Федеральным законом от 18.03.2023 № 78-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" в УК РФ и в УПК РФ были внесены изменения, направленные на либерализацию уголовной ответственности за ряд преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Суть изменения:
- Внесли изменения в часть 2 статьи 199 УК РФ (Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией - плательщиком страховых взносов, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору; б) в особо крупном размере), а именно снизили максимальный срок лишения свободы с шести до пяти лет.
- Внесли изменения в часть 2 статьи 199.1 УК РФ (Неисполнение обязанностей налогового агента, совершенное в крупном размере), а именно снизили максимальный срок лишения свободы с шести до пяти лет.
- Внесли изменения в часть 2 статьи 199.2 УК РФ (Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов, совершенное в крупном размере), а именно снизили максимальный срок лишения свободы с семи до пяти лет.
- Внесли изменения в часть 2 статьи 199.4 УК РФ (Уклонение страхователя-организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд, совершенное а) группой лиц по предварительному сговору; б) в особо крупном размере), а именно снизили максимальный срок лишения свободы с четырех до трех лет.
Правовым последствием вступления в силу данного федерального закона является сокращение сроков давности для привлечения к уголовной ответственности за эти деяния с 10 лет до 6, так как преступления будут относиться к категории средней тяжести, а не к категории тяжких.
Кроме этого, внесли изменения в ст. 24 УПК РФ, содержащую перечень оснований для отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения. Ее дополнили пунктом «уплата в полном объеме сумм недоимки и соответствующих пеней, суммы штрафа» в соответствии с налоговым законодательством.
При этом уплата недоимки сама по себе не является основанием для прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям, в любом случае лицо будет числиться как привлекавшееся к уголовной ответственности.
Длительное время обсуждаются возможные вариации декриминализации экономических преступлений, в том числе и на самом высоком уровне в Государственной Думе, но результата в виде принятых законов практически нет. Данный федеральный закон один из первых, который принят, опубликован, вступил в силу и улучшает положение налогоплательщика. Однако таких мер недостаточно для поддержки бизнеса в сложной финансовой ситуации, в которой мы находимся из-за беспрецедентного количества санкций.
Проблема не только в нежелании или невозможности платить налоги как положено и вовремя, но и в несовершенстве налогового законодательства. Ошибочно установленная в ходе проверок недоимка в завышенном размере может привести к таким негативным последствия для предприятия как: банкротство предприятия, увольнение сотрудников, а также к уголовной ответственности для руководителя. Зачастую это происходит именно из-за несовершенства налогового законодательства, а также отсутствия положительной судебной практики и специалистов в этих сложных спорах.
В связи с этим в текущих условиях принятых мер недостаточно, необходима дальнейшая трансформация законодательства.