Авторские права в сфере мультипликации: предпринимательский аспект

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
В статье рассматривается мультипликационная деятельность с точки зрения предпринимательства. Из понятия интеллектуальной собственности выводится определение анимационного фильма, примером которого служит мультфильм «Смешарики». Обращается внимание на новаторство в предпринимательской деятельности. Обозначаются проблемы коммерциализации интеллектуального продукта, приводятся конкретные примеры нарушения авторских прав на товарные знаки из судебной практики и предлагаются пути решения обозначенных пробелов в рассматриваемой сфере.

В наше время, когда информация и знания становятся всё более ценными, защита интеллектуальной собственности, включая авторское право, становится особенно важной. Авторское право - это инструмент, который обеспечивает справедливое вознаграждение создателям произведений и стимулирует творческую деятельность. К сожалению, нарушения авторского права всё ещё остаются проблемой в современном обществе. Пиратство в сфере интеллектуальной собственности наносит значительный ущерб правообладателям и снижает мотивацию авторов создавать новые произведения. Нарушения могут проявляться в разных формах: незаконное копирование, распространение, публичный показ и исполнение произведений без разрешения правообладателя.

Обратимся к законодательному аспекту: статья 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации дает нам представление об интеллектуальной собственности через следующее определение: результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана и раскрывает его (понятие) через такие его составные части, как произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); базы данных; исполнения; фонограммы и другие.

Рассмотрим более детально произведения науки, литературы и искусства, которые охраняются авторским правом - институтом интеллектуальной собственности, важность которого мы подчеркнули в начале.

В рамках рассматриваемого права можно выделить отдельный элемент - аудиовизуальное произведение, которое регулируется статьёй 1263 Гражданского кодекса Российской Федерации. Из смысла статьи вытекает, что к данному объекту авторского права относятся видеофильмы и другие подобные произведения, например, мультипликационные.

Что же представляют из себя мультипликационные фильмы и как они связаны с предпринимательской деятельностью? Для определения понятия и его содержания обратимся к статье 3 Федерального закона от 22.08.1996 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации". Мультипликация и анимация близки по смыслу, поэтому, исходя из вышеуказанного определения можно сделать вывод, что анимационный фильм – то же самое, что привычный всем нам мультфильм. То есть законодательно закреплено правовое понимание мультфильмов, которые большинство из нас смотрели в детстве, смотрят до сих пор, видя красивую, красочную картинку, но не задумываясь о том, что же такое «мультфильм» с правовой точки зрения, так как это название вызывало и продолжает вызывать лишь приятные эмоции в предвкушении просмотра интересного сюжета. Отсюда и вытекает взаимосвязь мультипликации с деятельностью предпринимателей, ведь кто, как не они, руководит всем процессом совершенствования тех самых сюжетов?

Так, например, наверняка каждый знает о существовании такого мультфильма, как «Смешарики», - он выступает ярким примером взаимосвязи авторского права с предпринимательской деятельностью и последствиях его нарушения. Также, рассматривая данный мультфильм исключительно в предпринимательском аспекте, мы можем увидеть, как интеллектуальная собственность может масштабироваться и перерасти в крупный бизнес, на который «покушаются» третьи лица.

В 2003 году была основана студия «Петербург», и тогда же появились первые эпизоды мультсериала «Смешарики». Впоследствии авторы проекта обнаружили другую перспективу: посчитали, что использование образов героев мультсериала может стать эффективным инструментом для продвижения различных продуктов и услуг, особенно тех, которые предназначены для детей. Анатолий Прохоров — российский кино- и телепродюсер, - отметил, что «Смешарики» создают бренд-индустрию полного цикла. «Мы умеем придумать медиабренд, сделать к нему аудиовизуальные продукты и предложить их на телевидении, - говорит он А затем перекинуть мостик к товарному бренду и выстроить отношения с розницей».

В разных странах мира проекты, основанные на лицензиях, приносят правообладателям мультфильмов доход, который иногда в десятки раз превышает прибыль от проката. В 2006 году было произведено более 700 видов товаров для детей и продуктов питания, которые были реализованы через розничную торговлю на сумму 50 миллионов долларов. К 2008 году компания уже имела 50 партнёров, а под брендом «Смешарики» выпускалось 1620 видов продукции. Среди них: «Русский Холодъ» (мороженое «Смешарики»), «Новый диск» (компьютерные игры), издательство «Эксмо» (детские книги), «Си-Про» (детские каши), «Джамп Россия» (детские кроссовки), JFC (эквадорские мини-бананы), «Лебедянский» (соки и морсы) и многие другие. Сеть трактиров «Ёлки-палки» украшала персонажами сериала своё детское меню.

Таким образом, придание идее материального характера, то есть продажа товаров, основой для которых послужило авторское право, в будущем может послужить прочной «подушкой безопасности», которая может заменить первоначальную идею, принося еще больший доход, на случай возникновения объективных причин, способных помешать развитию бизнеса. Так, в течение второго квартала 2022 года, после начала специальной военной операции на Украине и введения западных санкций значительная часть международных сделок была приостановлена. Бизнес производителя «Смешариков» также ориентирован на экспорт российской анимации. До 2022 года международные сделки приносили компании до 40% выручки. Однако после начала специальной военной операции их доля сократилась до 25-30%. Но компания все так же продолжает реализацию материальных товаров в пределах нашей страны, что не позволяет ей обанкротиться или потерпеть какую-либо другую неудачу в развитии своего дела. К тому же Генеральный директор группы компаний «Рики», Юлия Немчина, говорит о позиционировании их предпринимательской деятельности «вне политики», что уверенно показывает нам намерение холдинга только укрепляться и не поддаваться событиям, происходящим в мире – это хороший пример, пожалуй, лучшего качества для любого предпринимателя – не сдаваться, несмотря ни на что.

Чем еще должен обладать предприниматель? Чтобы дать ответ на этот вопрос рассмотрим признаки предпринимательской деятельности, вытекающие из ее легального определения: предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации.

Из определения явно вытекают основные, законодательно закрепленные признаки. Но наряду с ними существуют и факультативные признаки, один из которых мы можем заметить на конкретном примере ниже.

Возвращаясь непосредственно к созданию мультфильмов, необходимо заметить, что именно Студия компьютерной анимации «Петербург» стала первой, где все этапы создания фильмов были выполнены в цифровом формате. В рамках этого проекта впервые в нашей стране была применена флеш-технология, которая обычно используется в веб-разработке. Благодаря её применению стало возможным создавать высококачественные продукты в сжатые сроки. Раньше производство одной серии мультфильма «Ну, погоди!» занимало год или полтора, а на студии «Петербург» смогли производить до 30 минут анимации в месяц. При этом качество продукции не пострадало, а затраты значительно снизились.

Отсюда новаторство в предпринимательстве налицо. Так Й. Шумпетеру говорит о том, что предпринимательская деятельность - это не должность или даже не профессия, а, скорее, уникальная и редко обнаруживаемая способность продвижения инноваций на рынок посредством рискового бизнеса. Она является новаторской по самому своему определению и в силу данного обстоятельства служит постоянным источником конкурентной реструктуризации экономики и экономического роста. Здесь мы можем определить ключевую проблему рассматриваемой темы: предпринимательство в мультипликационной сфере – огромный труд, к которому причастны конкретные люди, вкладывающие свои силы, временные и умственные возможности, материальные и физические ресурсы. Поэтому результат их деятельности по праву принадлежит только им, и граждане, которые находятся «в стороне» от создания конечного продукта, не должны пользоваться им в целях извлечения прибыли, то есть в своей предпринимательской деятельности, не связанной с деятельностью авторов, лишь по своему желанию.

Итак, в современном мире мультфильмы играют значительную роль в культуре и развлечениях и нарушение авторских прав при создании и распространении мультфильмов, как уже было обозначено - актуальная проблема нашего времени. С развитием технологий становится всё сложнее контролировать распространение контента, что способствует незаконному использованию авторских материалов. В связи с этим образуется угроза не только недополучения дохода авторами, но и угроза нанесения ущерба качеству произведений, поскольку несанкционированное копирование и изменение контента влияют на его оригинальность и уникальность.

