Изначально дискуссии велись именно по поводу добровольного взноса в бюджет из прибылей, полученных в финансово удачном 2022 году, речь шла не о повышении налогов, а о платеже в формате windfall tax.
Windfall tax дословно можно перевести как «налог на доходы, принесенные ветром», то есть это «налог на неожиданную удачу». «Неожиданной удачей» в случае с windfall tax считается «лишняя» прибыль. Налог на непредвиденную прибыль – это дополнительный сбор, который взимается с компаний, обычно определенных отраслей, когда экономические условия позволяют им получать прибыль, значительно превышающую среднюю для пополнения государственного бюджета.
С правовой точки зрения возникало множество вопросов по поводу того, как могла бы функционировать данная система в России. Какие были бы преимущества за уплату данного сбора и какие санкции за неуплату. Дмитрий Песков отмечал, что «обсуждаемый взнос крупного российского бизнеса в бюджет на нужды страны – добровольный, но предприниматели должны отдавать себе отчет относительно нынешних реалий и потребностей государства». Интересной являлась позиция Олега Дерипаски: «Если ЦБ в обмен на «добровольный сбор» в бюджет спишет бизнесу равноценные задолженности перед госбанками, это станет сбалансированным решением, хоть и не лучшим». При таком исходе инициатива была бы воспринята представителями бизнеса более положительно.
После долгих обсуждений в июле 2023 был принят закон, который устанавливает налог на сверхприбыль для организаций, у которых средняя доналоговая величина прибыли за 2021 и 2022 превысила 1 млрд руб. Под сверхприбылью подразумевается положительная разница между средней арифметической прибылью за 2021 – 2022 и таким же показателем за 2018 – 2019. В расчет берется показатель прибыли до уплаты налога.
Налог на сверхприбыль (10%) должен быть уплачен не позднее 28 января 2024, его сумму компании должны посчитать самостоятельно. Ставку можно снизить до 5%, если перечислить обеспечительный платеж с 1 октября по 30 ноября 2023.
Вышеуказанным федеральным законом утвержден перечень категорий организаций, которые не являются налогоплательщиками налога на сверхприбыль, в том числе налогоплательщиками налога на сверхприбыль не являются:
- молодые компании, созданные после 1 января 2021, но только если бизнес действительно новый и не был реорганизован из компаний, работавших до 1 января 2021;
- организации, у которых не было доходов от реализации по итогам 2018 и 2019;
- организации, которые были в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства 31 декабря 2022;
- организации, которые сами или через дочерние структуры (с долей участия не менее 75%), занимались добычей угля и углеводородов, а также нефтепереработкой;
- производители СПГ, которые до 31 декабря 2022 включительно отправили хотя бы одну партию сжиженного газа за рубеж;
- сельхозпроизводители, которые платили единый сельскохозяйственный налог непрерывно с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 включительно;
- кредитные или некредитные финансовые организации, в отношении которых на 1 января 2023 осуществлялись меры по предупреждению банкротства с участием ЦБ или госкорпорации «Агентство по страхованию вкладов»;
- застройщики, которые реализуют проекты с привлечением денег граждан через счета эскроу, но только если они не платили дивиденды в 2021 и 2022 гг.
Можно отметить, что из всех имеющихся предложений принятый закон является самым оптимальным вариантом выхода из кризисной ситуации, перечень исключений достаточно широкий, а вводимая дополнительная нагрузка посильна крупным компаниям. В настоящий момент данный налог является разовой выплатой, однако, не исключено, что в случае нехватки бюджета его могут взымать повторно.