Сейчас в Российской Федерации существует множество различных видов и уровней образования в РФ. Ступени образования отражают спектр навыков и умений, которые получает человек по их прохождении, и большая часть аспектов системы образования в России предусматривает достаточно строгое правовое регулирование, особенно в контексте приобретения населением общего образования. Лучше всего ознакомиться с тем, сколько образовательных уровней цензов установлено в РФ, как они применяются и какие существуют виды и ступени развития, можно при помощи специализированной схемы или таблицы.
Какие виды образования существуют в России
Чтобы лучше понимать, какие именно виды образования существуют в Российской Федерации, в первую очередь следует обратиться к положениям действующего законодательства, которое регулирует этот вопрос. Главным документом в контексте рассматриваемого вопроса является Федеральный закон №273 от 29.12.2012, в котором раскрываются общие принципы регулирования российской системы образования в целом.
К видам образования в Российской Федерации относятся:
- Общее.
- Профессиональное.
- Дополнительное.
- Профессиональное обучение.
При этом многие из вышеприведенных видов образования имеют собственное подразделение на различные категории. В Российской Федерации каждый человек имеет право на бесплатное получение общего образования. Остальные виды образования уже не являются безусловной гарантией для граждан, однако фактически действующие социальные льготы и гарантии дают реальную возможность для получения любой из ступеней образования бесплатно. В то же время, не запрещается также предоставление образования и на платной основе коммерческими организациями, а также обучение в формате самообразования или семейного обучения.
Уровни общего образования в России
Общее образование — это комплекс базовых знаний и навыков, которые помогают человеку адаптироваться к полноценной жизни в обществе. Оно не предусматривает получения какой-либо точной профессиональной специализации, чем отличается от профессионального и иных видов образования. Предоставление общего образования своим детям является обязанностью родителей и опекунов. Более того, получение общего образования самостоятельно при его отсутствии — является также обязанностью каждого гражданина РФ, если он по каким-то причинам не имеет такого уровня образования.
Соответственно, учитывая всеобщую обязательность общего образования, государство обеспечивает возможность его бесплатного получения для каждого гражданина. В то же время, также предполагается, что далеко не все уровни общего образования являются обязательными. При этом люди имеют право на получение этого уровня образования в семье или же в формате самообразования.
Дошкольное образование
Ранее дошкольное образование не входило в систему общего образования в Российской Федерации, однако с 2012 года уже считается таковым. Под дошкольным образованием подразумевается комплекс мер, направленных на умственное, физическое и психическое развитие детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. При этом подобное образование может быть получено как от родителей ребёнка, так и в рамках бюджетных государственных или муниципальных детских образовательных учреждений, или же — в коммерческих детских садах.
Характерной особенностью дошкольного образования можно назвать отсутствие какой-либо строгой аттестации и подтверждения факта его получения. Этот тип образования направлен в первую очередь в целом на обеспечение развития ребенка и не предполагает установление каких-либо оценок и иных методик контроля полученных знаний. При этом дошкольное образование многие российские дети сейчас получают в семейных условиях, а не в специализированных учреждениях.
Связано это как с недостатком бюджетных учреждений дошкольного образования — очереди в детские сады во многих городах являются огромными, так и с возможностью получения родителями ребенка или иными родственниками либо опекунами отпуска по уходу за ребенком, вплоть до достижения 3-летнего возраста.
Начальное общее образование
Под начальным общим образованием подразумевается получение знаний и обучение, необходимое для овладения рядом практических навыков, как требуемых для полноценной жизни в обществе, так и нужных для продолжения обучения. В первую очередь именно в рамках начального образования подразумевается овладение учениками навыками письма и чтения, счета, а также принципами самоконтроля, дисциплины, культуры поведения и культуры речи, а также основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Начальным образованием фактически считается обучение в 1-4 классах общеобразовательных школ в Российской Федерации. Для учащихся в таких классах не предполагается несение какой-либо ответственности за свои действия — в то время, как на дальнейших этапах получения образования уже могут применяться меры дисциплинарного воздействия на обучающихся.
Возраст, необходимый для того, чтобы ребенок приступал к процессу получения начального образования, составляет от 6,5 до 8 лет. В противном случае его опекуны или родители могут быть привлечены к ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. При этом начальное общее образование также может быть получено в семье. Как и в рамках дошкольного образования, никаких аттестаций в рамках начального образования не проводится, однако может проводиться академический контроль его качества.
Основное общее образование
Именно основное общее образование является базовой гарантией, предоставляемой всем лицам на территории РФ. И именно его наличие является прямой обязанностью каждого российского гражданина. В рамках основного общего образования, которое включает в себя традиционно программу 5-9 классов, учащиеся овладевают практическими углубленными знаниями во многих дисциплинах, формируют свой кругозор, а также проходят основы профессиональной ориентации, чтобы иметь возможность выбрать для себя дальнейшее направление для самореализации.
Именно основное общее образование является первой ступенью в образовании, наличие которой должно быть подтверждено документально. Так, по итогам получения основного общего образования человек получает аттестат. Также, на этом этапе проводится и государственная аттестация в рамках экзамена ОГЭ. После получения основного общего образования и в соответствии с итогами аттестации, обучающийся может выбрать дальнейшее направление для получения образования — либо получение среднего профессионального образования в соответствующих учреждениях, либо — среднего общего в рамках школы.
Среднее общее образование
Среднее общее образование считается последней ступенью общего образования в Российской Федерации. В рамках обычных школ его получение приходится на 10-11 классы, и такое образование более глубоко сосредотачивается на получении учениками углубленных творческих знаний и подготовке к дальнейшему обучению. Наличие среднего образования является необходимым требованием для получения высшего образования в Российской Федерации.
При этом среднее общее образование также подтверждается соответствующими документами. В системе образования в России на этой ступени учащимся по окончании выдается аттестат, а также проводится итоговая государственная аттестация в рамках ЕГЭ. От результатов такой аттестации будет зависеть возможность поступить в определенное высшее образовательное учреждение.
Несмотря на то, что аттестат может быть одним из документов, необходимых для поступления на работу, достаточно редко работодатели смотрят непосредственно на оценки учащегося. Поэтому ключевое значение аттестат может иметь только в контексте поступления в ВУЗ.
Уровни профессионального образования в РФ
Систем профессионального образования в России предполагает обретение учащимся каких-либо специализированных навыков в определенной сфере деятельности, которые позволили бы ему выполнять особые виды работ и заниматься особой деятельностью, для которой недостаточно знаний и умений, полученных в рамках общего образования. При этом есть несколько категорий и уровней профессионального образования.
В первую очередь оно подразделяется на среднее профессиональное образование и высшее образование. При этом длительность обучения, его стоимость, а также возможности по дальнейшему трудоустройству напрямую зависят от уровня профессионального образования. В частности, в отношении многих видов работ законодательство прямо устанавливает требования к имеющемуся образованию для занятия определенной должности или получения какого-либо конкретного разряда в рамках выбранной специальности.
Необходимо отличать между собой профессиональное образование и профессиональное обучение. Под образованием подразумевается непосредственно процесс первичного обретения какой-либо специализации. Профессиональное же обучение касается случаев повышения квалификации и иных методов расширения навыков и знаний в рамках уже имеющейся специальности.
Среднее профессиональное образование
Сейчас в Российской Федерации существует большое количество учреждений, которые обеспечивают получение среднего профессионального образования. Ранее такое образование предоставлялось исключительно в ПТУ, сейчас же формат учреждений среднего профессионального образования может быть самым разнообразным, включая в себя различные колледжи и иные наименования таких организаций. Однако в общем случае их всех объединяет их статус ССУЗов — средних специальных учебных заведений.
На текущий момент в Российской Федерации существует исключительно один уровень профессионального образования вне системы высшего образования. Это среднее профессиональное образование. Ранее же предусматривалась возможность обучения по двум направлениям — в рамках получения начального профессионального образования, или же среднего профессионального образования. Ранее полученный уровень начального профессионального образования сейчас с точки зрения законодательства приравнивается к среднему профессиональному.
Наличие определенного среднего профессионального образования является необходимым для осуществления многих видов работ и занятия определенной деятельностью. При этом начать получение среднего профессионального образования можно после прохождения ОГЭ и окончания 9-го класса. Также, в рамках обучения по программам среднего профессионального образования все равно можно получить аттестат и о получении среднего общего образования.
Высшее образование
В Российской Федерации высшее образование является непосредственно верхней ступенью образовательной системы. Обучение по программам высшего образования происходит в соответствующих заведениях — ВУЗах. Сами ВУЗы при этом могут иметь различные названия и именоваться институтами, университетами, академиями в том числе. При этом, высшее образование подразумевает получение человеком глубоких профессиональных знаний и навыков, необходимых для решения всех задач в рамках специальности, а также обретение теоретических знаний, в том числе касающихся ведения научно-исследовательской деятельности.
Система высшего образования предполагает наличие различной квалификации по диплому — так, предусматривается разделение его на отдельные ступени. Всего сейчас в РФ существует три ступени высшего образования — бакалавриат, специалитет и магистратура.
С точки зрения обретения необходимых навыков и знаний, а также ученых степеней, высшее образование не является окончательной ступенью. Далее человек может поступить в аспирантуру или ординатуру, а также получить звание кандидата или доктора наук.
Дополнительное образование
Под дополнительным образованием российское законодательство подразумевает возможность человеком получения дополнительных знаний для удовлетворения и развития своих творческих способностей и потребностей. Одной из ключевых характеристик дополнительного образования считается то, что по итогам прохождения обучения, человек не получает определенного уровня образования.
В то же время, само по себе дополнительное образование может подразумевать выдачу каких-либо документов, подтверждающих факт прохождения учебной программы и результаты получения образования. При этом существуют отдельные дополнительные профессиональные направления образования, которые прямо регулируются действующим российским законодательством. Например, получение подобного образования может быть необходимо для работы в некоторых сферах, связанных с повышенной опасностью или охраной окружающей среды.
Виды образования в РФ: таблица
Проще всего ознакомиться с видами образования в РФ при помощи простой схемы, которая может выглядеть как следующая таблица:
Виды образования | Уровни образования | |||
Общее | Дошкольное | Начальное | Основное | Среднее |
Профессиональное | Среднее | Высшее | ||
Дополнительное | Общее | Профессиональное |
Заключение
В целом, сейчас в Российской Федерации действует достаточно глубокая и многогранная система распределения уровней образования, которая позволяет эффективно реализовывать свои потребности как обучающимся, так и их работодателям. Государство во многих аспектах регламентирует порядок разработки и применения образовательных программ, а также последующую необходимость наличия определенного образования для выполнения отдельных видов работ. Однако при этом следует помнить, что система образования ежегодно развивается и видоизменяется, так что в дальнейшем уровни образования могут выглядеть не так, как сейчас, как это произошло в 2012 году с принятием нового закона «Об образовании».