«Без науки сегодня практически никакие успехи в развитии государства невозможны. И если мы в чем-то отстаем, то только потому, что объекту управления не уделяется достаточного внимания…
… Академия всегда была гордостью России, она будущее России, Россия веками стояла не на нефти, не на газе, а на науке, на умах российских»
О. Е. Кутафин
Состояние и тренды. Россия с исторической перспективы занимает значимое место в мировой науке. Национальные научные школы успешно решали социально-экономические задачи и обеспечивали безопасность страны, существенно влияя на накопление научных знаний и создание передовых технологий. Это было достигнуто благодаря соответствующей времени и структуре экономической системы организации научных исследований и технологических разработок. Важнейшее значение в обеспечении устойчивого развития образования, науки и технологий всегда принадлежало аспирантуре как основному ресурсу подготовки высококвалифицированных кадров.
Современный этап развития науки, профессионального образования в действующей геополитической ситуации, в условиях перехода к инновационной экономике, суверенному развитию и глобальному позиционированию российского образования определил новый вектор развития аспирантуры, который не может рассматриваться в отрыве от глобальных трендов в области научно-технологического и образовательного пространства.
Проводя анализ актуальных тенденций научно-технологического развития, можно заметить, что в качестве ключевого тренда выделяется повышение качества образования в целом и следующие направления развития этого тренда, в частности: повышение значимости карьерной осведомленности; создание и развитие онлайн-платформ; аутентичное обучение – метод обучения, основанный на получении навыков исследования, обсуждения, осмысления и конструирования концепций и отношений в контекстах, связанных с реальными проблемами и проектами, которые имеют отношение к учащемуся; мышление высшего порядка – образовательная концепция, основанная на таксономии обучения и применяемая в контексте реформы образования.
В России, в свою очередь, в рамках глобального тренда повышения качества образования наблюдаются влияющие на его развитие события – отказ от Болонской системы образования; повышение конкуретноспособности выпускников, поступающих в высшие учебные заведения; инновационные формы обучения. В сфере спроса на компетенции в области образования к растущим направлениям относятся компетенции, связанные с дистанционными образовательными технологиями и геймификацией образования.
В Докладе ЮНЕСКО по науке «На пути к 2030 году» указывается, что в мировом масштабе все большее число стран, несмотря на кризис, независимо от уровня доходов, стремятся к развитию научных исследований и внедрению новых технологий, увеличивают расходы на исследования и разработки. В отношении России отмечаются негативные тенденции, выражающиеся в финансировании НИОКР в основном государством, застое научной продуктивности, ограниченность инноваций внутренним рынком. Анализ тенденций в области человеческих ресурсов позволил международному учреждению сделать вывод о том, что подготовка высококвалифицированных ученых все в большей степени становится главной задачей российских университетов. Предпочтительными дисциплинами для последипломного образования являются технические науки, экономика, право, медицина и педагогика.
Из вышесказанного вытекает вывод: для достижения целей научно-технологического развития страны необходимо качественно повысить образование, масштабировать постоянный приток научных кадров в соответствующие критически важные отрасли и минимизировать новые риски, препятствующие научно-технологическому развитию Российской Федерации.
Углубляясь в анализ Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, можно отметить следующие проблемы, напрямую касающиеся развития института аспирантуры: неактуальность тематики исследований и разработок, значительная дифференциация научных и образовательных организаций по результативности и эффективности работы, концентрация исследовательского потенциала лишь в нескольких регионах страны, проблема невосприимчивости экономики и общества к инновациям, более низкая по сравнению со странами-лидерами эффективность российских исследовательских организаций, слабое взаимодействие сектора исследований и разработок с реальным сектором экономики.
По оценке Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации, для создания устойчивого кадрового фундамента суверенной экономики существуют следующие риски: ухудшение связей с глобальным научно-образовательным сообществом; ужесточение бюджетных ограничений и частичный перевод экономики в мобилизационный режим; дисбаланс на стыке системы образования и рынка труда; недостаточная готовность преподавательских кадров работе в цифровой среде.
На втором форуме «Преобразование образования», проходившем 16 ноября 2023 г. в Томском государственном университете, министр науки и высшего образования В. Н. Фальков, сформулировал современные принципы науки и образования: открытость, конкурентность, фундаментальность, практичность, технологическое лидерство. Фундаментальность, по мнению министра, включает в себя наличие мягких и цифровых навыков. Глава Минобрнауки предложил рассмотреть «исследовательский» тип магистратуры, выпускники которой будут поступать в аспирантуру.
Таким образом, научные исследования и разработки, фундаментальность, технологичность и инновации в настоящее время рассматриваются в качестве ключевого фактора российского экономического роста и развития. Они, среди прочего, выступили основой для осуществляемой в последнее десятилетие радикальной реформы системы подготовки и аттестации научных кадров.
Реформирование было связано с организационными изменениями вузовской системы, выделением национальных исследовательских и федеральных университетов, преобразованием системы аттестации, введением программы повышения конкурентоспособности вызов, экспериментальным пилотным проектом изменения уровней профессионального образования и др. По мнению С. В. Жуковой, С. К. Беловой, совершенствование аспирантуры стало одной из целей реформирования вузовской системы, а показатели, связанные с аспирантурой, входили в состав критериев оценки деятельности ведущих вузов.
Проводимая реформа вызвала серьезную академическую дискуссию о функционировании института аспирантуры в новых условиях. Ряд авторов рассматривает наиболее уязвимые зоны «новой» аспирантуры, предлагает варианты возможного решения выявленных проблем. Другие ученые оценивают тенденции подготовки аспирантов и защиты диссертаций. В частности, А. Р. Кузнецова, А. И. Ахметьянова, А. И. Кузнецов делают вывод, что развитие науки в Российской Федерации происходит неравномерно как по направлениям подготовки и отраслям наук, так и территориально. Стабильно высоким является удельный вес защит кандидатских диссертаций по медицинским, физико-математическим, биологическим, сельскохозяйственным, химическим и юридическим отраслям наук. Фактически это доказывает наличие стабильно функционирующих научных школ, классических традиций и создает уверенность в их дальнейшем успешном развитии.
Б. И. Бедный, Е. В. Чупрунов видят ключевые направления развития современной российской аспирантуры в контексте следующих проблем: 1) целью аспирантских программ должна быть защита кандидатских диссертаций; 2) аспирантуре необходимо развиваться как научно-исследовательской программе, включающей образовательную компоненту; 3) воспроизводство кадров высшей квалификации в региональных вузах.
Перспективы развития сети диссертационных советов по защите диссертаций на соискание ученых степеней в новых условиях, расширяющих круг организаций, которые наделены правом самостоятельно создавать диссоветы, оценены С. И. Пахомовым, Л. В. Щеголевой, В. А. Гуртовым. Эффективность, целесообразность и объективная обоснованность предоставления образовательным организациям, получившим право самостоятельного присуждения ученых степеней, возможности разрабатывать и утверждать перечни научных областей и специальностей, исследованы Е. Ю. Грачевой и Н. А. Власенко, С. В. Нарутто и др.
Уверены, что все анализируемые тенденции и изменения показывают необходимость повышения исследовательского потенциала аспирантуры, сохранения и поддержки успешно функционирующих научных школ с конечной целью обеспечения постоянного стабильного притока научных кадров в критически важные отрасли российской экономики.
Состояние научного потенциала аспирантуры, ее эффективность в разрезе привлекательности для аспирантов и успешности защиты диссертаций отражается в соответствующих статистических данных.
В Докладе Российской академии наук Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации от 1 июня 2022 г. «О реализации государственной научно-технической политики в Российской Федерации и важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными» указывается, что по численности исследователей в эквиваленте полной занятости Россия находится на шестом месте в мире (397,2 тыс. чел.). В первую пятерку стран-лидеров по этому показателю входят: Китай – 2109,5 тыс. чел., США – 1554,9 тыс. чел., Япония – 681,8 тыс. чел., Германия – 450,7 тыс. чел., Республика Корея – 430,7 тыс. чел. РАН отмечает, что сохраняется тенденция сокращения численности исследователей, которая в период 2000-2020 гг. уменьшилась на 18,7%. Сокращается доля исследователей в возрастной категории «до 29 лет».
В Докладе подчеркивается, что в 2021 г. наметилось изменение в динамике основных показателей подготовки кадров в аспирантуре. Общая численность аспирантов по сравнению с 2020 г. (87,8 тыс. чел.) достигла 90,2 тыс. чел., выпуск из аспирантуры также увеличился и составил 14,3 тыс. чел. по сравнению с 2020 г. (13,9 тыс. чел.), из них 10,5% защитили диссертации, что выше показателя 2020 г. (8,9%). Тем не менее, пока не удается достичь уровня 2011 г., когда с защитой диссертации выпускалось 29% аспирантов.
Сегодня ситуация с защитой кандидатских диссертаций продолжает вызывать беспокойство. По данным, приведенным В. А. Садовничим, число защит с 2010 г. по 2022 г. сократилось с 33 тыс. 700 до 11 тыс. 400. В горизонте последних лет сокращение числа защищённых диссертаций составляет 9% в год.
В настоящее время количество аспирантов в России составляет 110 тыс. В 2023 г. число бюджетных мест в аспирантуре выросло до 17,8 тыс. человек. По подсчетам Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ в 2022 г. прошли защиту 9,5 тыс. человек, что на 44,7% больше, чем в 2020 г. Почти каждый пятый (18,3%) среди защитивших кандидатскую диссертацию в 2022 г. сделал это в период аспирантской подготовки или досрочно. Большинство (76%) защит кандидатских диссертаций в 2022 г. прошли в образовательных организациях высшего образования.
В рамках государственной поддержки и в связи с переходом к новой модели аспирантуры проводится последовательная политика повышения стипендий для аспирантов (адъютантов). В частности, Президент России В. В. Путин поручил учредить стипендию в размере 75 тысяч рублей для аспирантов, проводящих научные исследования в рамках реализации приоритетов научно-технологического развития России.
Резюмируя сказанное выше, отметим, что развитие института аспирантуры осуществляется с учетом трендов в научной сфере, приоритетов государственной политики в области научно-технологического развития и сопровождающих науку и образование новейших рисков. Поставленная на государственном уровне национальная цель прорывного развития экономики России, обеспечения ее технологического суверенитета выявляет необходимость укрепления для достижения указанной цели научного потенциала. Для этого необходимо усовершенствовать систему подготовки научных кадров, приспособив ее к стратегическим задачам развития страны. Кроме того, необходимо поддерживать и развивать научные школы, обеспечивать интеграцию науки и образования, а также создавать стимулы для привлечения молодых специалистов в сферу науки и образования.
Правовое регулирование. Основополагающие цели, задачи и траектории осуществления государственной научно-технической политики определены в стратегических документах федерального уровня.
Доктрина развития российской науки, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 884, определяет систему взглядов на роль и значение науки в обеспечении независимости и процветания России. Государство рассматривает науку и ее научный потенциал как национальное достояние, определяющее будущее нашей страны, в связи с чем поддержка развития науки становится приоритетной государственной задачей. В качестве важнейших принципов государственной научной политики, имеющих ключевое значение, в том числе для развития аспирантуры, установлены следующие: стимулирование развития фундаментальных научных исследований; сохранение и развитие ведущих отечественных научных школ; стимулирование и поддержка инновационной деятельности; создание условий для организации научных исследований и разработок в целях обеспечения необходимой обороноспособности и национальной безопасности страны; интеграция науки и образования, развитие целостной системы подготовки квалифицированных научных кадров всех уровней; повышение престижности научного труда, создание достойных условий жизни и работы ученых и специалистов; защита прав и интересов российских ученых за рубежом.
Цель и основные задачи научно-технологического развития Российской Федерации, принципы, приоритеты, основные направления и меры реализации государственной политики установлены в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации от 1 декабря 2016 г.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации от 2 июля 2021 г. определяет научно-технологическое развитие как национальный приоритет, для достижения которого необходимо решить ряд амбициозных задач, в том числе подготовки научных и научно-педагогических кадров, высококвалифицированных специалистов по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации.
Законодательный уровень правового регулирования такой ступени образования как аспирантура открывает Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», с изменениями от 4 августа 2023 г. В соответствии с ч. 5 ст. 10 закона подготовка кадров высшей квалификации относится к уровню профессионального высшего образования, наряду со средним профессиональным и иными уровнями высшего образования – бакалавриатом, специалитетом, магистратурой.
Положительным шагом в направлении усиления научной составляющей подготовки аспирантов, повышению качества диссертаций стало принятие Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 517-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который устанавливает обязательную подготовку диссертации по окончании аспирантуры.
Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», с изменениями от 24 июля 2023 г., а также принимаемые в соответствии с ним законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Федерации, нормативные правовые акты органов публичной власти федеральной территории «Сириус» устанавливают правовое положение основных субъектов научной и научно-технической деятельности, их взаимоотношения с органами государственной власти и потребителями научной и научно-технической продукции. В 2020 г. в указанный законодательный акт также были внесены значимые изменения, предусматривающие в качестве условия допуска к соисканию на получение степени кандидата наук подготовку диссертации.
В развитие законодательного регулирования принимаются нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации, ежегодные послания Президента Федеральному Собранию, локальные акты вузов, которые поддерживают общую государственную политику признания сферы науки одним из важнейших стратегических национальных приоритетов, необходимых для устойчивого и долгосрочного научно-технологического развития России, ее технологической независимости.
В 2023 г. реализован пилотный проект, который в порядке эксперимента позволил апробировать в шести вузах России реформирование уровней образования без угрозы отступления от действующего законодательства, чтобы в последующем адаптировать изменения в организации высшего образования и аспирантуры на всероссийский уровень. В формате экспериментального правового режима в целях содействия совершенствованию системы высшего образования, подготовки квалифицированных кадров для обеспечения долгосрочных потребностей отраслей экономики и социальной сферы издан Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2023 г. № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования».
Указ определяет условия реализации пилотного проекта, направленного на изменение уровней профессионального образования. Пилотный проект предусматривает два уровня высшего образования – базовое и специализированное (магистратура). Сроки получения базового высшего образования – от 4 до 6 лет, магистратуры – от 1 до 3 лет (в зависимости от направления подготовки, специальности и/или профиля подготовки либо от конкретной квалификации, отрасли экономики или социальной сферы). Обучение в магистратуре после базового высшего образования не будет считаться вторым высшим. В соответствии с указом аспирантура выделена в отдельный уровень образования и именуется «профессиональным образованием» (подп. «б» п. 2).
В. Литвиненко, ректор Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II, который является участником пилотного проекта по реформе национальной системы высшего образования, по этому поводу образно заявил: «новое имя магистратуры – специальная подготовка. Новое имя аспирантуры – высшая форма спецподготовки.
На основании обозначенного указа Минобрнауки России определило условия реализации пилотного проекта. Участвующие в пилотном проекте вузы будут вести обучение по программам базового высшего образования, специализированного высшего образования и аспирантуры. С этой целью вузами – участниками эксперимента разработаны новые перечни специальностей и направлений с указанием сроков обучения. Пилотный проект по апробации новой модели образования будет реализовываться в рамках 113 специальностей и направлений подготовки, из которых 53 – уровень базового высшего образования, 18 – уровень специализированного высшего образования (магистратура), 42 – уровень аспирантуры. Специальности и направления подготовки, предусмотренные проектом, относятся к следующим областям образования: математические и естественные науки, инженерное дело, технологии и технические науки, науки об обществе, образование и педагогические науки.
Полагаем, что в настоящее время создана необходимая правовая база для успешной реализации задач аспирантуры, а инициированные Президентом Российской Федерации в рамках пилотных проектов направления реформы, касающиеся аспирантуры, как уровня профессионального образования, позволят преобразовать ее в высшую форму спецподготовки.
Аспирантура Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА имени О. Е. Кутафина). Амбициозные цели, поставленные в стратегических документах научно-технологического развития, неминуемо порождают вопрос: какова роль аспирантуры университета в достижении этих целей и развитии науки в соответствии с обозначенными глобальными вызовами и складывающимися трендами? На примере аспирантуры МГЮА имени О. Е. Кутафина, который является флагманом отечественного юридического образования и одним из ведущих юридических научно-исследовательских центров в России и ближнем зарубежье, рассмотрим ее включенность в процессы развития Университета и ее потенциал в решении указанного вопроса.
В 2024 г. аспирантуре Университета исполняется 77 лет. Университет является единственной образовательной организацией в стране, где действует пять диссертационных советов по всем имеющимся юридическим научным специальностям. В настоящее время в аспирантуре обучается 382 аспиранта. В период с 2014 г. по 2023 г. количество аспирантов увеличилось на 24% – с 293 до 382. Число бюджетных мест за указанный период повысилось с 24 до 57. При этом количество желающих поступать в аспирантуру ежегодно увеличивается, в 2023 г. конкурс составил 13 человек на место. Ежегодно аспирантуру заканчивают около 60 аспирантов, а уровень защит составляет 80-85%. Из числа окончивших и обучающихся в аспирантуре представители более 20 стран. Аспиранты имеют возможность опубликоваться в пяти научных журналах университета, два из которых – «Lex Russica» и «Актуальные проблемы российского права» – входят в ТОП-6 лучших юридических журналов. Аспиранты выдвигаются на соискание стипендии Правительства Российской Федерации, Президента Российской Федерации.
В соответствии с Положением о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» (Приложение № 1 к Приказу Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) от 23 августа 2022 г. № 321) научная (научно-исследовательская) деятельность в рамках освоения программы аспирантуры осуществляется аспирантом под руководством научного руководителя и направлена на подготовку диссертации к защите. Подготовка диссертации к защите включает в себя выполнение индивидуального плана научной деятельности, написание, оформление и представление диссертации для прохождения итоговой аттестации. Научная деятельность аспиранта должна отвечать требованиям новизны и быть направлена на решение научной задачи, имеющей значение для развития соответствующей отрасли правовой науки, либо состоять в разработке новых научно обоснованных технических, технологических или иных решений и разработок, имеющих существенное значение для развития страны (п. п. 1.6, 1.7).
Направленность научных исследований определяется Положением об организации научных исследований аспирантов, обучающихся в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) (Приказ Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) от 7 июля 2016 г. № 311). В соответствии с п. 1.4. положения научные исследования аспирантов направлены на высококвалифицированную подготовку научно-педагогических кадров, способных творчески применять в образовательной и исследовательской деятельности современные научные знания для решения задач инновационного развития и модернизации высшего образования. Научные исследования аспирантов строятся на основе принципа преемственности научно-исследовательской работы по уровням образования, усложнения методов, видов и форм научного творчества.
Научные исследования аспирантов и их образовательная деятельность организуется в рамках специального структурного подразделения Университета – института «Аспирантура и докторантура», стратегическими задачами деятельности которого в том числе являются: формирование целостной системы подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающей условия для осуществления молодыми учеными научных исследований, развитие передовой инфраструктуры эффективной подготовки научно-педагогических кадров для реализации образовательного, научного, инновационного, международного, воспитательного и управленческого направлений деятельности, привлечение к поступлению в аспирантуру наиболее талантливых выпускников специалитета и магистратуры Университета, высших учебных заведений России и других государств для получения научного образования, обеспечение формирования мотивированного контингента аспирантов.
Указанные положения свидетельствуют о внимании прежде всего к содержательной части подготовки научных кадров в аспирантуре как научно-исследовательской деятельности, завершающейся защитой диссертации, отвечающей на вызовы, обозначенные в стратегических документах научно-технологического развития России.
Университет в 2023 г. принял «Программу развития университета на 2021-2030 годы в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», в которой определил контуры целевой модели. Целевая модель включает в себя ценности Университета и совокупность референтных характеристик, которые Университет определяет для себя в качестве аутентичных, приоритетных и достижимых.
Ценности Университета: миссия, стратегическая цель, философия, академическая культура. Философия Университета – инновационный университет как модель для внутренней и внешней трансформации, ведущей к преобразованию социальной среды. Академическая культура инноваций – инновационная среда, которая «самопорождает, самоподдерживает и самовоспроизводит запрос на инновации и обеспечивает переход от интровертной к социо-ориентированной инновационной культуре деятельности Университета, предполагающей ее построение сообразно большим вызовам, запросам общества и государства» (п. 1.3).
Программа развития Университета может быть охарактеризована для аспирантуры как стратегический документ, поскольку предполагает, что аспирантура Университета развивает фундаментальные научные школы, вовлекает аспирантов в инновационные исследовательские проекты и является необходимым звеном в обеспечении академического лидерства Университета.
По нашему твердому убеждению, без использования научно-исследовательского потенциала аспирантуры невозможно сформировать ключевые характеристики целевой модели развития Университета – увеличение объема НИОКР в расчете на одного научно-педагогического работника не менее чем на 65%; вовлечение не менее 50% обучающихся в проектную деятельность, построение эффективной системы стимулирования перспективных исследований и поддержки молодых ученых.
В качестве одного из приоритетов определена политика межпредметного, мультиюридического образования, получения дополнительной квалификации и компетенций. Этот приоритет позволит преодолеть тревожные тенденции, выявленные на основе опроса выпускников аспирантуры по вопросу формирования гибких компетенций, связанных с научной работой, коммуникацией и самоорганизацией. Как отмечают А. И. Нефедова, Е. И. Чефанова, Н.А. Шматко, наряду с общей положительной оценкой своих навыков, выпускники аспирантуры в целом отмечают слабое влияние аспирантуры на их способность применять на практике и внедрять результаты исследований и разработок: для трети (33%) она сыграла при формировании данного навыка незначительную роль, а 19% – эту роль вообще не ощутили. Результаты опроса также показывают, что аспирантура не стала по-настоящему средой формирования цифровых навыков: лишь 40% выпускников в рамках формального обучения смогли освоить (значительно или скорее значительно) основные цифровые продукты. Около трети оценили вклад аспирантуры как малый в части работы с базовым (32%) и специализированным ПО (29%); для еще чуть менее трети он никак не проявился по данному блоку навыков.
Оценки гибких компетенций выглядят в целом более позитивно, чем профессиональных: максимальные баллы превалируют в пяти из десяти навыков (в блоке профильных – в двух из семи). Триаду с наивысшими оценками образуют: способность к обучению (77%), самостоятельность и самоорганизация (64%), умение брать на себя ответственность (62%). Ниже всего респонденты оценили свою инициативность и способность к предпринимательству (45% средних баллов, 20% низких, 5% не владеют). В число наиболее развитых также не вошли коммуникативные и управленческие способности: каждый второй выпускник аспирантуры определил свой уровень навыков менеджмента проектов, ведения переговоров и разрешения конфликтов как средний.
Для реализации приоритета Университет реализует модель мультиюридического образования, трансформирует модель аспирантуры и докторантуры в контексте междисциплинарности, формирует культуру инноваций и поиска опережающих правовых ответов на глобальные и государственные вызовы в целях достижения научно-технологического и социально-гуманитарного лидерства России.
Выводы.
- Реализация мер, направленных на развитие современной аспирантуры, ее реформирование, повышение востребованности вузов со стороны поступающих должны соответствовать общим трендам в образовательной деятельности и обозначенным глобальным и государственным вызовам адаптации системы образования к потребностям суверенной экономики.
- Одной из устойчивых современных тенденций является последовательно проводимый курс на поддержку высокого стандарта образования, повышение его качества, подготовку высококвалифицированных молодых специалистов. Этот вывод подтверждается увеличением численности аспирантов за последние два года, что, однако, недостаточно для системного воспроизводства научных кадров.
- Траектория развития профессионального образования и кадрового потенциала высшей школы определена в стратегических документах, законах, подзаконных актах, реализуемых в формате экспериментального правового режима пилотных проектах, а также локальных актах вузов, включая их приоритетные программы развития.
- С учетом трендов и имеющегося правового регулирования будет происходить дальнейшая цифровизация и автоматизация процессов образовательной и научно-исследовательской деятельности, связанная с внедрением новых технологий, будет осуществляться развитие дополнительных цифровых и иных компетенций, коммуникативных и управленческих навыков, что следует учитывать при стратегическом планировании развития аспирантуры.
- Полагаем, что в контексте интересующей нас проблемы для развития уровней профессионального образования, в том числе аспирантуры, будут иметь значение определенные сигналы системы образования и рынка труда, среди которых: возможность замены долгосрочных образовательных программ гибкими специализациями; изучение отдельных разделов наук или даже целых предметов может стать менее востребованным и заменится практико-ориентированными курсами; диплом о высшем образовании, статус учебного заведения в будущем могут играть меньшую роль в оценке соискателей.
- Ожидается развитие междисциплинарных научных исследований, включая область права, в том числе в рамках сотрудничества с другими научными направлениями, интеграция и кооперация вузов с другими организациями, работодателями, что уже реализуется в рамках программы развития университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Этот тренд связан с пониманием важности преемственности классического образования, его фундаментальности, и, одновременно, трансформации модели аспирантуры, что позволит развивать существующие и создавать новые научные направления, обеспечить практичность, конкурентность научно-исследовательских кадров.