Продолжающиеся процессы урбанизации, создания особых территорий, увеличение численности населения все больше и больше увеличивают рыночную стоимость недвижимости в крупных городах и некоторых других благоприятных для проживания и бизнеса местностях, что влечет за собой ряд иных вопросов. В этой связи актуализируется четкость и эффективность системы налогообложения.
В России земельный налог является одним из значимых источников доходов местных бюджетов. На уровне субъектов Российской Федерации проводится работа, направленная на интенсификацию сбора земельного налога для усиления финансовой самостоятельности муниципальных образований.
Основной целью данного вида местного налога выступает поощрение эффективного использования земельных ресурсов и потенциала недвижимости в разных сферах общественной жизни. Поэтому ставка напрямую зависит от целевого назначения участка. Например, ставка для жилого дома будет значительно ниже, чем на участок, предназначенный для промышленной деятельности. Однако участниками налоговых отношений данное обстоятельство воспринимается несколько иначе: резиденты не хотят платить налоги, местные власти не прилагают достаточных усилий для эффективного управления недвижимым имуществом на своей территории. В этой связи актуально рассмотрение земельного права в этой части и отдельных аспектов регулирования муниципальной собственности.
В процессе формирования налога учитываются такие факторы, как площадь участка и местоположение. Так, величина ставки земельного налога в Сочи может отличаться от налога в Рязани из-за разницы в стоимости земли. Кроме того, величина может вырасти при условии нарушения правил эксплуатации территории.
Существует множество способов уменьшения размера земельного налога, который нередко используют резиденты. Например, снижение площади земельного участка или перерегистрация в качестве субъекта малого или среднего предпринимательства.
Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ содержит нормы, регулирующие налогообложение земельных участков на территории муниципалитетов. В соответствии с данным нормативным правовым актом налог на землю является обязательным платежом для всех собственников земельных участков на территории РФ. Налоговые ставки устанавливаются муниципалитетами в пределах границ, определенных налоговым законодательством.
Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 (далее – ЗК РФ) устанавливает правила использования и возможность получения права собственности на земельные участки. В рамках муниципалитета они формируются органами местного самоуправления.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131) играет важную роль в регулировании земельного налогообложения. В соответствии с данным законом, муниципалитеты имеют право на свободу в административном и финансовом управлении своей территорией, включая налоговые и земельные вопросы.
Первоочередным этапом при осуществлении различных земельных операций на муниципальных земельных участках, включая систему налогообложения в широком смысле, является определение их статуса. В соответствии с ЗК РФ, муниципальные земельные участки могут быть признаны собственностью государства, граждан или организаций.
Определение правового режима муниципального земельного участка осуществляется через орган местного самоуправления, а также через уполномоченные государственные органы. Например, в Определении Конституционного Суда РФ от 30.11.2021 № 2642-О рассматривался вопрос об определении статуса земельного участка, на котором расположен водный объект. Продолжая данную дискуссию В.А. Лопатин и А.П. Ревякин поднимают вопрос относительно определения земельного участка под рекой Невой, в створе Дворцового моста в городе Санкт-Петербурге. Очевидно, что система определения земельных участков в обозримом будущем будет трансформирована с учетом востребованности рассматриваемых объектов недвижимости для строительства. В перспективе возможно формирование новых земельных участков путем осушения водных объектов, применения технологии создания намывных территорий, строительство платформ, пирсов и других объектов над водой и пр.
Осуществление земельных отношений по поводу муниципальной собственности требует особого внимания со стороны органов местного самоуправления, ответственных за управление муниципальным имуществом. Необходимо учитывать особенности использования муниципальных участков и обеспечивать четкое и прозрачное регулирование земельных отношений. Это позволит обеспечить эффективное использование земельных ресурсов и устойчивое развитие территории. Вышеизложенные положения подтверждают необходимость разработки классификации полномочий органов местного самоуправления в области земельных отношений, учитывающей имеющиеся пробелы в законодательном регулировании. Конструктивный подход к решению указанных вопросов является основанием для эффективного функционирования системы налогообложения на местном уровне.
Реформы в области и налоговой системы, в том числе в части земельного налога в настоящее время являются одними из приоритетных задач Правительства Российской Федерации. Целью таких реформ является упрощение процедуры получения земельных участков на различные цели, а также снижение налоговой нагрузки на бизнес и граждан.
Существенной проблемой, с которой приходится сталкиваться, как налоговым органам, так и муниципалитетам, является проблема собираемости данного налога. Дело в том, что при увеличении налогооблагаемой базы неизбежно возрастает и суммы налога. То есть, те платежи, которые указаны налогоплательщику в квитанции об оплате, могут быть очень существенны, и заплатить налог единой суммой для него бывает очень трудно. В этой связи компетентным органам местного самоуправления необходимо организовать свою деятельность соответствующим образом, используя стимулирующие управленческие инструменты.
Данное обстоятельство связано с рядом факторов:
- Недостаточной осведомленностью налогоплательщиков о процедурах и сроках уплаты налогов, что способствует нарушению сроков и штрафным санкциям.
- Отсутствием прозрачности в системе контроля и расчета земельных налогов.
- Непригодности ряда земель для хозяйственной деятельности или их неиспользование, что приводит к падению доходов от земельных налогов.
- Высокой стоимости сбора земельных налогов, которая может превышать сами налоги, а это потенциально способно снижать мотивацию налоговых органов и местных властей для проведения более эффективного сбора налоговых платежей.
В первую очередь вышеуказанные обстоятельства относятся к малоимущим гражданам. Поэтому необходимо предусмотреть оплату земельного налога по желанию налогоплательщика: или поквартально, или в некоторых случаях один раз в год единой суммой.
Еще одной проблемой, с которой сталкиваются муниципалитеты при установлении и сборе земельного налога, является методика оценки земельных участков для целей налогообложения. Данная система несовершенна и требует серьезных доработок. В частности, она не учитывает особенностей земельных участков, их месторасположения, которые могут быть самыми разными. На сегодняшний день для всех земельных участков применяется одинаковая методика оценки, будь то ровные участки с хорошей почвой, болота, овраги и т.д. Такой подход к оценке разрабатывался Министерством экономического развития Российской Федерации и сделан в целом для всей России, не учитывая ни региональных особенностей, ни тем более особенностей местности. Помимо всего прочего, последняя редакция была больше 20 лет назад, тогда как имущественные, земельные, налоговые и др. отношения существенным образом трансформировались за данный промежуток времени.
В связи с чем представляется актуальным вопрос улучшения системы кадастровой оценки. Это необходимо по нескольким причинам. Во-первых, существующая система не отражает рыночную цену недвижимости, что может приводить к несправедливым оценкам и налоговым платежам. Во-вторых, процедура кадастровой оценки иногда ложно устанавливает стоимость недвижимости, которая не соответствует рыночной цене. Оптимизация этой деятельности вполне может быть инициативно взята на себя органами местного самоуправления, как заинтересованных в максимальном сборе земельного налога.
Например, недвижимость может быть оценена сильно занижено, если кадастровый инженер не принимает во внимание рыночные цены на соседние участки или объекты недвижимости, находящиеся в том же районе. Кроме того, система кадастровой оценки может быть дискриминационной и несправедливой, если она не учитывает разницу в цене между новыми домами и старыми.
В итоге существующая система кадастровой деятельности может приводить к социальной несправедливости и ущемлению интересов владельцев недвижимости или муниципальных бюджетов. Совершенствование данной системы является необходимым шагом для обеспечения более точной и справедливой оценки стоимости недвижимости в соответствии с рыночными ценами и интересами всех заинтересованных сторон.
Таким образом, правовое регулирование земельного налогообложения на муниципальном уровне является сложным и многоступенчатым процессом, который основывается на налоговом, земельном законодательстве РФ и на основе норм, регламентирующих осуществление местного самоуправления, включая местный уровень правотворчества. Существующие проблемы, связанные с низкой собираемостью налогов, ограниченностью ресурсов, можно было решить на местном уровне путем применения ряда предложений, изложенных выше.