Что такое оферта и публичная оферта согласно ГК РФ (пример, образец)

10
Добавить в избранное В избранное
Поделиться

Публичная оферта представляет собой предложение вступить в договорные отношения, адресованное широкому кругу лиц. О том, что относится к публичной оферте и какие действия офертой не считаются, пойдет речь в данной статье. 

Определение оферты: как сказать это простыми словами 

Оферту по ГК РФ определяется как предложение совершить сделку, адресованное одному либо нескольким лицам (физическим или юридическим).В зависимости от предлагаемого к заключению вида договора оферта может быть обычной и публичной.

Что это такое — публичная оферта — простыми словами? Это предложение, сделанное неограниченному и при этом неопределенному количеству адресатов. Такую оферту может принять каждый. Форма оферты совпадает с формой совершаемой сделки, то есть она возможна как в устном, так и в письменном виде.

В коммерческой практике оферта зачастую представляет собой проект соглашения, направляемый заинтересованным лицом потенциальному контрагенту. Иногда говорят, что это договор оферты. Однако она может быть и в виде делового письма — в этом случае проект договора разрабатывается сторонами уже после достижения согласия по всем пунктам. Примером оферты в обыденной жизни может быть, например, обращение владельца дачного участка к соседу по поводу продажи излишков овощей. Или обращение к знакомому с предложением отдать во временное пользование какой-либо предмет (детскую коляску, санки и т. д.).

Каким же требованиям закона должна соответствовать оферта? Перечислим основные положения об оферте ГК РФ:

  • оферта носит определенный характер, явно выражает намерение оферента (инициатора договорных отношений) заключить сделку;
  • направляется одному или сразу нескольким субъектам;
  • обозначает все существенные условия будущего соглашения (т. е. такие, без которых данный вид сделки невозможно оформить): например, для договора о продаже существенным будет условие продажи объекта, а для подрядного соглашения — условия выполняемой работы и указание срока ее завершения;
  • оферту, полученную адресатом, нельзя отозвать в течение периода времени, предоставленного для дачи ответа на нее (однако в самой оферте может быть оговорена допустимость ее отзыва).

Если субъекта, получившего оферту, она полностью устраивает, он может ее принять (например, подписать полученный проект договора, направить ответное письмо о согласии оформить сделку, фактически начать исполнение договора). Молчание не приравнивается к принятию оферты ГК РФ. Согласно кодексу для заключения договора требуется получение акцепта, однако среди предпринимателей встречается и противоположная практика.

Как подготовить оферту? 

 

 

Письменное предложение о заключении сделки направляется как по инициативе самого оферента, так и в ответ на запрос другой стороны. Оно может быть в форме:

  • развернутого проекта договора, в котором прописаны даже не очень существенные детали;
  • письма, содержащего наиболее важные условия, на которых возможно сотрудничество;
  • сообщения, в котором указаны лишь существенные условия будущей сделки.

Деловое письмо с предложением оформить сделку включает в себя следующие составные части:

  • шапку, в которой указываются данные адресата;
  • исходящий номер и дату;
  • реквизиты письма, на которое дается ответ (в случае если оферта посылается в ответ на чей-либо вопрос о возможности сотрудничества);
  • заголовок;
  • обращение (если документ адресован лично руководителю);
  • тело оферты (в этой части документа перечисляются условия, на которых автор письма согласен оформить договор);
  • подпись отправителя с указанием ФИО и должности. 

Для ознакомления образец оферты размещен на этой странице.

Образцы писем-предложений к заключению договоров на оказание услуг и поставки

Предложение заключить договор оказания услуг(форма) 

______________________________________________

(должность адресата — кому предназначена оферта)

______________________________________________

(наименование организации)

 

«    »___________ 20__ г. № ____

 

О заключении договора оказания услуг

 

Предлагаем вам заключить договор оказания услуг

___________________________________________________________________

на следующих условиях:

1) __________________________________________________________________;

2) __________________________________________________________________;

3) __________________________________________________________________.

 

Ждем вашего ответа до “___” _______________ 20 __ г.

 

С уважением, __________________________________________________________

(должность, подпись и ФИО адресанта)

 

(Наименование организации, печать)

 

Оферта о поставке продукции (форма) 

______________________________________________

(должность адресата — кому предназначена оферта)

______________________________________________

(наименование организации)

 

«    »___________ 20__ г. № ____

на № ________ от «»___________ 20__ г.

 

О поставке продукции

 

Благодарим за запрос от «   »_________ 20__ г. и сообщаем, что можем предложить вам _____________________________ в количестве _______________.

(наименование товара)

Качество: _______________.

Упаковка: _______________.

Цена: _______________.

Срок поставки: _______________.

Условия оплаты: _______________.

 

Настоящее предложение действительно до «   »_________ 20__ г.

 

С уважением, __________________________________________________________

(должность, подпись и ФИО адресанта)

 

(Наименование организации, печать) 

В каких случаях для заключения договора используют публичную оферту? 

Особой разновидностью данного документа является публичная оферта. Этим термином обозначают предложение заключить сделку, адресованное неопределенному кругу субъектов. Закон называет следующие признаки публичной оферты:

  • содержит существенные условия ожидаемой сделки;
  • из ее текста очевидно, что в договорные отношения может вступить любое обратившееся лицо.

Если в объявлении о продаже товара, оказании услуг прямо сказано, что оно касается только некоторых категорий граждан, то такое сообщение публичной офертой не считается.

Необходимо отметить, что публичная оферта может быть представлена не только в письменной или устной форме, но и в виде определенных действий. Так, выставление товара в торговом зале, на витринах и прилавках, размещение в магазине каталогов товаров или их описаний также считается публичным предложением купить эти предметы в розницу. Названные действия являются офертой даже в тех случаях, когда продавец не указал цену на предлагаемый товар.

В качестве примера публичного предложения о заключении договора можно назвать информацию, размещаемую на сайте интернет-магазина:

  • об ассортименте;
  • ценах на продукцию;
  • сроках и порядке оплаты и доставки;
  • гарантиях и ответственности магазина.

Иногда в таких сведениях прямо отражено, что они являются офертой

Зачем в рекламе делают пометку «не является публичной офертой»? 

Закон говорит о том, что по общему правилу реклама офертой не признается. Это вполне логично, ведь цель рекламы — выставить товары и услуги в выгодном свете, а не донести до потребителей все условия их приобретения.

Однако если текст рекламного объявления включает в себя все существенные условия будущего договора, то и реклама считается офертой. И если такое рекламное предложение рассчитано на всех откликнувшихся лиц, то оно является публичной офертой.

Оферта обязывает сделавшее ее лицо заключить договор именно на тех условиях, которые были в ней указаны. К примеру, если речь идет о продаже холодильника определенной модели по цене 15 тыс. руб., то его уже нельзя будет выставить на продажу по другой цене. Поэтому рекламодатели, как правило, не заинтересованы в том, чтоб распространяемая ими реклама имела признаки оферты.

В связи с этим нередко в рекламных объявлениях встречается фраза «не является публичной офертой» — таким способом рекламодатели рассчитывают оставить себе пути к отступлению. На самом же деле добавление этой пометки не играет существенной роли, т. к. законодатель не дает права даже с помощью такой оговорки превратить рекламу, являющуюся офертой, в рекламу, не являющуюся таковой.

Иными словами, если рекламное предложение включает существенные условия сделки и распространяется на неопределенный круг лиц, то оно считается публичной офертой вне зависимости от наличия пометки об этом.

Источники:
  • Гражданский кодекс РФ
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал
Ваши комментарии
Было бы интересно прочесть, что значит оферта, полученная в виде проекта договора? Если в таком договоре устраивают не все условия, содержащиеся в ней, можно ли как-то изменить их. Обычно в процессе подписания договора используется протокол разногласий, я так понимаю, что и с офертой то же так можно поступить. Или нужно направить свой проект контрагенту?
Ответить
Добрый день! После прочтения статьи остались некоторые вопросы, например, не раскрыто понятие безотзывной оферты. Ведь в жизни ситуация быстро меняется, а безотзывная оферта может существенно затормозить процесс, поэтому нужно включать соответствующий пункт в оферту, что бы можно было ее отозвать.
Ответить
Прочитав информацию в статье о том, что значит публичная оферта, пошла в салон красоты, где отказали в обслуживании моей подруге, и применила ее на практике. Надеюсь, там задумались о том, что нужно обслуживать всех желающих в проходящих в салоне акциях.
Ответить
Хотелось бы конкретизировать момент с условиями оферты, которые должны быть прописаны в обязательном порядке. Если для договора купли-продажи дома существенным считается условие о предмете сделки, то в оферте должен быть идентифицирован дом, выставляемый на продажу.
Ответить
Понятие оферты, которое используют многие знакомые предприниматели слишком узкое. Они подразумевают под офертой определенное действие - направление контрагенту проекта договора, который он должен подписать. Обязательно дам своим знакомым ссылку на статью, чтобы показать, что это понятие шире, и даже не всегда оферта бывает на бумаге. А еще есть публичная оферта, согласиться на которую может неограниченное количество человек.
Ответить
Долго думал над определением публичной оферты в ГК РФ. А после прочтения статьи сложилась цельная картинка. Публичность просто выражается в неограниченном круге адресатов. Если обычную оферту направляют выбранному контрагенту или сразу нескольким, то публичная предназначена для всех. Иногда стоит заглядывать не только в законы, написанные под специалистов, но и в статьи, где они разъясняются.
Ответить
Так и не понял, где пролегает граница между рекламой и публичной офертой по ГК РФ. И мне кажется. Ее просто нет, ну, четкой нет, если даже сами рекламщики в своих продуктах пишут о том, чтобы их не воспринимали как публичную оферту.
Ответить
Очень часто слышу от людей попытки объяснить, что означает оферта. А вот в этой статье все четко расписано. Хотя мне кажется, что если бы автор добавил еще и рассказ о том, как оферта принимается, статья получилась бы более информативная. Хотя может эту информацию было бы уместнее раскрыть в отдельной статье, а здесь просто вставить на нее ссылку. Особое внимание стоит уделить случаям, когда и оферта и согласие выражается в устной форме. Вот где спорщики могут разгуляться. Доказывай потом свою правоту.
Ответить
В статье перечислены некоторые виды оферты, например, здесь упоминаются обычные и публичные, отзывные и безотзывные, в виде проекта договора, письма или просто устные. Я так понимаю, существует несколько способов классифицировать оферту в зависимости от того, какой признак будет положен в основу такой классификации. Понимаю, что все виды в рамках одной статьи перечислить трудно, тем более рассказать о том, для чего они используются. Но почитать было бы познавательно.
Ответить
Было бы хорошо разместить в статье образец публичной оферты для сравнения. Ведь в названии она упоминается. Когда не просто читаешь текст, а видишь еще и пример, то становится намного проще воспринимать информацию. Я понимаю, что в сети можно найти все, но для удобства было бы неплохо собрать все в одном месте и показать читателю. Буду благодарен, если к моей идее прислушаются.
Ответить