В сфере анимации авторское право защищает творческие идеи, персонажей, сюжеты и другие элементы произведения. Это стимулирует авторов и студии к созданию уникального контента, поскольку они защищены от незаконного копирования и использования их работ, и такой механизм защиты способствует разнообразию и качеству мультфильмов.

Обратимся к судебной практике, чтобы узнать, что может случиться за невинное, на первый взгляд, выступление в костюмах персонажей мультфильма или использование их фигурок на кондитерском изделии.

Ярким примером является Постановление Суда по интеллектуальным правам от 10 февраля 2022 г. N С01-2400/2021 по делу N А34-7893/202. Ответчик нарушил авторские права ООО «Смешарики» на произведения изобразительного искусства - рисунки "Крош", "Ежик", "Бараш", "Лосяш", "Копатыч", "Пин", "Нюша", "Каркарыч", используя их в своем каталоге кондитерских изделий с целью извлечения прибыли, что противоречит гражданскому законодательству.

Продолжая затрагивать судебную практику, которой подтверждается актуальность рассматриваемой темы, обратим внимание на Челябинскую область, где за прошедший год поступило более 10 исков к деятелям предпринимательства от компании ООО «Смешарики». Содержание исков – требования компенсации за использование образов героев мультфильма в деятельности швей, аниматоров, кондитеров, что обошлось предпринимателям достаточно дорого: условно, при стоимости детской шапочки со «Смешариками», которую женщина продала за 2000 рублей, ей пришлось выплатить компенсацию в размере 60 000 рублей и уничтожить само изделие.

На примере еще одного мультфильма рассмотрим, как использовать товарные знаки, не нарушая при этом норм законодательства.

Анимационный фильм «Холодное сердце» вдохновлён произведением Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева», которое было написано в 1844 году. Права на экранизацию этой сказки принадлежали другим студиям, поэтому Disney должна была получить разрешение на использование. Компания Disney провела переговоры с правообладателями и смогла адаптировать сюжет и персонажей сказки Андерсена для своего мультфильма. В результате была создана оригинальная история, которая сохраняет связь с классическим литературным произведением. Таким образом, необходимо обращаться непосредственно к правообладателю для согласования условий и целей использования результатов его интеллектуальной деятельности для избежания негативных последствий.

В качестве способов решения указанной проблемы можно предложить следующие идеи:

1) разработка и совершенствование законодательства в области авторского права: введение мер стимулирующего характера, например, появление системы поощрений за выявление плагиата;

2) большинство граждан используют результаты чужой интеллектуальной деятельности ввиду незнания последствий такого неправомерного использования, поэтому, вероятно, будут результативны образовательные кампании для широкой аудитории о важности защиты авторских прав и их соблюдения.

3) Расширение полномочий специализированных органов в области контроля за использованием авторских прав и в сфере предупреждение населения о недопустимости их применения без соблюдения необходимых правовых процедур;

4) Развитие культуры уважения к авторским правам – нужно сформировать в сознании граждан необходимость признания высокой ценности авторских прав посредством регулярного проведения мероприятий, в рамках которых будут проводиться такие интерактивы, чтобы каждый мог ощутить на себе то, что испытывают правообладатели, когда видят, например, свои товарные знаки на продуктах других людей. Это одновременно может простимулировать повышение престижа предпринимательства в нашей стране и его развитие, так как большее количество людей будет «включено» в данную сферу: сначала посредством интерактивов на мероприятиях, где они смогут попробовать себя в роли автора определенной бизнес-идее, а затем и в реальности у них может появиться желание воплотить эту идею в жизнь, что будет способствовать в целом экономическому подъему.

Важно понимать, что борьба с нарушением авторских прав — это комплексная задача, требующая совместных усилий правообладателей, государства и общества в целом. Таким образом, институт авторского права является важным инструментом, обеспечивающим защиту интересов авторов и правообладателей, а также способствующим развитию культуры, образования и инноваций. Однако для эффективной защиты авторских прав необходимо постоянно совершенствовать законодательство и механизмы его реализации.

Автор: Алина Абдулхакимова,
Кубанский государственный университет
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал