропольском крае было перевыполнение плана по доходам от уплаты курортного сбора в 2018 году на сумму 3,961 млн. рублей. Кроме того, бюджет был пополнен суммами штрафов за неуплату данного сбора, так как было возбуждено 196 дел об административных правонарушениях, в результате которых взыскано штрафов в судебном порядке, на общую сумму 70 тыс. руб., а также в досудебном порядке более 190 тыс. рублей. В Краснодарском крае в 2019 г. объем доходов от курортного сбора превысил 225 млн рублей.

Кроме того, бюджеты данных субъектов пополняются и налоговыми доходами, получаемыми от курортных и туристских организаций. Если проанализировать подобные поступления в краевой консолидированный бюджет Краснодарского края от санаторно-курортных и туристических организаций с 2018 года по 2022 год, то можно увидеть периодическое пополнение доходов бюджета. До 2021 года просматривается тенденция к постепенному увеличению таких доходов, а потом произошло снижение, что объясняется, в том числе, соответствующими событиями, происходящими в РФ, а также применения международных санкций в отношении российского государства.

Введение курортного сбора связано, в том числе и с мировой практикой, которая свидетельствует о наличии туристского налога в ряде стран (США, Канаде, Франции, Казахстане и др.), которые устанавливаются, как в твердой форме - фиксированной суммы платежа, так и адвалороной – процентах от стоимости номера проживания. В большинстве стран подобный налог вводится федеральным законодательством, а поступления зачисляются в местные бюджеты.

Говоря об инвестировании в качестве одного из базовых элементов финансового механизма, следует отметить, что по мнению большинства ученых, второй элемент данного механизма является преобладающим в теории практики туристской деятельности, поскольку бюджетного финансирования оказывается не достаточным для развития сферы туризма. В связи с этим развиваются различные виды и формы инвестиций. В частности, кроме традиционных источников финансирования/инвестирования, в последние годы получает распространение такой механизм, как краудфандинг, известный как народное финансирование. Применительно к туристской деятельности данный механизм позволяет каждому желающему профинансировать какой-либо туристский субъект, инвестировав любую сумму в проект, предложенный на сайте. В РФ это возможно осуществить через интернет-платформу «Планета.ру», которая предлагает, в том числе, различные проекты ответственного туризма, включающего в себя: экологический, волонтерский, социальный, сельский туризм и пр. В настоящее время представлены следующие проекты, требующие финансирования: «Развитие фермы ЖакинДом и ЭКОтуризма», «Адаптивный туризм в городе Новороссийске», «Место силы и легенд с. Безверхово, Приморского края», «РЕЗИДЕНЦИЯ «ГОРОД-ТЕАТР» (арт-туризм). Подобные проекты являются частными, но тем не менее позволяют развивать туристскую сферу в РФ.

Подводя итоги, анализа финансового механизма туризма в России, следует отметить:

  1. комплексно данный вопрос не урегулирован на законодательном уровне, в связи с чем, целесообразно предложить внести в закон, регулирующий туристскую деятельность, главу, посвященную ее финансированию с указанием его возможных источников;
  2. несмотря на то, что используется как бюджетное финансирование, так и инвестирование данной деятельности, преимущество остается за последним;
  3. использую положительную практику зарубежных стран по увеличению бюджетного финансирования при помощи фискальных платежей, в РФ также расширяется территория введения курортного сбора, позволяющего увеличить объем средств для использования их на развитие объектов туризма.
Автор: Цареградская Юлия Константиновна,
профессор кафедры Московского государственного института международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, доктор юридических наук, доцент
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал