Порядок получения лицензии на охранную деятельность

0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Лицензия на охранную деятельность с 2016 года должна выдаваться подразделениями Росгвардии, однако в настоящее время эту функцию исполняют иные органы. Кто занимается выдачей разрешений, каков порядок действий и когда лицензия не нужна, несмотря на фактическое выполнение работниками организации охранных функций? Это далеко не полный перечень вопросов, которые мы осветим в рамках темы лицензирования охранной деятельности.

Лицензирование частной охранной деятельности

Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ установлено, что деятельность по предоставлению охранных услуг подлежит обязательному лицензированию.

Лицензия — специальное разрешение для индивидуального предпринимателя или организации на то, чтобы заниматься выполнением работ или оказанием услуг определенного рода, подтверждаемое бумажным или электронным документом, полученным в лицензирующем органе. Срок действия разрешения — 5 лет.

К СВЕДЕНИЮ: единого лицензирующего органа в России нет. Функции по выдаче разрешений на охранную деятельность с 2016 года возложены на Росгвардию, однако до принятия нового порядка выдачи лицензий документы по-прежнему выдают подразделения лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел (подп. «б» п. 14 Указа Президента «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии РФ» от 05.04.2016 № 157).

Виды услуг, оказываемые в рамках охранной деятельности

Понятия частной охранной деятельности в законодательстве нет. Однако в ст. 1 закона «О частной детективной и охранной деятельности» от 11.03.1992 № 2487-1 определено, что платные услуги, оказываемые клиентам с целью защиты их законных прав и интересов охранными организациями и детективами на основании договора и при наличии специального разрешения (лицензии), представляют собой частную детективную и охранную деятельность.

Несмотря на общее определение, лицензии на эти виды деятельности выдаются разные. Более того, разрешения на охранную деятельность также могут различаться между собой в зависимости от того, какие из предусмотренных ст. 3 закона № 2487-1 услуг будут оказываться.

В рамках охранной деятельности разрешено оказывать следующие услуги:

  • по защите жизни и здоровья граждан;
  • по даче рекомендаций и консультирование по правомерной защите от противоправных посягательств;
  • по поддержанию порядка при проведении массовых мероприятий;
  • по ведению пропускного и внутриобъектового режима;
  • по охране:
  • объектов и имущества;
  • объектов и имущества с разработкой, установкой и обслуживанием технических средств охраны;
  • объектов и имущества, а также обеспечение пропускного и внутриобъектового режима в местах с особыми требованиями к антитеррористической защищенности.

ВАЖНО! Не путайте лицензию охранной организации и лицензию (удостоверение) охранника.

Нужна ли лицензия, если охрана имущества организации осуществляется силами ее работников?

Охрану как лицензируемый вид деятельности организации в рамках закона № 2487-1 необходимо отличать от выполнения охранных функций силами собственных работников организации в целях защиты ее объектов. Так, на основании постановления 5-го арбитражного апелляционного суда (ААС) от 06.07.2011 № 05АП-4070/2011 и постановления 14-го ААС от 03.10.2011 № А66-5961/2011 можно сделать вывод, что вопрос о необходимости специального разрешения решается путем оценки нескольких критериев.

Лицензия не требуется, если:

  • охраняется имущество или осуществляется пропускной или внутриобъектовый режим на территории самой организации, а третьим лицам услуги по охране не оказываются;
  • за оказание охранных услуг ООО не получает плату, поскольку выполняет их в собственных интересах и своими силами;
  • фактически охранные функции исполняют сторожа, вахтеры и иные работники, действующие на основании трудового договора и в рамках должностной инструкции, где предусмотрена их обязанность защищать имущество или обеспечивать действие охранных режимов на территории объекта.

Если же имеет место возмездное оказание услуг третьим лицам, обеспечиваемое силами частных охранников, прошедших профессиональное обучение, сдавших экзамен и имеющих удостоверение, то необходимо получить лицензию.

Порядок получения специального разрешения

В настоящее время порядок получения специального разрешения на охранную деятельность регулируется Административным регламентом № 2, утв. приказом МВД от 29.09.2011 № 1039 (далее — Административный регламент). Поэтапно порядок выглядит следующим образом:

  1. Юридическое лицо, созданное специально для оказания услуг в рамках закона № 2487-1 и соответствующее лицензионным требованиям, готовит пакет документов, предусмотренный ст. 11.3 указанного закона, в частности:
  • заявление о выдаче специального разрешения;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • иные документы в зависимости от видов услуг в рамках охранной деятельности.
  1. Руководитель компании направляет документы в подразделение лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел. После получения бумаг сотрудник государственного органа вручает заявителю опись переданных документов и талон-уведомление о том, что обращение принято и ответ будет дан в течение 45 дней.
  2. Зарегистрированное заявление передается руководителю регионального подразделения, который до истечения 3 дней с момента регистрации пакета бумаг назначает сотрудника, ответственного за рассмотрение заявления.
  3. В течение 20 рабочих дней должностное лицо государственного органа формирует лицензионное дело. Одновременно осуществляется проверка полноты и достоверности информации из включенных в лицензионное дело документов, результаты которой позже присоединяются к делу.
  4. До истечения 35 рабочих дней с момента регистрации заявления сотрудниками органов внутренних дел готовится заключение о допустимости выдачи лицензии или об отказе в удовлетворении заявления, соответствующий приказ (распоряжение), а также бланки лицензии или уведомления об отказе.
  5. В течение 3 рабочих дней после подписания документов должностное лицо на личном приеме вручает акты руководителю юридического лица либо пересылает их заказным почтовым отправлением.

ВАЖНО! Приведенный порядок действует до принятия и вступления в силу правовых актов, регламентирующих деятельность Росгвардии.

Требования к соискателю лицензии

Лицензию может получить только организация, соответствующая одновременно целому ряду условий и соблюдающая множество ограничений. В частности, она должна:

  1. Быть создана специально для оказания услуг по охране (ст. 11 закона № 2487-1).
  2. Использовать организационно-правовую форму общества с ограниченной ответственностью (ст. 15.1 закона № 2487-1).
  3. Соответствовать лицензионным требованиям, установленным Положением о лицензировании, утв. постановлением Правительства от 23.06.2011 № 498.

Общие требования для соискателей лицензии таковы:

  • Уставный капитал от 100 000 руб. (250 000 руб., если предполагается использование вооружения и технических средств).
  • Уставный капитал сформирован минимум на 50% из денежных вкладов.
  • Уставный капитал формируется без привлечения иностранных инвестиций.
  • ООО не является дочерним обществом компании, осуществляющей не охранную деятельность.
  • По общему правилу услуги охраны — основной вид деятельности учредителей и участников соискателя.
  • Учредители не должны являться общественным объединениям или гражданами, имеющими судимость за умышленное преступление, замещающими государственные должности или платные должности в общественных объединениях либо имеющими статус апатридов, иностранцев. Не могут быть учредителями такого ООО юридические лица, учредителями или участниками которых выступают судимые за умышленное преступление граждане.
  • Руководитель ООО должен иметь высшее образование, а в дополнение к нему получить лицензию частного охранника и дополнительное профессиональное образование в области руководства подобными организациями. Помимо работы по организации деятельности юридического лица его руководитель праве заниматься только научной или творческой деятельностью, а также преподавать.
  • Компания должна соблюдать правила оборота оружия и спецсредств при их наличии.

Для оказания услуг отдельных видов к соискателям предъявляются требования сверх перечисленных.

Подготовка документов

Соискатель специального разрешения, убедившись, что соответствует всем критериям, может приступать к подготовке документов, подаваемых в органы внутренних дел. Необходимо собрать:

  1. Заявление в соответствии с унифицированной формой (приложение № 4 к Административному регламенту). При его заполнении следует учесть несколько нюансов, в т. ч.:
  • при внесении сведений в таблицу о видах услуг, которые ООО намерено оказывать, заявителю нужно проставить свои подписи в графах справа от выбранных видов;
  • заполняет заявление исключительно глава юридического лица.
  1. Документ об уплате государственной пошлины в размере 7500 руб. (подп. 92 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса). При оплате наличными подтверждающим документом будет квитанция, а при безналичных расчетах — платежное поручение с отметкой банка, местного подразделения Федерального казначейства или иного уполномоченного органа о его исполнении. Если же данные о платеже внесены в информационную систему о государственных или муниципальных платежах «ГИС ГМП», то представлять доказательства, подтверждающие оплату, не требуется (п. 3 ст. 333.18 НК).
  2. Копии документов руководителя компании:
  • диплом о высшем образовании;
  • свидетельство о повышении квалификации;
  • удостоверение охранника.
  1. Нотариально засвидетельствованную копию устава общества с ограниченной ответственностью.
  2. Опись переданных документов.

Перечень может дополняться:

  1. Свидетельствами о госрегистрации и постановке на учет в налоговой службе. 
  1. Иными бумагами согласно требованиям Административного регламента при оказании отдельных видов услуг.

Подача пакета бумаг в подразделение лицензионно-разрешительной работы

Подготовленные документы, в соответствии со ст. 11.3 закона № 2487-1, передаются в подразделение органов внутренних дел руководителем ООО. В п. 22.1 Административного регламента указано, что при получении заявления сотрудник государственного органа обязан проверить паспорт заявителя в целях подтверждения его личности. Исходя из приведенных положений, можно предположить, что единственным допустимым способом подачи документов является личная явка руководителя компании в подразделение лицензионно-разрешительной работы.

Такой вывод спорен. В соответствии с п. 9.13 Административного регламента допускается передача заявления в электронной форме. В п. 18 уточняется, что документ передается через Единый портал государственных услуг. Сотрудник подразделения регистрирует поступившие как в бумажном, так и в электронном виде обращения и информирует соискателя лицензии о приеме заявления. Одновременно заявителю вручаются (направляются) копия описи и талон-уведомление о том, что обращение будет рассмотрено в течение 45 дней.

Проверка документации и выдача лицензии

Лицензирующим органом осуществляется проверка, которая состоит из 2 этапов:

  • Первый — на достоверность и полноту представленной информации.

С этой целью в течение 5 дней со дня приема заявления сотрудник, которому на рассмотрение переданы бумаги, направляет межведомственные запросы, касающиеся уплаты госпошлины, госрегистрации ООО и наличия у него ИНН. Помимо этого сотрудник занимается проверкой руководителя организации, в частности фактов наличия у него судимости или нахождения его в розыске.

  • Второй этап необходим для проверки соответствия соискателя лицензионным требованиям. Он осуществляется путем проведения внеплановой выездной проверки, по результатам которой в 1 экземпляре составляется акт проверки соответствия лицензиата лицензионным требованиям.

По итогам проведенной работы сотрудник формирует лицензионное дело и готовит мотивированное заключение о возможности выдачи лицензии или об отказе в удовлетворении заявления.

Если принято положительное решение, то в срок до 3 рабочих дней после подписания лицензии и внесения данных о ней в единый реестр специальное разрешение лично вручается руководителю ООО или направляется в организацию почтовым отправлением.

При отрицательном решении в тот же срок заявителю направляется или передается мотивированное уведомление об отказе.

Что делать, если в получении специального разрешения было отказано?

Если в выдаче лицензии было отказано либо разрешение не выдано после истечения 45 дней, а организация представила правильно оформленные документы и достоверные данные, а также соответствует лицензионным требованиям, то соискатель имеет право обжаловать действия лицензирующего органа в административном либо судебном порядке.

  • Административный порядок — это подача жалобы в региональное подразделение лицензирующего органа, который обязан рассмотреть ее в течение 15 дней. При этом жалоба обязательно должна включать:
  • наименование госоргана или должностных лиц, чьи действия или бездействие обжалуются;
  • сведения о заявителе: Ф.И.О., адрес места жительства, контактные данные;
  • сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии;
  • доводы и доказательства в обоснование позиции заявителя.

