Россия устойчиво занимает одно из лидирующих мест среди стран мира по количеству принимаемых иностранных граждан.
При этом в связи с неблагоприятными демографическими тенденциями различным секторам национальной экономики в ближайшее время для успешной работы необходимо привлечение иностранных трудовых ресурсов.
Не является исключением и строительная отрасль, в которой по состоянию на конец 1 квартала текущего года 928 тыс. иностранных граждан осуществляло трудовую деятельность.
Одновременно с этим следует отметить, что согласно Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, в указанную отрасль в 2030 году необходимо дополнительное привлечение от 7 тыс. до 1,5 млн работников различной квалификации.
В контексте заявленных количественных показателей необходимых трудовых ресурсов следует учитывать не только возможность привлечения иностранной рабочей силы, имеющей необходимый уровень квалификации, но и достаточного взаимодействия между организациями реального сектора экономики и образовательными организациями в целях подготовки и оценки квалификации трудовых ресурсов, которые бы полностью соответствовали требованиям, предъявляемым к персоналу в сфере строительства.
Немаловажным аспектом в данной связи является совершенствование правового регулирования реализации иностранными гражданами права на осуществление трудовой деятельности, включая ее организованную форму.
Следует учитывать, что регулирование миграционных процессов, в том числе в части реализации указанного права, относится к одной из приоритетных задач, отраженных в Концепции государственной миграционной политики, которая содержит цели, принципы, задачи, а также основные её направления до 2025 года.
Опираясь на положения данной Концепции как основополагающего документа стратегического планирования в сфере миграции, формируется вся нормативная правовая база, регламентирующая вопросы внешней трудовой миграции.
За последние годы издано значительное количество нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения, связанные с реализацией иностранными гражданами права на трудовую деятельность, а также на пребывание, въезд и выезд из Российской Федерации.
Вместе с тем существует понимание, что точечные изменения миграционного законодательства, а равно ужесточение юридической ответственности не приведут к качественному улучшению состояния миграционной сферы и формированию отвечающей интересам Российской Федерации миграционной ситуации и необходимому уровню обеспечения безопасности и правопорядка.
В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 6 марта 2020 г. № Пр-469 и во исполнение пункта 4 плана мероприятий по реализации в 2020-2022 годах Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы МВД России разработан проект федерального закона, предусматривающий кардинальные изменения в регулировании внешней трудовой миграции.
В настоящее время существует более 30 механизмов привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности. Данное обстоятельство существенно затрудняет иностранным работникам и работодателям выбор верного пути оформления трудовых отношений.
В целях упрощения предлагается отказаться от выдачи разрешений на привлечение и использование иностранных работников и ввести универсальный механизм, реализуемый на основе двух электронных реестров: электронного реестра работодателей, привлекающих иностранных работников, и реестра иностранных работников.
Ведение реестра иностранных работников будет осуществляться МВД России, а электронного реестра работодателей, привлекающих иностранных работников, – Рострудом.
При условии включения в соответствующий электронный реестр работодатели получат право привлекать иностранных граждан к трудовой деятельности. Условием осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, независимо от порядка его въезда, будет включение в реестр иностранных работников.
Иностранные граждане будут вправе осуществлять трудовую деятельность как у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так и у физических лиц, уплачивая налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.
Кроме того, иностранные граждане смогут работать в качестве «самозанятых» либо осуществлять хозяйственную деятельность в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.
Реализация данной законодательной инициативы позволит повысить качество нормативно-правового регулирования реализации иностранными гражданами права на осуществление трудовой деятельности, в том числе в строительной отрасли, создаст простые и понятные механизмы взаимодействия иностранных работников, их работодателей и органов публичной власти.
Кроме того, широкое внедрение современных информационных технологий увеличит эффективность работы органов публичной власти в миграционной сфере и создаст условия для повышения уровня информационно-аналитического обеспечения миграционной политики.
Вместе с тем для подготовки к реализации реестровой системы необходимо обеспечить апробацию ее ключевых подходов в части цифровой трансформации государственных услуг и исполнения функций в сфере внешней трудовой миграции.
Так, уже сейчас под эгидой Минцифры России и при участии МВД России создается мобильное приложение, предполагающее реализацию широкого спектра коммуникативных и административно-организационных сервисов, включающих прохождение онлайн интервью с будущим работодателем, заключение трудового договора в электронном виде, подачу заявления на оформление ИНН и СНИЛС, регистрацию в качестве «самозанятого», уплату налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа, прохождение тестового экзамена на владение русским языком, знание истории России и основ законодательства, оплату в онлайн режиме и получение платных услуг (полиса ДМС, медицинских документов) и т.д.
МВД России совместно с Минцифрой России на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) уже реализован сервис подачи работодателями, заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и расторжении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами в электронном виде.
Одновременно с этим отмечается слабая востребованность данного сервиса. Из 3,6 млн уведомлений о трудовой деятельности иностранных работников, принятых подразделениями по вопросам миграции системы МВД России в 2022 году, только 298,3 тыс. или 9% поступили через портал.
Анализ поступающих обращений работодателей показал, что данная ситуация вызвана, в первую очередь, отсутствием возможности пакетной загрузки уведомлений на Едином портале в личный кабинет работодателя, а также нарушением сроков рассмотрения уведомлений должностными лицами подразделений по вопросам миграции из-за необходимости проверки в «ручном режиме» и акцептирования каждого уведомления, поступающего в электронном виде.
Таким образом, необходимо уже сегодня осуществить дополнительные мероприятия по автоматизации процесса внесения в информационную систему МВД России сведений, содержащихся в уведомлениях от работодателей, поступивших из портала государственных услуг, реализовав при этом возможность со стороны портала пакетной загрузки работодателями уведомлений.
Следует реализовать и возможность обращения за получением разрешительных документов посредством портала, отказавшись от использования специальной бланочной продукции и предусмотрев направление электронного образа патента и разрешения на работу в личный кабинет иностранного гражданина и его работодателя.
Осуществление представленных мероприятий уже в текущем году позволит снизить нагрузку на подразделения по вопросам миграции, а также исключить нарушения со стороны должностных лиц, одновременно с этим, обеспечив «чистоту данных» в целях ее использования для контроля за трудовой деятельностью иностранных работников, сверки данных о произведенных в их отношении налоговых и иных обязательных отчислений, что, в свою очередь, увеличит количество законно работающих иностранных граждан.
Целесообразно также обратить внимание на возможности развития социального партнерства бизнеса и государства в сфере регулирования вопросов реализации иностранными гражданами права на осуществление трудовой деятельности в строительной отрасли.
В целях привлечения необходимых в данной области трудовых ресурсов работодателям необходимо обеспечивать не только первичную подготовку иностранных граждан (профессиональную, языковую, культурную) в стране исхода, но и связанную с созданием надлежащих условий их пребывания на территории Российской Федерации.
Основные инструменты и механизмы реализации представляемого предложения уже имеются.
Протоколом заочного заседания проектного комитета по федеральному проекту «Россия – привлекательная для учебы и работы страна» от 15 декабря 2021 г. №1 утвержден паспорт указанного проекта, в котором предусмотрено мероприятие «Создание центров доиммиграционной подготовки» в основных странах – донорах трудовых ресурсов (Республика Узбекистан, Республика Таджикистан, Киргизская Республика).
С учетом потенциала данного проекта и через механизмы пилотного проекта по привлечению граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности у российских юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность, в том числе в сфере строительства, уже опробованы возможности практической и комплексной реализации условий для контролируемого въезда иностранных трудовых мигрантов в Российскую Федерацию.
Целью пилотного проекта являлось привлечение в организованном порядке к трудовой деятельности граждан Республики Узбекистан, в том числе по строительным специальностям, в условиях действия ограничительных мер, связанных с пандемией.
Необходимо отметить, что с марта 2020 года пандемия коронавируса изменила наш образ жизни, она стала решающим фактором, имеющим наиболее существенное влияние на все социально-политические, экономические процессы, включая, ситуацию в рассматриваемой сфере.
Принятые государством меры были направлены, в первую очередь, на сохранение жизни и здоровья населения, однако они привели к серьезным изменениям в социальной и экономической сферах. В частности, ограничения на международное транспортное сообщение затронули иностранных граждан, которые не смогли реализовать свое право на осуществление трудовой деятельности в России.
Во время пандемии стало очевидно, что заместить иностранных работников в строительной отрасли за счет местного населения не представляется возможным. Это связано с тем, что работа в указанной сфере имеет особые условия и, как правило, не соответствует ожиданиям российских граждан в части оплаты труда.
В рамках пилотного проекта граждане Республики Узбекистан проходили на территории Республики Узбекистан процедуры дактилоскопической регистрации и фотографирования, медицинское освидетельствование, сдавали экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, после чего обращались за подготовкой заявления об оформлении патента.
В этих целях на территорию Республики Узбекистан откомандировывались представители ФМБА, ФГУП «Паспортно-визовый сервис» МВД России, ГБУ г. Москвы «Многофункциональный миграционный центр», РУДН.
Пилотный проект позволил, с одной стороны, отработать на практике вопросы исключения возможности въезда в Российскую Федерацию незаконопослушных либо страдающих особо опасными заболеваниями иностранных граждан, а с другой – вопросы предоставления иностранным гражданам, прошедшим доиммиграционые процедуры, возможности ускоренного допуска их к осуществлению трудовой деятельности в рамках концепции ранее заложенного механизма организованного набора и привлечения иностранных трудовых мигрантов.
В складывающихся условиях данная концепция является потенциально наиболее эффективным механизмом привлечения иностранной рабочей силы для строительной отрасли, способным обеспечить интересы общественной безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия граждан Российской Федерации, а также максимально учесть потребности строительных компаний в сфере подбора специалистов необходимых профессий и квалификации.
К настоящему времени Российской Федерацией подписаны и ратифицированы соглашения с республиками Узбекистан и Таджикистан об организованном наборе и привлечении граждан указанных государств для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации.
Вместе с этим невысокая эффективность реализации Соглашений, по нашему мнению, обусловлена отсутствием в них льгот и преференций, стимулирующих иностранных граждан к участию в организованном наборе.
Полагаем, что предоставление преференций в данных областях должно лежать не в области миграции, а носить экономическое содержание и распространяться преимущественно на налоговую и кредитно-финансовую сферы.
При этом необходимо уже сейчас задуматься над расширением участия строительных компаний, выступающих работодателями для иностранных граждан, в данной деятельности.
Подводя итоги, следует отметить, что реализуемые в настоящее время и планируемые к реализации мероприятия в сфере правового регулирования внешней трудовой миграции будут способствовать как созданию комфортных условий для привлечения российскими работодателями, занятыми в строительном секторе, иностранной рабочей силы, так и реализации законного права иностранных граждан на осуществление трудовой деятельности в нашей стране.