ЕГЭ предлагается сделать добровольным

0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Группа депутатов ГД РФ, в составе Г. А. Зюганова, О. Н. Смолина, И. И. Мельникова, подготовила законопроект, направленный на предоставление школьникам свободы выбора: сдавать ЕГЭ, либо же поступить в вуз по итогам вступительных испытаний самого учебного заведения.

Законотворцы предусмотрели, что вузы получат возможность установить круг предметов, результаты ЕГЭ по которым они предпочтут игнорировать. Если законопроект будет утверждён, то обязательным предметом для сдачи, кроме русского языка и математики, станет ещё и литература, а минпросвещения получит возможность дополнять данный перечень и другими обязательными предметами. При этом экзамены по обществознанию и истории будут проводиться устно полностью или частично, а литература, по выбору школьника, в виде сочинения или устно. 

Если законопроект станет законом, то поправки вступят в силу с 1 января 2023 года. 

Объясняется инициатива тем, что смысл введения ЕГЭ, по версии депутатов, на практике исказился. Единый экзамен на самом деле обеспечил доступ абитуриентов в ведущие вузы России – но потом, завершив обучение, выпускники чаще всего не возвращаются домой, что обедняет интеллектуальный потенциал их родных городов. Логическую связь между сутью предлагаемых изменений и данной проблемой установить крайне сложно, но видимо авторы законопроекта считают её наличие очевидным. 

Депутаты ссылаются на результаты социологических опросов, которые показывают, что 70% всех абитуриентов подготавливаются к ЕГЭ с помощью репетиторов. Разумеется, семьи с высокими доходами могут позволить себе тратить на подготовку школьников примерно в пять раз больше средств, чем семьи с низкими доходами. Создавая условия для более высокой академической мобильности, единый госэкзамен повышает неравенство образовательных возможностей. С этим трудно спорить, учитывая колоссальный разрыв в доходах представителей разных классов российского общества. Трудно понять другое, как наличие или отсутствие права выбора у школьников в области ЕГЭ могло бы повлиять на социальное неравенство. Вряд ли оно исчезнет, даже если 10 раз реформировать всю образовательную систему в России. 

При этом старшеклассники концентрируются на изучении именно тех предметов, по которым планируют сдавать ЕГЭ, – а уровень знаний по другим серьёзно падает. Видимо депутаты считают, что если школьники будут готовиться не в ЕГЭ, а к чему-то ещё, то уровень их подготовки «по другим» предметам тут же вырастет. В пояснительной записке указываются несколько примеров. Упоминается и то, что большая часть старшеклассников не в состоянии назвать союзников и противников России и СССР в I и II мировых войнах (за исключением Гитлера). Депутаты не хотят понять, что никакой связи между нежеланием школьников углубляться в историю, которая не рассматривается молодёжью важным предметом, и способом сдачи экзаменов нет. Если молодым людям безразличны бесконечные разговоры на темы истории страны, которой не существует уже более 30 лет, то это безразличие не может исчезнуть от формы экзаменов.

Напомним, что кому-то взгляды на историю и культуру, которые присутствуют у некоторых из авторов данного законопроекта, могут показаться чудовищными, но это не мешает им быть депутатами, а может быть и помогает.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал