Антимонопольный контроль в сфере электроэнергетики и правые особенности государственного регулирования цен (тарифов)

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
В статье рассматриваются правовые аспекты государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики на территории Российской Федерации как одного из важных и значимых аспектов антимонопольного контроля. Регулирование тарифов в электроэнергетике является важным инструментом, обеспечивающим стабильность и конкуренцию на энергетических рынках. Главная задача такого регулирования заключается в установлении обоснованных и прозрачных цен на электроэнергию для различных категорий потребителей, включая промышленные компании и государственные организации, а также население. Затрагиваются правовые вопросы эффективности тарифной политики в сфере электроэнергетики. Анализируются уникальность и особенность системы тарифного регулирования в контексте её влияния на подконтрольные организации, подлежащие регулированию. Предлагаются идеи по усилению мотивирующего эффекта тарифной политики, с целью решения существующих проблем в отрасли и преодоления актуальных вызовов. Существенной и значимой частью тарифного регулирования является такое положение, которое смогло бы учитывать интересы как производителей электроэнергии, так и конечных потребителей. Правовое регулирование в сфере электроэнергетики способствует устойчивому развитию всего топливно-энергетического комплекса, энергетического сектора, и безусловно повышению надежности и безопасности всей энергосистемы в целом.

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в Российской Федерации представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение стабильности и доступности электроэнергии для потребителей, а также на поддержание устойчивости энергетической отрасли. Основной целью данного регулирования является защита интересов конечных потребителей электроэнергии (в особенности домохозяйств и социально значимых объектов), надежности энергоснабжения и обеспечения при разумной компенсации затрат производителей.

Государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется прежде всего в сферах, где ограничена конкуренцию, а также в сферах деятельность субъектов естественных монополий.

Правовым вопросам тарифного регулирования и в целом развитию регулирования рынков электрической энергии посвящены многие работы, данная тема не теряет своей актуальности. Как отмечает Романова В.В. правовой анализ выносимых на обсуждение вопросов свидетельствует о том, что правовое регулирование энергетических рынков заслуживает глубокого правового анализа и проработки правовых решений, отвечающих современному этапу развития общества и энергетической отрасли.

Основные положения о государственном регулировании цен (тарифов) закреплены на уровне федеральных законов «Об электроэнергетике», Правительства Российской Федерации № 239 и Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях.

Регулирование тарифов в России осуществляется Федеральной антимонопольной службой (ФАС России) и различными органами власти на региональном уровне. Тарифы на электроснабжение устанавливаются на основе методик, учитывающих себестоимость производства, модернизацию оборудования и инвестиционные расходы.

Особое внимание уделяется дифференциации тарифов для различных категорий потребителей, что позволяет учитывать их особенности и платежеспособность. В последние годы наблюдается стремление к повышению прозрачности тарифообразования наравне с внедрением новых технологий, например, таких как интеллектуальные системы учета, которые позволяют более точно учитывать потребление электроэнергии.

Вопрос тарифного регулирования на протяжении многих лет выступает не только как комплекс практических задач касающихся, например, предельного уровня цен и обоснованности тарифов на услуги по передаче электроэнергии, и имеющих решение, но и как модельный правовой аспект. ФАС России уже долгое временя уделяет повышенное внимание совершенствованию тарифного регулирования, поскольку оно оказывает значительное влияние на различные сферы жизнедеятельности, включая электроэнергетику и другие секторы с государственным регулированием.

По мнению автора статьи, одним из важных проектов законов, призванных устранить правовые пробелы, решить накопившиеся вопросы и занять свое особое, центральное место в системе государственного регулирования является разрабатываемый ФАС России законопроект «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)». В проекте закона уделяется внимание прежде всего принципам и метом осуществления регулирования, экономическим показателям деятельности (требования и критерии), предлагается разграничения полномочий органов власти / местного самоуправления сфере госрегулирования цен (тарифов), определяется порядок установления регулируемых цен, и, что немаловажно – контроль (надзор) государства в сфере регулирования цен (тарифов). Основные положения, представленные в этом документе, перекликаются и дополняют содержание статьи 23 Федерального закона об электроэнергетике. Это касается в том числе определения экономической оправданности планируемых расходов и предполагаемой прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов), а также разумности расходов и затрат (планируемых) и ожидаемой прибыли в процессе расчета и утверждения цен (тарифов), рациональность затрат на производство, передачу и сбытовую деятельность в сфере электроэнергетики, периодический учет деятельности регулируемых организаций и иные. Как следует из доклада о состоянии конкуренции в 2023 году ФАС РФ продолжала работу над проектом закона.

В контексте тарифного регулирования автор статьи отмечает несколько направлений, которые получили дальнейшее развитие в механизмах государственного регулирования в сфере электроэнергетики. К таким направлениям относятся дифференциация тарифов на электроэнергию в зависимости от объема потребления, а также регуляторные соглашения, способствующие оптимизации энергетического сектора.

Дифференцированные тарифы прежде всего направлены на устранение перекосов в случае, когда на одинаковом тарифе «сидят» разные по установленной и фактической потребляемой мощности конечные потребители электроэнергии. Как пример, можно привести майнинговые фермы, которые маскируются под бытовых потребителей, так называемый «серый майнинг», и при этом вносят существенный вклад в общее потребление электроэнергии на бытовом уровне. Такой дисбаланс потребления приводит также к увеличению перекрестного субсидирования.

Проблема перекрестного субсидирования является, пожалуй, одной из самых спорных, горячих и непростых поскольку, с одной стороны, выполняет вполне определенный социальный заказ и конституционно закрепленную функцию государства - поддержка населения, с другой стороны безусловно ставит различные группы потребителей в неравные условия (промышленность «платит» за население, субсидирование Дальнего Востока за счет остальных субъектов Федерации и т.д.). Следует отметить, что механизм перекрестного субсидирования может служить одним из методов поддержки и внедрения новых технологий в энергетику, например, поддержка производства электроэнергии с помощью энергии солнца, ветра и т.д.. В целом вопрос перекрестного субсидирования, оказываемых им отрицательных и / или положительных эффектов, самой сути его экономической природы, равно как и возможной ликвидации такого механизма заслуживает отдельной дискуссии и лежит, в том числе, в плоскости экономических наук. В этой части для более детального погружения можно ознакомиться, например, с докладом Высшей школы экономики и иными работами, посвященными данной проблематике.

На Всероссийской тарифной конференции 2024, состоявшейся в октябре, ФАС России представила новую целевую модель тарифов на электроэнергию для населения, разработанную с учетом объемов потребления.

В результате анализа внедрения дифференцированных тарифов ФАС России разработала ряд мер по улучшению данного механизма. В их числе — проект постановления Правительства РФ, который установит предельные значения для второго и третьего диапазонов объемов потребления на федеральном уровне. Первый тариф сохранит свои льготные условия и будет формироваться на основе прогноза социально-экономического развития, с учетом норм потребления, характерных для каждого конкретного региона России. Второй тариф будет определяться на уровне, который считается экономически обоснованным для домохозяйств, тогда как третий тариф будет рассчитан для других потребителей с низким напряжением, также на основе экономических обоснований. Третий тариф фактически компенсирует эффект перекрестного субсидирования, возникающего в первом диапазоне.

В целях улучшения механизма дифференцированных тарифов Правительство Российской Федерации приняло новое постановление, которое предоставляет органам регулирования возможность устанавливать различные понижающие коэффициенты для потребителей с дифференцированием по объемам потребления. Для таких категорий потребителей, как население или приравненных к нему категорий потребителей ФАС России может устанавливать понижающий коэффициент в диапазоне от 0,7 до 1, учитывай объем потребления. Принятый документ, разработанный ФАС России, открывает перспективу внедрения различных значений коэффициентов, что повысит гибкость регулирования и учитывает разнообразие потребительских нужд. Ранее, при применении понижающего коэффициента, использовалось единое значение 0,7 для всех трех диапазонов потребления. По мнению автора статьи, такие изменения должны положительно сказаться на государственном регулировании при установлении цен (тарифов) на электроэнергию ввиду появившейся возможности варьировать диапазон через применение коэффициента, который позволит «донастроить» тариф с учетом потребления и, возможно, имеющейся на региональном уровне статистики за предыдущие периоды потребления.

В целом, любой правовой механизм / инструмент, который позволяет регулятору учесть местные условия (распределение пиков потребления, дифференцированные объемы по потребителям и / или группам потребителей и иные условия, сложившиеся и характерные для данной местности) – это, по мнению автора статьи, один из возможных направлений улучшения государственных механизмов регулирования в различных сферах жизнедеятельности и сфере электроэнергетики, в частности.

Регуляторные соглашения – это механизм привлечения инвестиций при условии заключения указанного соглашения между территориальными сетевыми организациями (далее – ТСО, субъекты естественной монополии) и региональными тарифными органами (органами исполнительной власти, регулирующими цены (тарифы) на электроэнергию. Указанное соглашение также проходит согласование с ФАС России (госконтроль обоснованности стоимости электроэнергии и предотвращение роста цен). Заключение соглашения означает необходимость ТСО соблюдать плановые показатели при поставке (транспортировке) электроэнергии наравне с выполнением инвестиционной программы. Тариф утверждается сроком на 5 лет (не менее), вместе с тем происходит перераспределение внутри тарифа соответствующих затрат. По данным ФАС России одними из первых подобные соглашения заключили Чеченская республика, а также Омская и Новгородская области.

Также ФАС России разработала проект постановления Правительства РФ о введении понятия «целевой» амортизации, которое предусматривает включение расходов на амортизацию в необходимую валовую выручку территориальной сетевой организации только при наличии утвержденной инвестиционной программы.

По мнению автора особое значение имеет также предложение ФАС России оптимизировать операционные расходы ТСО, определив предельную величину удельных затрат на обслуживание единицы электросетевого оборудования на уровне затрат крупнейшей ТСО в регионе. Кроме того, разработанный т в целях совершенствования механизма консолидации объектов электросетевого хозяйства проект постановления обяжет регулятора пересматривать уровень потерь электроэнергии в случае, если в результате консолидации объем перетока в сетях изменился более чем на 20%.

Значимым этапом в деятельности ФАС России стало внедрение Правительством дополнительных мер по регулированию тарифов. Эти изменения были утверждены 7 ноября 2023 года в постановлении №1869.

Указанное постановление позволяет региональным отделениям ФАС России по поручению центрального аппарата ФАС России осуществлять внеплановые выездные проверки. Эти выездные проверки можно проводить как непосредственно на местах, так и в форме документарных проверок. За итоговые акты проверок и за контроль исполнения этих актов ответственным назначен Центральный аппарат ФАС. По мнению автора статьи, это нововведение направлено на повышение оперативности контроля и обоснованности тарифных решений.

По мнению автора стоит отметить, что в сфере государственного регулирования намечаетcя тенденция на усиление полномочий ФАС России наряду с усилением государственного контроля и регулирования. Эта тенденция связана с возрастающей необходимостью обеспечения справедливой конкуренции и предотвращения монополизации в различных секторах экономики, в том числе и энергетики. Усиление полномочий ФАС России предполагает более активное вмешательство в процессы ценообразования, слияния и поглощения крупных компаний, а также в регулирование государственных закупок. Такой подход призван создать более прозрачные и равные условия для всех участников рынка, что в конечном итоге направлено на защиту интересов потребителей и стимулирование инноваций. Кроме того, усиленный государственный контроль может помочь в выявлении и пресечении коррупционных схем, способствуя тем самым более эффективному распределению государственных ресурсов. В условиях глобальных экономических изменений и новых вызовов, стоящих перед страной, такая стратегия кажется особенно обоснованной и своевременной.

Значение и существенную роль антимонопольного регулирования в поддержании конкурентной среды на рынках электроэнергии невозможно недооценить. Борьба с монополиями, уменьшение или даже полное исключение негативного влияния на конечного потребителя недобросовестных конкурентных действий все это лишь подчеркивает значимость контроля и регулирования стоимости / цен электроэнергии, тем самым создавая основу стабильности для конечного потребителя виде строгой и четкой тарифной системы, гарантированной и обеспеченной государством.

Автор: Логинов Алексей Анатольевич,
кафедра предпринимательского, трудового и корпоративного права Юридического факультета имени М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академий народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал