Правовая защита лиц, уведомивших о коррупции

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
В статье рассматривается международный опыт борьбы с коррупцией в условиях глобальных изменений. В свете выхода России из группы государств по борьбе с коррупцией и денонсации Страсбургской конвенции 1999 года, важно изучить антикоррупционные практики стран, не входящих в список недружественных. Особое внимание уделяется методам контроля и предотвращения коррупции, включая опыт Арабской конвенции по борьбе с коррупцией. К примеру, вступление Катара в эту конвенцию в 2010 году и организация в 2025 году конференции по противодействию коррупции. Исследуется вопрос имплементации международных норм в российское законодательство с учетом денонсации некоторых международных актов. Особое внимание уделяется вопросам административно-правовой защиты лиц, уведомивших о коррупции.

Одним из основных правовых регуляторов в борьбе с коррупцией являются международные правовые нормы, которые направлены на унификацию средств по противодействию коррупции и их адаптации для различных стран. Развитие международного сотрудничества России в области борьбы с взяточничеством в 2022-2023 годах претерпевает существенные изменения, которые обусловлены новыми реалиями международных отношений.

Федеральный закон от 28 февраля 2023 г. № 42-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» прекратил взаимодействие РФ и Совета Европы в противодействии коррупции уголовно правовыми средствами.

В текущей ситуации остаются действующими следующие международные договоры, направленные на борьбу с взяточничеством и ратифицированные Российской Федерацией: Конвенция ООН против коррупции, Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок.

Конвенция ООН против коррупции представляет собой исходное международное соглашение, содержащее в себе основные направления по борьбе с взяточничеством и коррупционными правонарушениями, усиливающее взаимодействие между странами в этой сфере. Растущее число участников и проводимых антикоррупционных мероприятий на мировом уровне подтверждают актуальность и значимость данного договора.

В 2025 году в Катаре состоится очередное заседание стран-участниц Конвенции ООН против коррупции. На данном мероприятии, которое проходит раз в два года, участники обсудят прогресс в выполнении Конвенции ООН против коррупции и обменяются опытом и лучшими практиками по предотвращению и борьбе с взяточничеством. На конференции, в том числе, предполагается рассмотрение таких вопросов, как защита информаторов, прозрачность собственности бенефициаров и мер, связанных с государственными закупками.

Небеспочвенны организаторские усилия Катара в проведении вышеуказанной Конференции. В 2007 году государство Катар ратифицировало основную Конвенцию ООН против коррупции. Катар взял на себя обязательство бороться с взяточничеством, отмыванием денег, хищениями, злоупотреблением служебным положением и другими формами коррупции, такими как воспрепятствование осуществлению правосудия, а также создать специализированные учреждения для усиления предотвращения коррупции. За годы, прошедшие после присоединения Катара к Конвенции ООН против коррупции, были предприняты успешные шаги по укреплению институциональной антикоррупционной системы. Было создано Управление по вопросам административного контроля и обеспечению прозрачности, призванное выступать за честность в государственных учреждениях Катара, а также способствовать предотвращению коррупции. Ему поручено разрабатывать и контролировать реализацию национальной стратегии Катара по предотвращению коррупции. Также стоит отметить Отдел финансовой информации – подразделение финансовой разведки Катара, уполномоченное собирать и анализировать операции по отмыванию денег. Отдел может издавать директивы и рекомендации для финансовых учреждений и благотворительных организаций, а также запрашивать информацию у соответствующих органов. Организация тесно сотрудничает с правоохранительными органами и прокуратурой. Государством также предприняты шаги по совершенствованию процедуры борьбы с отмыванием денег и реформированию системы спонсорства.

Успех Катара в борьбе с коррупцией был косвенным результатом присоединения страны к Арабской конвенции по борьбе с коррупцией в 2010 году. Данная конвенция реализована на основных принципах двух ранее указанных международных соглашений стран-участниц ООН, направленных на борьбу с транснациональной организованной преступностью и коррупцией. Арабская конвенция устанавливает дефиницию коррупционных преступлений и направлена на введение уголовно-правовых санкций в отношении юридических лиц, а также на увеличение сотрудничества арабских стран в этой области.

В 2026 году Катар примет шестую сессию конференции государств-участников Арабской Конвенции против коррупции.

Конвенция была заключена и ратифицирована в 2010 году и вступила в силу в 2013 году. В своем Уставе Лига арабских государств подчеркнула необходимость арабского сотрудничества в борьбе с коррупцией как транснациональным явлением.

Согласно Конвенции, «коррупция является преступлением, которое принимает множество форм и оказывает негативное воздействие на моральные ценности, политическую жизнь, экономику и общество».

В частности, в Арабской конвенции установлен список коррупционных правонарушений, подлежащих криминализации странами, ратифицировавшими Арабскую конвенцию.

Отдельного внимания заслуживает положения Арабской конвенции о защите информаторов, свидетелей, экспертов и потерпевших. Статья 14 данного международного договора указывает на необходимость оказания юридической помощи вышеназванным лицам, которые предоставляют сведения о коррупционных преступлениях. Правовая защита распространяется также на родственников и аффилированных лиц, и направлена на предотвращение давления на информаторов, свидетелей, экспертов и потерпевших. Предполагается сохранение конфиденциальности данных о личности и месте жительства вышеуказанных лиц, вплоть до предоставления защиты в месте проживания. Сведения передаются способами, которые позволяют обеспечить безопасность дачи показаний, в том числе при помощи использования современных технологий и сети «Интернет». За раскрытие конфиденциальной информации предусматриваются санкции.

Наша страна активно участвует во многих форматах сотрудничества, таких как БРИКС, и уделяет большое внимание укреплению регионального взаимодействия. В частности, можно отметить Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в противодействии коррупции, подписанное в 2022 году.

В данном контексте необходимо активно продолжать работу на международных площадках по борьбе с коррупцией, с целью укрепления сотрудничества с заинтересованными странами на основе принципов равенства и взаимного учета национальных интересов. Представляется важным исследование опыта в области противостояния коррупционным правонарушениям тех стран, которые не являются недружественным по отношению к Российской Федерации, с учетом денонсации Страсбургской конвенции 1999 года об уголовной ответственности за коррупцию, и выхода РФ из состава ГРЕКО (Группа государств по борьбе с коррупцией).

В российском законодательстве настало время развития области обеспечения правовой защиты лиц, сообщивших о случаях коррупции. Изучая Арабскую конвенцию, возможно предложить изменения в административное законодательство в целях борьбы с коррупцией, включая внедрение мер по защите лиц, обративших внимание на коррупционные нарушения. К ним могут относиться:

- обеспечение конфиденциальности данных о лице, сообщившем о коррупционном правонарушении, а также информации, содержащейся в его обращении, незаконное разглашение этих сведений должно влечь за собой административную и уголовную ответственность;

- предоставление бесплатной юридической помощи лицам, информировавшим о коррупционных преступлениях;

- гарантия защиты прав и законных интересов лица, раскрывшего коррупционное преступление, в связи с выполнением им служебных обязанностей на протяжении нескольких лет после подачи сообщения.

Коррупционные преступления стали глобальной угрозой из-за их масштабов и эффективности. Для сокращения их влияния необходимо активное сотрудничество между странами. Важно не только соблюдать международные конвенции и законы, но и включить их принципы в национальное законодательство. Также нужно усилить партнерство между государствами, разделяющими общие глобальные ценности.

Автор: Искаков Олег Михайлович,
юридический факультет имени М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал