Положение о службе медиации как основа деятельности такой службы
Правовую основу создания и осуществления деятельности службы медиации составляет закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 № 193-ФЗ. При этом некоторые изменения в разработанные ранее нормы внесло распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность» от 30.07.2014 № 1430-р.
Указанный правовой акт регламентирует общие положения о данной службе, создаваемой с целью осуществления медиаторами работы с несовершеннолетними детьми, а также определяет цели ее создания и функционирования.
Структура положения о службе медиации
При создании организации-медиатора утверждается положение о службе медиации, которое включает разделы, описывающие:
- общие положения (информация о месте нахождения, внутренней структуре и правовой основе деятельности);
- цели и задачи (разрешение споров и разногласий между гражданами и организациями с использованием законных средств и методов, используемых в службе медиации);
- принципы осуществления деятельности (установлены в ст. 3 федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ);
- порядок формирования службы (в том числе порядок выбора и назначения медиаторов, а также требования к ним);
- порядок проведения медиации (основные правила, условия, права и обязанности сторон);
- оплата услуг службы (порядок участия сторон в возмещении расходов, связанных с привлечением медиатора);
- заключительные положения (порядок вступления и в силу и внесения изменений в положение).
Принципы, цели и функции службы медиации
Деятельность службы основана не только на общегражданских принципах (равноправия сторон, добровольности, конфиденциальности), но и некоторых частных:
- взаимного уважения прав и интересов;
- нейтральности (предполагается, что медиатор является незаинтересованным лицом);
- прозрачности (гарантирует участникам процедуры полный доступ к информации о деятельности медиаторов).
Согласно ч. 2 ст. 1 закона № 193-ФЗ, службой медиаторов могут быть разрешены споры, которые возникли из гражданских, семейных и трудовых отношений.
В рамках реализации концепции развития, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30.07.2014 № 1430-р, на медиаторов и их объединения возлагаются следующие основные функции:
- оказание содействия в анализе и выработке идей и предложений по урегулированию спорных ситуаций с участием детей;
- разработка и использование программ и методик проведения медиации;
- подготовка специалистов в данной сфере, повышение квалификации профессиональных медиаторов;
- оказание помощи в анализе проблем и возникших разногласий, поиск способов их решения;
- организация и обеспечение согласованности в действиях участников процедуры.
Классификация функций на федеральном уровне
На федеральном уровне на головную организацию, входящую в сеть служб медиации, возлагаются следующие функции:
- развитие методических программ, в том числе разработка, введение и обучение новым методикам и технологиям;
- проведение анализа, экспертизы, исследования и научного обоснования проведенной работы;
- контроль деятельности организаций, входящих в сеть;
- подготовка кадров для обучения и повышения квалификации медиаторов;
- сопровождение деятельности подконтрольных служб, в том числе методическое и консультационное.
Функции региональных и муниципальных служб медиации
На уровне региона и муниципального образования службамивыполняются следующие функции:
- практическая работа с участниками спора, в том числе работа в рамках распоряжения Правительства РФ № 1430-р непосредственно с детьми по защите их прав и интересов, их семьями, школами и иными государственными организациями, с которыми возник конфликт;
- информационно-просветительская работа с местным населением;
- проведение и организация медиации, а также подготовка участников к процедуре.
Медиаторы в рамках проведения процедуры по урегулированию спора выполняют широкий перечень функций, которые можно условно разделить на следующие группы:
- Аналитические — предполагают анализ конфликтной ситуации и выявление мнений сторон по поводу возникших разногласий.
- Организационные — включают не только организацию переговоров, но и обозначение места и порядка их проведения.
- Образовательные — предусматривают порядок обучения сторон ведению переговоров и выработке идей, которые направлены на достижение заявленных ими целей.
- Контрольные — заключаются в отграничении реалистичных идей от невыполнимых и проверке выполнения условий соглашения.
Правильное проведение процедуры позволяет участникам всесторонне оценить сложившуюся ситуацию. Предоставленная медиатором возможность договориться и выслушать мнение сторон в спокойной обстановке является залогом успешного разрешения спора.
Области применения медиации на региональном и федеральном уровне
Использование услуг медиации актуально для решения на федеральном и региональном уровнях споров и иных разногласий, вытекающих из предпринимательской деятельности. В подобных ситуациях рассмотрение спора в суде довольно часто оказывается невыгодным и нецелесообразным.
Не уступает по актуальности коммерческим спорам и решение конфликтов внутри семьи. В подобных ситуациях специалисты медиативных органов оказывают услуги по социальной работе и психологии. Вступление в силу распоряжения Правительства РФ № 1430-р стало основой для привлечения профессиональных медиаторов к работе с несовершеннолетними детьми.
***
В заключение отметим, что на региональном уровне, в соответствии с распоряжением Правительства РФ № 1430-р, службы медиацииосуществляют свою деятельность на базе образовательных и социальных учреждений. Это позволяет решать споры и разногласия, которые по своей природе не относятся к компетенции судебных органов, на местном уровне без привлечения широкого круга общественности (например, между учителями и учениками).
Еще больше материалов по теме в рубрике: "Медиация".