Итоги конкурса на получение субсидии показали, что определённое образовательное заведение стало победителем. По правилам, для получения субсидии необходимо предоставить документ, подтверждающий отсутствии у получателя, на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения, просроченной задолженности перед федеральным бюджетом. Результаты конкурса были опубликованы 11 мая 2018 года, и уже 14 мая получатель субсидии предоставил справку об отсутствии на 1 мая 2018 года упомянутой задолженности. Подписано соглашение было лишь 26 ноября, а вот новой аналогичной справки заведение не предоставило.
Спустя некоторый срок Казначейство проводило проверку и выявило, что в реальности на момент получения субсидии у заведения была задолженность, связанная с возвратом в бюджет целевой субсидии, полученной ранее. В связи с обнаруженными фактами на заведение был наложен штраф по ст. 15.15.5 КоАП. Накладываемые на юридическое лицо за такое нарушение штрафы представляют собой процентное отношение к сумме полученной субсидии. Ревизоры установили размер штрафа по наименьшему пределу, но всё равно получилась сумма в 400 000 рублей.
Образовательное заведение начало отстаивать свои права в судебных инстанциях. И суды трех сочли привлечение заведения к ответственности противоречащим закону, так как наличие задолженности доказано не было. Поскольку заключение соглашения о предоставлении субсидии произошло в ноябре, справку необходимо было представить по состоянию на 1 октября. Но и без неё отсутствие задолженности на указанную дату подтверждают акты сверки взаимных расчетов по прошлой субсидии между заведением и его учредителем и показатели бухотчетности в ГИИС «Электронный бюджет».
Однако ВС РФ отправил дело на новое рассмотрение. Причиной стало то, что соглашение о предыдущей субсидии предусматривало в случае её частичного использования возврат средств в бюджет, а срок истекал в январе 2018 года. В реальности организация вернула остаток средств в бюджет только в апреле 2019 года. В течение более чем года заведение имело просроченную кредиторскую задолженность перед бюджетом.
Акт сверки расчетов по предыдущей субсидии был подготовлен уже после возврата средств и фиксировал отсутствие задолженности на 31 мая 2019 года, тогда как подтвердить этот факт требовалось на 1 октября 2018 года. В предыдущем акте сверки в декабре 2017 года остатка средств, подлежащих возврату, не числилось. ВС РФ обратил внимание судов на то, что при новом рассмотрении дела нужно изучить акт сверки 2017 года с учетом требований Закона № 402-ФЗ о бухгалтерском учете. Подробности дела можно найти в определении ВС РФ от 17 ноября 2021 г. № 305-ЭС21-13732.