Налоговый контроль в форме мониторинга - недостатки

2
Добавить в избранное В избранное
Поделиться

Налоговый мониторинг — инновационная процедура взаимодействия ФНС и бизнеса. У нее есть как достоинства, так и недостатки. Какие — рассмотрим в этой статье.

Налоговый мониторинг по НК РФ: сущность процедуры

Налоговый мониторинг — процедура, представляющая собой разновидность налогового контроля. Она характеризуется тем, что ФНС в режиме онлайн получает доступ к различным документам налогоплательщика для оценки правильности расчетов по налогам и контроля над соблюдением сроков их уплаты. Процедура проводится по заявлению налогоплательщика, а также при получении согласия на ее проведение со стороны ФНС.

Основные задачи, которые призван решать налоговый мониторинг:

  • обеспечение прозрачности и корректности налоговой отчетности;
  • сведение к минимуму трудозатрат и финансовых издержек налогоплательщика и ФНС в части взаимодействия в рамках налогового контроля;
  • повышение уровня взаимного доверия между налогоплательщиками и проверяющими органами;
  • стимулирование повышения уровня технологичности взаимодействия налогоплательщиков и проверяющих органов.

Налоговый мониторинг — совсем новая инициатива, и пока его участники только начинают приспосабливаться к соответствующему формату взаимодействия. Но уже сейчас многие эксперты склонны характеризовать налоговый мониторинг как процедуру, имеющую ряд выраженных преимуществ и недостатков. 

Преимущества и недостатки налогового мониторинга

К числу преимуществ налогового мониторинга (в сравнении с традиционными механизмами налогового контроля в форме проверок) можно отнести:

  1. Частичное освобождение налогоплательщика, в отношении которого ведется налоговый мониторинг, от традиционных налоговых проверок (с учетом положений п. 1.1 ст. 88 и п. 5.1 ст. 89 НК РФ).
  2. Возможность получения у налоговиков мотивированных разъяснений по тем или иным вопросам налогообложения в порядке, определенном ст. 105.30 НК РФ. Мотивированное мнение при этом может быть направлено в адрес организации и по инициативе ФНС (п. 2 ст. 105.30 НК РФ).
  3. Освобождение налогоплательщика от ответственности за те его действия, что обусловлены следованием мотивированным разъяснениям контролеров (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Недостатки налоговый мониторинг также имеет. К ним можно отнести:

  • тот факт, что возможность пользования налоговым мониторингом установлена главным образом для крупных бизнесов;
  • установление для налогоплательщика обязанности исполнять мотивированное решение ФНС, хотя оно может быть принято не в интересах предприятия;
  • неучастие сторонних (независимых экспертов) в выработке мотивированных мнений ФНС, а также в рассмотрении спорных вопросов налогообложения при налоговом мониторинге.

Посмотрим, на что могут указанные недостатки налогового мониторинга повлиять в процессе взаимодействия налогоплательщика и ФНС. 

Ограничения для небольших бизнесов

Обратиться в ФНС и запросить налоговый мониторинг в отношении своей деятельности могут организации, которые (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):

  • за полный год ведения деятельности, предшествующий году, в котором подается заявление об инициировании налогового мониторинга, заплатили в бюджет не менее 300 млн рублей НДС, НДПИ, налога на прибыль, акцизов;
  • за тот же период получили доходы в величине не менее 3 млрд рублей;
  • по состоянию на 31 декабря года, предшествующего переходу на мониторинг, имеют активы стоимостью не менее 3 млрд рублей.

При этом указанные критерии должны соблюдаться в совокупности. Так, у фирмы может быть выручка, условно говоря, в 30 млрд рублей, но активы — в размере 1 млрд рублей за полный год деятельности, что предшествует тому, в котором инициирован переход на налоговый мониторинг. В этом случае организация не получит от ФНС согласия на проведение данной процедуры.

Таким образом, ощутить преимущества налогового мониторинга даже среднему бизнесу (по критериям, установленным постановлением Правительства России от 04.04.2016 № 265) пока невозможно. 

Обязательность исполнения мотивированного мнения

В соответствии с п. 7 ст. 105.30 НК РФ исполнение мотивированного мнения ФНС для налогоплательщика обязательно. Данное мнение — не рекомендация, а строгое предписание. Если оно не будет исполнено, то ФНС вправе инициировать выездную проверку фирмы (подп. 3 п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

Выше мы отметили, что фирма, совершившая налоговое правонарушение вследствие выполнения мотивированного мнения ФНС при налоговом мониторинге, освобождается от ответственности. Но, несмотря на это, предприятию может потребоваться доказать, что правонарушение совершено именно по причине следования мнению ФНС. Не исключено, что для этого потребуется судебное разбирательство, на которое фирме придется тратить силы и средства.

Вот почему вместо участия в налоговом мониторинге, которое сопровождается получением непроработанных мотивированных мнений от ФНС, фирме может быть проще нанять в штат квалифицированных юристов с узким отраслевым профилем (что крупному бизнесу вполне по силам), которые обеспечат налоговый учет на должном уровне (при необходимости взаимодействуя с той же ФНС, но вне мониторинга). Частота появления налоговых нарушений в таких случаях и, как следствие, объем затрат на судебные споры могут быть ниже, чем если бы налоговый мониторинг осуществлялся. 

Соблюдает ли нейтралитет ФНС?

ФНС — это госструктура, которая заинтересована, прежде всего, в задействовании как можно большего количества законных механизмов для обеспечения денежных поступлений в бюджет страны. Поэтому в тех ситуациях при налоговом мониторинге, когда перед ведомством стоит дилемма — принять решение в интересах фирмы или рекомендовать ей поступить так, чтобы пополнился бюджет государства, ФНС, скорее всего, предпочтет второй вариант.

Вероятность такого выбора высока еще и потому, что в ходе выработки мотивированного мнения ведомством, ведущим налоговый мониторинг, не предполагается привлечения сторонних лиц с нейтральной позицией — экспертов, консультантов, аудиторов. В то время как при налоговых проверках привлечение экспертов возможно (письмо ФНС РФ от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).

Поэтому вполне правомерно говорить о том, что до тех пор, пока к участию в налоговом мониторинге не будут системно привлекаться незаинтересованные (и в то же время компетентные) лица, функционирование института налогового мониторинга будет осуществляться в интересах, прежде всего, ФНС.

***

Налоговый мониторинг — инновационная версия налогового контроля. Пока в нем могут принимать участие только крупные бизнесы. При наличии неоспоримых преимуществ налогового мониторинга у него есть ряд существенных недостатков, например в виде смещения направленности мониторинга в сторону интересов ФНС.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал
Ваши комментарии
Здравствуйте. Я думаю, что наша компания подпадает под условия налогового мониторинга. Но есть у меня по этому поводу 3 вопроса:
1) У вас на сайте сказано, что организация может воспользоваться услугой налогового мониторинга в том случае, если за полный год ведения деятельности она заплатила не менее 300 млн. рублей налогов. А входят ли в эту сумму налоги, обязанность по уплате которых появилась у нашей организации в связи с тем, что она выступает налоговым агентом?
2) Что означает частичное освобождение от проверок? Возможно ли все-таки проведение камеральной или выездной проверки организации, которая приняла решение о налоговом мониторинге?
3) Является ли налоговый мониторинг платной услугой?
Ответить
Олеся Сапрунская
Доброе утро. По поводу первого вопроса. Вам нужно смотреть пп.1 п.3 ст. 105.26 Налогового кодекса РФ. Там сказано, что для того чтобы воспользоваться услугой налогового мониторинга берутся данные по уплаченным организацией налогам за год, предшествующий представлению в налоговую заявления о проведении налогового мониторинга. При этом в сумме налогов учитываются те налоги, которые организация платит в качестве налогового агента. Так что эту сумму налогов вы также можете включать в общую сумму.
Теперь касательно проведения камеральных и выездных налоговых проверок. С помощью налогового мониторинга вы не можете полностью избавить себя от них на все 100%. В статье на сайте сказано, что налоговый орган не имеет права проводить такие проверки во всех случаях, кроме тех, которые предусмотрены в п. 1.1 ст. 88 и п. 5.1 ст. 89 НК РФ. К таким случаям относятся:
• когда организация предоставила налоговую декларацию (расчет) за налоговый период в отношении которого осуществляется налоговый мониторинг, после 1 июля следующего года (например, если вы подадите налоговую декларацию за 2017 год 1 июля 2018 года);
• когда организация подает в ИФНС декларацию по НДС или акцизам с суммой налогов к возмещению;
• если организация подала уточненку декларации с уменьшенной суммой налога или с увеличенной суммой убытка;
• если проведение выездной проверки является необходимым с целью контроля процедуры осуществления налогового мониторинга;
• если налоговый мониторинг прекращается досрочно;
• если организация отказывается выполнить мотивированное мнение налоговой.
Налоговый мониторинг является способом расширенного информационного взаимодействия . Получается, налоговая получает доступ к данным бухгалтерского и налогового учета организации в режиме реального времени. А взамен организация приобретает возможность получения мотивированного мнения налоговой при наличии каких-либо сомнений при осуществлении своей хозяйственной деятельности. На сегодняшний день налоговый мониторинг является бесплатным, поскольку такой вариант сотрудничества с налоговой еще не приобрел достаточной популярности. Также такой мониторинг предназначен для ускорения решения спорных вопросов при применении налогового законодательства, что позволит организациям избежать многочисленных штрафов и доначислений. Об установке фиксированной цены за такую услугу пока речи не идет.
Ответить