Актуальные вопросы реализации иностранными гражданами права на осуществление трудовой деятельности в сфере строительства

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
В статье проанализированы актуальные вопросы правового регулирования трудовой деятельности иностранных граждан в строительной отрасли Российской Федерации. Рассмотрены тенденции развития законодательства с учетом потребности строительных организаций в привлечении иностранной рабочей силы, обозначенных в документах стратегического планирования. Одновременно с этим изучены проблемные вопросы организованных форм реализации иностранными гражданами права на осуществление трудовой деятельности в строительной отрасли. По результатам проведенного анализа предложены дальнейшие пути совершенствования правового регулирования трудовой деятельности иностранных работников.

Россия устойчиво занимает одно из лидирующих мест среди стран мира по количеству принимаемых иностранных граждан.

При этом в связи с неблагоприятными демографическими тенденциями различным секторам национальной экономики в ближайшее время для успешной работы необходимо привлечение иностранных трудовых ресурсов.

Не является исключением и строительная отрасль, в которой по состоянию на конец 1 квартала текущего года 928 тыс. иностранных граждан осуществляло трудовую деятельность.

Одновременно с этим следует отметить, что согласно Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, в указанную отрасль в 2030 году необходимо дополнительное привлечение от 7 тыс. до 1,5 млн работников различной квалификации.

В контексте заявленных количественных показателей необходимых трудовых ресурсов следует учитывать не только возможность привлечения иностранной рабочей силы, имеющей необходимый уровень квалификации, но и достаточного взаимодействия между организациями реального сектора экономики и образовательными организациями в целях подготовки и оценки квалификации трудовых ресурсов, которые бы полностью соответствовали требованиям, предъявляемым к персоналу в сфере строительства.

Немаловажным аспектом в данной связи является совершенствование правового регулирования реализации иностранными гражданами права на осуществление трудовой деятельности, включая ее организованную форму.

Следует учитывать, что регулирование миграционных процессов, в том числе в части реализации указанного права, относится к одной из приоритетных задач, отраженных в Концепции государственной миграционной политики, которая содержит цели, принципы, задачи, а также основные её направления до 2025 года.

Опираясь на положения данной Концепции как основополагающего документа стратегического планирования в сфере миграции, формируется вся нормативная правовая база, регламентирующая вопросы внешней трудовой миграции.

За последние годы издано значительное количество нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения, связанные с реализацией иностранными гражданами права на трудовую деятельность, а также на пребывание, въезд и выезд из Российской Федерации.

Вместе с тем существует понимание, что точечные изменения миграционного законодательства, а равно ужесточение юридической ответственности не приведут к качественному улучшению состояния миграционной сферы и формированию отвечающей интересам Российской Федерации миграционной ситуации и необходимому уровню обеспечения безопасности и правопорядка.

В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 6 марта 2020 г. № Пр-469 и во исполнение пункта 4 плана мероприятий по реализации в 2020-2022 годах Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы МВД России разработан проект федерального закона, предусматривающий кардинальные изменения в регулировании внешней трудовой миграции.

В настоящее время существует более 30 механизмов привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности. Данное обстоятельство существенно затрудняет иностранным работникам и работодателям выбор верного пути оформления трудовых отношений.

В целях упрощения предлагается отказаться от выдачи разрешений на привлечение и использование иностранных работников и ввести универсальный механизм, реализуемый на основе двух электронных реестров: электронного реестра работодателей, привлекающих иностранных работников, и реестра иностранных работников.

Ведение реестра иностранных работников будет осуществляться МВД России, а электронного реестра работодателей, привлекающих иностранных работников, – Рострудом.

При условии включения в соответствующий электронный реестр работодатели получат право привлекать иностранных граждан к трудовой деятельности. Условием осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, независимо от порядка его въезда, будет включение в реестр иностранных работников.

Иностранные граждане будут вправе осуществлять трудовую деятельность как у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так и у физических лиц, уплачивая налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.

Кроме того, иностранные граждане смогут работать в качестве «самозанятых» либо осуществлять хозяйственную деятельность в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.

Реализация данной законодательной инициативы позволит повысить качество нормативно-правового регулирования реализации иностранными гражданами права на осуществление трудовой деятельности, в том числе в строительной отрасли, создаст простые и понятные механизмы взаимодействия иностранных работников, их работодателей и органов публичной власти.

Кроме того, широкое внедрение современных информационных технологий увеличит эффективность работы органов публичной власти в миграционной сфере и создаст условия для повышения уровня информационно-аналитического обеспечения миграционной политики.

Вместе с тем для подготовки к реализации реестровой системы необходимо обеспечить апробацию ее ключевых подходов в части цифровой трансформации государственных услуг и исполнения функций в сфере внешней трудовой миграции.

Так, уже сейчас под эгидой Минцифры России и при участии МВД России создается мобильное приложение, предполагающее реализацию широкого спектра коммуникативных и административно-организационных сервисов, включающих прохождение онлайн интервью с будущим работодателем, заключение трудового договора в электронном виде, подачу заявления на оформление ИНН и СНИЛС, регистрацию в качестве «самозанятого», уплату налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа, прохождение тестового экзамена на владение русским языком, знание истории России и основ законодательства, оплату в онлайн режиме и получение платных услуг (полиса ДМС, медицинских документов) и т.д.

МВД России совместно с Минцифрой России на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) уже реализован сервис подачи работодателями, заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и расторжении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами в электронном виде.

Одновременно с этим отмечается слабая востребованность данного сервиса. Из 3,6 млн уведомлений о трудовой деятельности иностранных работников, принятых подразделениями по вопросам миграции системы МВД России в 2022 году, только 298,3 тыс. или 9% поступили через портал.

Анализ поступающих обращений работодателей показал, что данная ситуация вызвана, в первую очередь, отсутствием возможности пакетной загрузки уведомлений на Едином портале в личный кабинет работодателя, а также нарушением сроков рассмотрения уведомлений должностными лицами подразделений по вопросам миграции из-за необходимости проверки в «ручном режиме» и акцептирования каждого уведомления, поступающего в электронном виде.

Таким образом, необходимо уже сегодня осуществить дополнительные мероприятия по автоматизации процесса внесения в информационную систему МВД России сведений, содержащихся в уведомлениях от работодателей, поступивших из портала государственных услуг, реализовав при этом возможность со стороны портала пакетной загрузки работодателями уведомлений.

Следует реализовать и возможность обращения за получением разрешительных документов посредством портала, отказавшись от использования специальной бланочной продукции и предусмотрев направление электронного образа патента и разрешения на работу в личный кабинет иностранного гражданина и его работодателя.

Осуществление представленных мероприятий уже в текущем году позволит снизить нагрузку на подразделения по вопросам миграции, а также исключить нарушения со стороны должностных лиц, одновременно с этим, обеспечив «чистоту данных» в целях ее использования для контроля за трудовой деятельностью иностранных работников, сверки данных о произведенных в их отношении налоговых и иных обязательных отчислений, что, в свою очередь, увеличит количество законно работающих иностранных граждан.

Целесообразно также обратить внимание на возможности развития социального партнерства бизнеса и государства в сфере регулирования вопросов реализации иностранными гражданами права на осуществление трудовой деятельности в строительной отрасли.

В целях привлечения необходимых в данной области трудовых ресурсов работодателям необходимо обеспечивать не только первичную подготовку иностранных граждан (профессиональную, языковую, культурную) в стране исхода, но и связанную с созданием надлежащих условий их пребывания на территории Российской Федерации.

Основные инструменты и механизмы реализации представляемого предложения уже имеются.

Протоколом заочного заседания проектного комитета по федеральному проекту «Россия – привлекательная для учебы и работы страна» от 15 декабря 2021 г. №1 утвержден паспорт указанного проекта, в котором предусмотрено мероприятие «Создание центров доиммиграционной подготовки» в основных странах – донорах трудовых ресурсов (Республика Узбекистан, Республика Таджикистан, Киргизская Республика).

С учетом потенциала данного проекта и через механизмы пилотного проекта по привлечению граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности у российских юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность, в том числе в сфере строительства, уже опробованы возможности практической и комплексной реализации условий для контролируемого въезда иностранных трудовых мигрантов в Российскую Федерацию.

Целью пилотного проекта являлось привлечение в организованном порядке к трудовой деятельности граждан Республики Узбекистан, в том числе по строительным специальностям, в условиях действия ограничительных мер, связанных с пандемией.

Необходимо отметить, что с марта 2020 года пандемия коронавируса изменила наш образ жизни, она стала решающим фактором, имеющим наиболее существенное влияние на все социально-политические, экономические процессы, включая, ситуацию в рассматриваемой сфере.

Принятые государством меры были направлены, в первую очередь, на сохранение жизни и здоровья населения, однако они привели к серьезным изменениям в социальной и экономической сферах. В частности, ограничения на международное транспортное сообщение затронули иностранных граждан, которые не смогли реализовать свое право на осуществление трудовой деятельности в России.

Во время пандемии стало очевидно, что заместить иностранных работников в строительной отрасли за счет местного населения не представляется возможным. Это связано с тем, что работа в указанной сфере имеет особые условия и, как правило, не соответствует ожиданиям российских граждан в части оплаты труда.

В рамках пилотного проекта граждане Республики Узбекистан проходили на территории Республики Узбекистан процедуры дактилоскопической регистрации и фотографирования, медицинское освидетельствование, сдавали экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, после чего обращались за подготовкой заявления об оформлении патента.

В этих целях на территорию Республики Узбекистан откомандировывались представители ФМБА, ФГУП «Паспортно-визовый сервис» МВД России, ГБУ г. Москвы «Многофункциональный миграционный центр», РУДН.

Пилотный проект позволил, с одной стороны, отработать на практике вопросы исключения возможности въезда в Российскую Федерацию незаконопослушных либо страдающих особо опасными заболеваниями иностранных граждан, а с другой – вопросы предоставления иностранным гражданам, прошедшим доиммиграционые процедуры, возможности ускоренного допуска их к осуществлению трудовой деятельности в рамках концепции ранее заложенного механизма организованного набора и привлечения иностранных трудовых мигрантов.

В складывающихся условиях данная концепция является потенциально наиболее эффективным механизмом привлечения иностранной рабочей силы для строительной отрасли, способным обеспечить интересы общественной безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия граждан Российской Федерации, а также максимально учесть потребности строительных компаний в сфере подбора специалистов необходимых профессий и квалификации.

К настоящему времени Российской Федерацией подписаны и ратифицированы соглашения с республиками Узбекистан и Таджикистан об организованном наборе и привлечении граждан указанных государств для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации.

Вместе с этим невысокая эффективность реализации Соглашений, по нашему мнению, обусловлена отсутствием в них льгот и преференций, стимулирующих иностранных граждан к участию в организованном наборе.

Полагаем, что предоставление преференций в данных областях должно лежать не в области миграции, а носить экономическое содержание и распространяться преимущественно на налоговую и кредитно-финансовую сферы.

При этом необходимо уже сейчас задуматься над расширением участия строительных компаний, выступающих работодателями для иностранных граждан, в данной деятельности.

Подводя итоги, следует отметить, что реализуемые в настоящее время и планируемые к реализации мероприятия в сфере правового регулирования внешней трудовой миграции будут способствовать как созданию комфортных условий для привлечения российскими работодателями, занятыми в строительном секторе, иностранной рабочей силы, так и реализации законного права иностранных граждан на осуществление трудовой деятельности в нашей стране.

Автор: Павел Олегович Дутов,
заместитель начальника Управления внешней трудовой миграции Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, кандидат юридических наук
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал