Цифровизация всех сфер жизни дала основание говорить о новой модели государственного управления и новой концепции отношений публичной администрации и общества, которую последние годы именуют «платформенной».
Считается, что впервые о государстве как о платформе (Government as a Platform, точный перевод - «правительство как платформа», аббревиатура - GaaP) заявил американский исследователь и издатель Тим О’Рейли (Tim O'Reilly) в 2009 году. В 2010 году он применил аналогию с «платформой» к законодательству. Т. О’Рейли настаивает на том, что развитие искусственного интеллекта приведет к симбиозу машины и человека и размышляет, как интернет-платформы и искусственный интеллект меняют природу бизнеса, образования, правительства, экономики. Еще один исследователь платформизации государства Ричард Поуп (Richard Pope) считает, что современная ситуация — это реализация мира, «нарисованного» Т. О’Рейли чуть боле десяти лет назад.
Термин «платформа» используется в различных областях знаний. В слово вкладываются уже не только те значения, которые объясняются в словаре С. И. Ожегова. Тот же Р. Поуп обращает внимание на опасность применения междисциплинарного термина для разных профессиональных областей, к которым относится и «платформа». Последняя может означать для разработчика сервисов нечто иное, чем для инженера-программиста и совсем другое для экономиста.
К платформам современные авторы относят активы (продукты, технологии, технические модули и пр.), которые обеспечивают основу для разработки дополняющих продуктов, технологий и сервисов.
Термин «государство как платформа» или в дословном переводе «правительство как платформа» используется для обозначения всей экосистемы общих ресурсов государства (API, открытые данные и их наборы, стандарты, а также услуги построенные на их основе и процессы управления).
Платформизацию всех сфер, в том числе и государственного управления, можно определить как проникновение цифровых платформ в инфраструктуру, процессы и устройство.
Фонд «Центр стратегических разработок», анализируя трансформацию системы государственного управления, в своем докладе по поводу платформенной модели указывает, что впервые в России начали публично говорить об идее «государство-как-платформа» в 2017 году, подразумевая под этим трансформацию государственного управления с использованием возможностей, которые дают современные технологии.
Основной предпосылкой возникновения концепции «государство как платформа» является применение новых технологий и искусственного интеллекта во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в государственном управлении.
Следующим фактором появления нового подхода можно считать стремление государственных администраций к большей открытости. Правительства во всем мире делают свои данные доступными для общественности стремясь к модернизации и прозрачности.
Успешная практика взаимодействия интернет-инфраструктуры и услуг бизнес компаний зарубежом (таких как Apple, Google, Airbnb, Twitter, eBay, Alibaba и др.) также стала стимулом для платформизации государственного управления.
Следующей предпосылкой возникновения новой модели управления является необходимость сокращать расходы со стороны публичной администрации. Новое направление в госуправлении — «бережливое правительство» (Lean Government) также является фактором, способствующим внедрению и принятию модели платформенного государства. Платформы становятся ресурсом/местом для взаимодействия объединенных участников и позволяют правительству его координировать, одновременно реализуя принципы бережливого правительства.
Перестройка управления и администрации по правилам платформ обещает радикально улучшить качество услуг для населения, сделать процессы проще и быстрее, облегчить работу для государственных служащих, удовлетворить потребностей людей и частного сектора (бизнеса). Платформы начинают разрушать организационную разрозненность государственных ведомств, экономить деньги бюджета и менять качество услуг, которые предоставляются населению.
Реализация платформенной модели в России — это развитие ресурса Госуслуги.ru. Управленческий подход «государство как цифровая платформа» Ю. В. Ирхин рассматривает в виде дальнейшего количественного и качественного развития «электронного государства», электронного портала государственных услуг. Однако, следует помнить, что это ресурс с высокой степенью централизации, а высокоцентрализованный подход, по мнению исследователей, создает проблемы для реализации идей платформенной концепции, в том числе для ее масштабирования.
Специфическими чертами для платформенной модели управления являются:
- Применение современных технологий.
- Простота: имеется в виду простота для пользователей. Здесь же следует сказать, что есть мнение, будто платформы должны выполнять лишь одну-две задачи. Так, Р. Поуп указывает, что платформы обычно хорошо справляются с одной задачей - отправить сообщение, проверить статус заявки, проверить факт или геокодировать адрес. Простые платформы проще использовать/править/модернизировать и разработчикам.
- Множественность платформ: из простоты задач появляется необходимость создания довольно большого количества сервисов. Зарубежные авторы рекомендуют создавать целевые страницы для каждой платформы.
- Гибкость и адаптивность: возможность быстро меняться, принимать вариативные запросы пользователей.
- Открытость: платформы должны быть простыми информационными системами, содержать каталоги файлов открытых данных, предоставлять данные вместе с простыми инструментами поиска и анализа данных, позволять любому пользователю, находить, загружать и запрашивать правительственные данные.
- Интерактивность.
- Возможность взаимодействия/сотрудничества.
Несмотря на значительные шаги, которые предприняли современные страны, восприятие государства как платформы все еще является определенным прогнозом о возможности формирования государством открытой площадки для взаимного общения и сотрудничества организаций, сообществ людей, отдельных граждан с органами государственной власти как с полноценными партнерами. Для его полной реализации требуются усилия, в том числе по стимулированию участия общества в создании контента, формированию компетенций как государственных служащих, так и граждан.
Таким образом, новые технологии (создание ресурсов – платформ для оказания государственных услуг и информирования общества) и ряд в общем-то неизбежных обстоятельств (открытие данных, необходимость экономить и др.) исследователи интерпретировали как трансформацию правительств, основанную на технологических интернет-платформах, назвав это сменой парадигмы самой природы государственного управления. Платформы дают сочетание открытости (прозрачности) и участия граждан в общественной деятельности. Оба принципа выводятся на более высокий уровень с помощью IT – технологий.