На одном из недавних совещаний у Президента Российской Федерации министру науки и высшего образования был задан вопрос по поводу, что же нового предлагается в рамках реформы высшего образования? И актуальность этого вопроса все возрастает. Автор в рамках дискуссии о путях дальнейшего развития отечественного высшего образования уже неоднократно высказывал свою точку зрения о предлагаемых в рамках данной реформы сомнительных новациях, в том числе:
- о возможности реализации в рамках одной образовательной программы нескольких квалификаций (специальностей, направлений подготовки) высшего образования – что, по нашему мнению, ведет к профанации высшего образования и грозит деградацией его качества;
- о возможности кардинального снижения требований к допустимому минимальному объему времени, отводимого на аудиторные занятия, в общем объеме учебного времени, планируемого на освоение дисциплин (модулей) основной образовательной программы;
- о попытке фактического сохранения существующей болонской модели двухуровневой структуры высшего образования, камуфлируемой терминологической эквилибристикой и пр.
До конца 2025 года Минобрнауки России планирует внести изменения в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», законодательно закрепив новую модель отечественного высшего образования. Представляется, что реформирование высшего образования должно ориентироваться не на косметический ремонт модели, механистически привнесенный извне, и не на реализацию интересов преимущественно предпринимателей от высшего образования, нацеленных отнюдь не на совершенствование качества подготовки кадров, а, прежде всего, на повышение доходности бизнеса по торговле образовательными услугами.
Очевидно, что работа вузов должна быть направлена на эффективной удовлетворение запросов тех областей и сфер профессиональной деятельности, в интересах которых осуществляется подготовка кадров. Предполагаемые изменения в системе отечественного высшего образования должны отвечать существующим вызовам, создавать оптимальную основу для решения не только текущих, но и прогнозируемых задач по воспроизводству кадров востребованных квалифицированных специалистов.
Одна из острейших проблем, характерная для многих важнейших отраслей экономики и сфер жизнедеятельности общества, это нарастающая нехватка квалифицированных кадров. Остро не хватает кадров медиков, учителей, инженерно-технических специалистов. Критического уровня некомплект кадров достиг и в органах внутренних дел. Поэтому одной из центральных задач системы профессионального образования должна стать ликвидация этого кадрового дефицита. При этом принципиально важно в кратчайшие сроки не только нарастить выпуск дефицитных специалистов. Решать эту количественную проблему необходимо, не снижая, а, наоборот, наращивая качество профессиональной подготовки выпускников. Поэтому предполагаемые изменения в законодательстве должны создать прочную правовую основу для полноценного воспроизводства квалифицированных кадров специалистов.
Один из возможных вариантов эффективного решения этой проблемы – освоение, наряду с традиционной моделью непрерывной реализации программы специалитета, модели поэтапного осуществления программы высшего образования, в которую интегрирована программа профильного среднего профессионального образования.
Рассмотрим основные характеристики такой модели на примере подготовки кадров среднего начальствующего состава органов внутренних дел на базе образовательной программы по специальности «Обеспечение законности и правопорядка» (базовое высшее образование, срок обучения при очной форме – 4 года, квалификация – «юрист»).
Вуз разрабатывает программу по специальности «Обеспечение законности и правопорядка» (специализации – оперативно-розыскная деятельность и административная деятельность полиции), которая предусматривает возможность одновременного получения обучающимися двух квалификаций – наряду с основной квалификацией высшего образования «юрист» получение дополнительной квалификации среднего профессионального образования «юрист». Это программа высшего образования, в которую в качестве составной части интегрирована программа профильного среднего профессионального образования по специальности «Правоохранительная деятельность» (срок обучения при очной форме – 2 года 6 месяцев, специализации – оперативно-розыскная деятельность и административная деятельность полиции).
Реализация такой программы осуществляется в два этапа.
На первом этапе обучающиеся проходят обучение по программе среднего профессионального образования, в которую, в свою очередь, интегрирована программа профобучения по должности служащего «Полицейский» - программа начальной специальной подготовки лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних дел. Срок обучения по данной программе среднего профессионального образования, включая практику, (без учета времени, отводимого на государственную итоговую аттестацию) – 2 года 3 месяца. Она предусматривает:
а) ежедневную аудиторную нагрузку – не менее 6 академических часов;
б) прохождение общеполицейской специальной подготовки, содержание которой реализуется в рамках соответствующего модуля, перечень и объем дисциплин, включенных в него, соответствуют не только программе среднего профессионального образования по специальности «Правоохранительная деятельность», но и программе высшего образования по специальности «Обеспечение законности и правопорядка»;
в) изучение дисциплин социогуманитарной, общепрофессиональной (прежде всего общеюридической) подготовки, перечень которых совпадает в программе среднего профессионального образования (в соответствии с ФГОС СПО по специальности «Правоохранительная деятельность») и программе высшего образования (в соответствии с ФГОС ВО по специальности «Обеспечение законности и правопорядка»), а также дополнен рядом юридических дисциплин из программы высшего образования с учетом реализуемой специализации;
г) изучение дисциплин профессиональной подготовки в соответствии с реализуемой специализацией, перечень которых совпадает в программе среднего профессионального образования и программе высшего образования, а также дополнен рядом дисциплин из программы высшего образования;
д) написание курсовых работ по профильным дисциплинам;
е) на третьем курсе - прохождение практики в соответствии с программой среднего профессионального образования;
ж) прохождение государственной итоговой аттестации - комплексного междисциплинарного экзамена.
Обучающиеся, успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают диплом среднего профессионального образования с присвоением квалификации «юрист», право приступать к выполнению служебных обязанностей по замещаемой должности и переводятся для продолжения обучения на заочную форму – для обучения без отрыва от выполнения служебных обязанностей.
На втором этапе реализации образовательной программы высшего образования для обучающихся еще до откомандирования их по месту службы сразу же после прохождения государственной итоговой аттестации проводится установочная сессия по программе высшего образования (20 дней), и они отправляются к месту прохождения службы.
Далее обучающиеся параллельно с прохождением службы завершают заочное обучение по программе высшего образования (срок обучения - 2 года):
- обучение с акцентом на а) фундаментальную подготовку – освоение еще не реализованной на первом этапе части социально-гуманитарной и общеюридической подготовки по программе высшего образования и на б) практико-ориентированную подготовку – осуществление тренинговой подготовки (реализация практикумов) с учетом реализуемой специализации;
- проходят преддипломную практику по месту службы;
- проходят государственную итоговую аттестацию (защита выпускной квалификационной работы);
- выпускники, успешно прошедшие аттестацию, получают диплом высшего образования.
Таким образом общий срок обучения на первом и втором этапах в сумме составляет 4 года и 6 месяцев, что соответствует нормативному сроку, установленному ФГОС ВО по данной программе высшего образования при реализации ее в заочной форме (в данном случае это сочетание очной и заочной форм обучения).
Предлагаемая модель поэтапного освоения программы высшего образования обеспечивает ряд преимуществ по сравнению с традиционной моделью ее непрерывного освоения только в очной форме, только в заочной форме или только в очно-заочной форме:
во-первых, профильную юридическую и специальную подготовку по замещаемой должности с учетом реализуемой специализации при обучении по данной модели слушатели проходят в полном объеме очно, что существенно повышает качество профильной подготовки сотрудников к профессионально-служебной деятельности по сравнению с заочной и очно-заочной формами обучения;
во-вторых, сочетание обучения и практической профессионально-служебной деятельности помогает обучающимся а) с учетом консультативной помощи преподавателей вуза оптимальнее проходить процесс адаптации на начальной стадии освоения должностных обязанностей и б) уже на этапе обучения формировать способность практически применять профессиональные знания, получаемые в процессе обучения, в меняющихся условиях реальной профессионально-служебной деятельности и способность решать задачи профессионально-служебной деятельности по осваиваемой специальности на уровне практических навыков;
в-третьих, подготовка сотрудников к профессионально-служебной деятельности и освоение ими профильного высшего образования осуществляется с отрывом их от службы только на 2 года 6 месяцев, что позволяет существенно ускорить воспроизводство кадров среднего начальствующего состава основных служб органов внутренних дел с наиболее многочисленным составом без потери качества их подготовки и при существенной экономии расходов министерства на подготовку кадров.
Как уже отмечалось до 01 января 2026 года Минобрнауки России предполагает внести изменения в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», призванные зафиксировать в новой редакции закона нормативные правовые основы отечественной суверенной системы высшего образования. С учетом принципиальной важности данной задачи для перспектив существования нашего государства представляется необходимым внести в федеральное законодательство следующие изменения, которые, с одной стороны, обеспечат реальное восстановление отечественной модели высшего образования, существенно искаженной на предыдущем этапе развития нашей страны, и ориентацию его на национальные интересы, а с другой стороны, создадут условия и гарантии высокого качества высшего образования. В связи с этим предлагается:
1. Восстановить для образовательных программ высшего образования со сроком обучения от 4-х до 6-ти лет название «высшее профессиональное образование».
Предлагаемое наименование адекватно отражает место этого уровня в структуре системы образования Российской Федерации в целом, а также указывает на предназначение высшего образования, которое, наряду со средним профессиональным образованием и дополнительным профессиональным образованием, является важнейшим уровнем в системе профессионального образования России.
2. Восстановить для высшего профессионального образования статус полного, завершенного, достаточного не только для выхода на рынок труда и замещения определенных должностей, но и для поступления в аспирантуру (адъюнктуру), независимо от срока обучения по программе высшего профессионального образования.
Реализация вариантов дифференциации программ высшего образования в зависимости от сроков обучения ведет к фактическому сохранению двухуровневой модели высшего образования, маскируемому терминологической эквилибристикой. Так, например, предлагается модель дискретной, поэтапной реализации пятилетней программы высшего образования по специальности «Юриспруденция», принципиально отличающаяся от рассмотренной в данной статье модели поэтапной реализации программы по специальности «Обеспечение законности и правопорядка» (в соответствии с действующими нормативными правовыми документами – это направление подготовки, бакалавриат). Предлагаемая модель предусматривает:
на первом этапе - после четырех лет обучения прохождение практики, государственной итоговой аттестации (государственного экзамена), выдачу диплома с присвоением квалификации высшего образования «юрист» и последующее трудоустройство;
на втором этапе - доучивание желающих на пятом курсе (после нескольких лет практической работы), защиту выпускной квалификационной работы и выдачу диплома с присвоением второй квалификации высшего образования «юрист-исследователь».
Очевидно, что в данном случае предлагается фактическое сохранение двухуровневой модели высшего образования (четырехлетний бакалавриат + годичная магистратура). Юридическое сообщество с учетом имеющейся практики реализации программ бакалавриата, которые не предполагают полноценной специализации выпускников, в настоящее время признает, что четырехлетнего срока обучения недостаточно для качественной подготовки юристов по специальности «Юриспруденция» к практической деятельности. А для подготовки исследователя в области юриспруденции требуется не один год, а три года обучения в очной аспирантуре (адъюнктуре).
3. Конкретно регламентировать возможность одновременной реализации в рамках образовательной программы высшего образования нескольких квалификаций, исключив возможность одновременной реализации нескольких квалификаций высшего образования и предусмотрев:
а) возможность реализации без увеличения нормативного срока обучения наряду с основной квалификацией:
- второй квалификации, из числа указанных в Перечне профессий и специальностей среднего профессионального образования, которая при наличии соответствующей аккредитации формируется на основе реализации образовательной программы профильного среднего профессионального образования, включенной в качестве составной части в образовательную программу высшего профессионального образования;
- дополнительной квалификации, расширяющей спектр профессиональных задач, к решению которых готовятся выпускники в рамках реализуемой специализации; данная квалификация формируется на основе реализации программы дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка или повышение квалификации), которая включена в качестве составной части в программу высшего профессионального образования;
б) возможность реализации с увеличением нормативного срока обучения:
- дополнительной квалификации, сопряженной по содержанию с основной квалификацией (учитель права, учитель психологии, судебный эксперт в области экономических экспертиз, судебный эксперт в области инженерно-технических экспертиз и т.д.), которая реализуется:
- по согласованию с соответствующим ФУМО, к компетенции которого отнесена данная дополнительная квалификация;
- на основе освоения перечня дисциплин и практик, обеспечивающих формирование необходимых дополнительных компетенций, установленных ФГОС ВО по конкретной специальности, при освоении которой предусмотрено присвоение указанной дополнительной квалификации в качестве основной;
в) регламентацию особенностей вступительных испытаний при поступлении на обучение по образовательной программе, которая предусматривает реализацию второй (дополнительной) квалификации;
г) регламентацию особенностей государственной итоговой аттестации для выпускников, осваивающих образовательную программу, которая предусматривает реализацию второй (дополнительной) квалификации;
д) регламентацию прав выпускников, освоивших в рамках образовательной программы вторую (дополнительную) квалификацию, на занятие должности в соответствующей сфере профессиональной деятельности.
Понятие «получение второй квалификации» предлагается отнести к квалификации среднего профессионального образования, формируемой в рамках образовательной программы высшего образования.
Понятие «получение дополнительной квалификации» отнести:
а) к квалификации, которая установлена в качестве основной для специальности, существенно совпадающей по содержанию со специальностью, в рамках которой формируется данная дополнительная квалификация;
б) к квалификации, формируемой на основе программы дополнительного профессионального образования, включенной в структуру программы высшего профессионального образования.
Реализация в рамках одной образовательной программы даже двух квалификаций высшего образования привлекательна только с точки зрения маркетинговых технологий, однако неприемлема с точки зрения государственных и общественных интересов, поскольку:
а) образование – это не сфера услуг;
б) реализация в рамках образовательной программы двух квалификаций высшего образования (фактически двух программ высшего образования в рамках одного срока обучения) без существенного увеличения нормативного срока обучения (не менее, чем на два года) позволяет реально сформировать обе квалификации, в лучшем случае, только на минимальном уровне среднего профессионального образования;
в) при максимальном увеличении срока обучения по пятилетней образовательной программе (для базового уровня высшего образования – не более, чем до 6 лет) реализация основной квалификации высшего образования возможна только на уровне не выше бакалавриата (4 года, без специализации), а дополнительной квалификации высшего образования – на уровне не выше среднего профессионального образования (2 года).
Если образовательные программы высшего образования по своему содержанию максимально совпадают, то их надо объединять в одну специальность и реализовывать в виде различных специализаций.
Допускаемая в настоящее время действующим законодательством нерегламентированная реализация в рамках образовательной программы высшего образования нескольких квалификаций, в том числе: а) неограниченного количества квалификаций; б) нескольких квалификаций высшего образования, б) непрофильной дополнительной квалификации среднего профессионального образования; в) квалификаций, не сопряженных по содержанию с основной квалификацией, ведет:
- к многообразию образовательных программ, совпадающих по названию и кардинально отличающихся по содержанию (в каждом вузе свое оригинальное содержание профессиональной части подготовки), что делает невозможной адекватную идентификацию работодателями компетентности выпускников и осуществление предметного внешнего контроля за качеством образования, получаемого выпускниками;
- к нарушению важнейших принципов, установленных федеральным законодательством - к разрушению единого образовательного пространства страны и невозможности реализации межвузовской мобильности;
- к возможности реализовывать интегрированные образовательные программы, не согласуясь с требованиями федеральных государственных стандартов, что ведет к утрате государственного контроля за качеством реализации образовательных программ и, в конечном результате, к критической потере качества образования и профанации высшего образования.
4. Предусмотреть для лиц, успешно окончивших обучение по программе профильного среднего профессионального образования, сопряженной с соответствующей программой высшего профессионального образования, возможность продолжать обучение по данной программе высшего образования в сокращенные сроки. Предоставить вузам право:
а) признавать результаты государственной итоговой аттестации по программе профильного среднего профессионального образования, сопряженной с соответствующей программой высшего профессионального образования, в качестве вступительных испытаний на обучение по соответствующей программе высшего образования сразу после завершения обучения по программе среднего профессионального образования;
б) реализовывать программу высшего образования в сокращенные сроки - сокращать срок обучения на время, равное времени, затраченному на освоение профильной программы среднего профессионального образования;
в) наряду с очной, заочной и очно-заочной формами обучения предусмотреть возможность сочетания на разных этапах обучения по образовательной программе различных форм обучения (например, очной и заочной форм).
Предыдущий опыт вузов МВД России подтверждает возможность и целесообразность разработки и реализации сопряженных программ профильного среднего профессионального образования и программ высшего профессионального образования, с соблюдением требований ФГОС СПО и ФГОС ВО по данным образовательным программам.
Эта модель, как уже отмечалось, позволяет обучающимся после получения на первом этапе среднего профессионального образования приступать к профессиональной деятельности и завершать обучение по программе высшего образования уже по заочной форме без отрыва от профессиональной деятельности. В результате:
а) существенно ускоряется подготовка остродефицитных кадров;
б) сочетание очной и заочной форм обучения позволяет обеспечивать оптимальный уровень фундаментальной теоретической и практической подготовки при значительной экономии бюджетных средств, расходуемых на подготовку кадров.
5. Сохранить за ФУМО право разрабатывать ФГОС ВО не только по укрупненной группе специальностей, но и по отдельным специальностям.
МВД России, поддержанное другими министерствами и ведомствами силового блока, настаивает на том, что специфика образовательных программ, ориентированных на подготовку кадров специалистов в интересах законности и правопорядка, обороны и безопасности государства, не позволяет разрабатывать единые ФГОС ВО для соответствующих укрупненных групп, в которые эти образовательные программы включены.
6. Исключить обязательную унификацию содержания первых двух лет обучения не только для программ специальностей одной области образования, но и для программ специальностей одной укрупненной группы (далее – УГС).
Предлагаемая унификация содержания первых двух лет обучения для программ специальностей гуманитарных областей образования (область образования «Наука об обществе и человеке» и др.) потребует необоснованного и существенного завышения объема времени, отводимого на изучение в рамках первых двух лет обучения унифицированного перечня дисциплин социогуманитарного цикла. Это превратит первые два курса обучения исключительно в общеобразовательную подготовку, в продолжение общеобразовательной школы. На общепрофессиональную подготовку (единую для всех специализаций образовательной программы) и профессиональную подготовку (специализация) в этом случае останется только 2 или 3 года (в зависимости от нормативного срока обучения по специальности), что меньше объема программы бакалавриата и не может быть признано уровнем высшего образования.
Предлагаемая унификация содержания первых двух лет обучения для программ специальностей одной УГС также неприемлема, поскольку ведет:
а) к недопустимому нарушению логики последовательности изучения дисциплин, отличной в отдельных образовательных программах с учетом их различной направленности; унифицированная последовательность не будет оптимальной ни для одной из программ, входящих в УГС;
б) к недопустимой унификации объема времени, планируемого на изучение отдельных дисциплин (модулей), осваиваемых на 1 и 2 курсах; унифицированные объемы не будет оптимальными ни для одной из программ, входящих в УГС с учетом их различной направленности;
в) к невозможности составления для 1 и 2 курсов унифицированного расписания учебных занятий по всем специальностям и специализациям, отнесенным к данной УГС, с учетом различной кадровой обеспеченности в различных вузах.
Перевод обучающихся после двух лет обучения допустим (кроме целевого обучения):
а) на другую специализацию – в рамках одной специальности;
б) на другую специальность в рамках УГС – только при условии:
- наличия вакантных мест;
- совпадения содержания вступительных испытаний, которые проходил обучающийся при поступлении на предыдущую специальность, с испытаниями, которые предусмотрены при поступлении на новую специальность;
- перезачета изученных дисциплин, совпадающих по названию и минимально допустимому их объему, а также при условии досдачи выявленной разницы с учебным планом по специальности, на которую переводится обучающийся;
- установления в обязательной части всех ФГОС ВО перечня дисциплин, обеспечивающих реализацию универсальных, базовых и общепрофессиональных компетенций, которые осваиваются, по преимуществу, в рамках 1 и 2 курсов, с фиксированными названиями этих дисциплин и фиксированным обязательным минимумом их объема в зачетных единицах – для обеспечения процедуры перезачета изученных дисциплин.
7. Предусмотреть планирование образовательной организацией объема времени, отводимого на контактную работу, с обязательным учетом норм и ограничений, установленных в ФГОС ВО.
При существенном сокращении объема контактной работы (в первую очередь объема времени, отводимого на аудиторные занятия) стирается грань между очной, очно-заочной и заочной формами обучения. Основополагающие закономерности дидактики определяют, что без контактного взаимодействия педагога и обучающегося нет полноценного образовательного процесса, невозможно обеспечить:
а) качественную реализацию функций образования –не только функций обучения, но и, в еще большей степени, функций воспитания и развития;
б) полноценное формирование когнитивного, операционно-технологического, деятельностного и личностного компонентов компетенций, в том числе: когнитивных и коммуникативных способностей, профессионально значимых практических умений и навыков, ценностно-мотивационной, нравственно-этической ориентации личности специалиста. Не регламентируемое сокращение объема контактной работы, аудиторных занятий целесообразно только для повышения доходности платных образовательных услуг и неизбежно ведет к критическому снижению качества образования.
8. Обеспечить оптимальное сочетание интересов государства, образовательных организаций, работодателей и обучающихся.
Недопустима абсолютизация прав, свобод и интересов образовательных организаций или обучающихся, выхолащивание регламентирующей роли ФГОС ВО, содержащихся в них государственных требований, которые обеспечивают:
а) единство образовательного пространства Российской Федерации;
б) государственные гарантии уровня и качества образования.
9. Сохранить статус федеральных учебно-методических объединений по УГС в качестве общественных организаций, представляющих вузовское экспертное сообщество в соответствующей сфере подготовки кадров и возглавляемых представителем одного из ведущих в этой сфере вузов.
Подобный состав ФУМО соответствует государственно-общественному принципу управления в сфере образования и основной функции, возложенной на ФУМО – организационно-методическое сопровождение реализации образовательными организациями образовательных программ, включенных в УГС. Представители работодателей и федеральных государственных органов и сейчас принимают участие в работе ФУМО с учетом их интересов и в пределах своих компетенций. Тем не менее ФУМО – это организации, представляющие прежде всего экспертное вузовское сообщество, в компетенцию которого входит решение всего комплекса задач, возложенных на ФУМО. Подчинение ФУМО представителям государственных органов приведет к выхолащиванию сути ФУМО, как общественной организации.
Представляется, что активное участие вузовского сообщества, консолидированного в рамках ФУМО – необходимое и важнейшее условие формирования эффективной модели отечественного высшего профессионального образования.