Ответ на жалобу направляется заявителю на следующий рабочий день после его принятия в пределах срока, установленного на рассмотрение жалобы.

  • Судебный порядок предполагает обжалование действия (бездействия) государственного органа в порядке гл. 24 АПК в срок до 3 месяцев с момента, когда юридическому лицу стало известно о нарушении его прав.

Дополнительные процедуры

Получением лицензии на частную охранную деятельность взаимодействие компании с лицензионными органами чаще всего не ограничивается. Случаи, когда снова потребуется обратиться за государственными услугами, перечислены в таблице:

Ситуация

Государственная услуга

Срок действия специального разрешения истек, а ООО намерено и дальше оказывать охранные услуги (подробнее о порядке действий в этой ситуации рассказано в статье «Как продлить лицензию на охранную деятельность?»)

Переоформление лицензии

Компания намерена расширить перечень оказываемых охранных услуг, например добавить к охране объектов защиту жизни и здоровья граждан

ООО прошло через процедуру реорганизации

Изменилось местонахождение или наименование юридического лица

Утрачен или поврежден бланк лицензии

Получение дубликата

Ответственность за несоблюдение норм о лицензировании

Осуществление частной охранной деятельности без специального разрешения или с иными нарушениями нормативных требований чревато неблагоприятными последствиями. Юридическое лицо могут привлечь к следующим видам ответственности:

Вид ответст-венности

Норма закона

Правонарушение

Меры ответственности

Администра-тивная

Ч. 2 ст. 14.1 КоАП

Деятельность без лицензии

Граждане

Штраф 2 000–2 500 руб. + возможная конфискация сырья, орудий производства и готовой продукции

Должностные лица

Штраф 4 000–5 000 руб. + возможная конфискация сырья, орудий производства и готовой продукции

Организации

Штраф 40 000–50 000 руб. + возможная конфискация сырья, орудий производства и готовой продукции

Ч. 3 ст. 14.1 КоАП

Деятельность с нарушением требований
лицензии

Граждане

Предупреждение или штраф 1 500–2 000 руб.

Должностные лица

Штраф 3 000–4 000 руб.

Организации

Штраф 30 000–40 000 руб.

Ч. 4 ст. 14.1 КоАП

Деятельность с грубым нарушением требований лицензии

Должностные лица

Штраф 5 000–10 000 руб.

Организации

Штраф 100 000–200 000 руб. или административное приостановление деятельности на 90 суток

Ч. 1 ст. 20.16 КоАП

Незаконная
охранная деятельность

Граждане

Штраф 1 500–2 500 руб.

Должностные лица

Штраф 2 000–3 000 руб.

Организации

Штраф 20 000–30 000 руб.

Уголовная

Ч. 1 ст. 171 УК, п. 10 постанов-ления Пленума ВС от 18.11.2004 № 23

Незаконное предпринима-тельство

Руководитель организации или лицо, фактически исполняющее его функции

Штраф до 300 000 руб. или в размере дохода осужденного на срок до 2 лет, либо обязательные работы сроком до 80 часов, либо арест до полугода

Ч. 2 ст. 171 УК, п. 10 постанов-ления Пленума ВС от 18.11.2004 № 23

Незаконное предпринима-тельство в составе организованной группы или в особо крупном размере

Руководитель организации или лицо, фактически исполняющее его функции

Штраф 100 000–500 000 руб. или в размере дохода осужденного за период 1–3 года, либо принудительные работы сроком до 5 лет, либо лишение свободы на период до 5 лет со штрафом до 80 000 руб. или в размере дохода за 6 месяцев или без такового

***

Подытожим. Лицензия на охранную деятельность представляет собой специальное разрешение, выдаваемое в настоящее время лицензионно-разрешительными подразделениями органов внутренних дел обществам с ограниченной ответственностью для подтверждения правомерности оказания такими юридическими лицами услуг по охране имущества, защите граждан, обеспечению пропускного режима и т. д. Как только будет принят нормативный акт, регламентирующий деятельность Росгвардии, функции по лицензированию охранной деятельности перейдут к этой службе. До тех пор действует порядок, описанный выше.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал