Пломбировка счетчика электроэнергии — это процесс, который связан с установкой на данный прибор учета защитной пломбы, подтверждающей его целостность и исправность, а также позволяющей избежать неучтенного потребления электричества. Опломбировать счетчик электроэнергии обязан каждый потребитель — в противном случае могут быть неблагоприятные последствия.
Зачем нужна пломба на счетчике?
Для начала стоит сказать о том, что пломба на счетчике электроэнергии бывает двух видов:
- установленная производителем;
- установленная поставщиком энергии при монтаже счетчика.
В первом случае пломбы необходимы для того, чтобы ограничить доступ посторонних лиц к элементам прибора учета и предотвратить нарушение их целостности. Во втором — пломба фиксирует доступ к электросети. Прибор в этом случае пломбируется в интересах поставщика электроэнергии при установке. При отсутствии пломбы на приборе учета его данные попросту не принимаются поставщиком. Обязанность же по обеспечению пломбировки счетчика возлагается законодательством на потребителя.
Тут возникает еще один закономерный вопрос: кто обязан оплачивать пломбировку? Законодательно данный вопрос на сегодняшний день в должной мере не урегулирован, и ответ на него можно найти только в имеющейся судебной практике. Правда, мнения судов по данному вопросу разнятся.
Так, часть принятых ими решений говорит, что пломбировка счетчиков осуществляется исключительно в интересах поставщика энергии — следовательно, работа такого рода является составной частью ввода в эксплуатацию прибора учета и относится к обязанности исполнителя (поставщика электроэнергии).
Другая же позиция кардинально отличается от предыдущей: ни документы о вводе в эксплуатацию, ни договоры о коммунальном обслуживании и предоставлении потребителю электроэнергии не обязывают исполнителя производить пломбировку счетчиков. Таким образом, получается, что опломбированием прибора учета должен озаботиться потребитель — значит, ему же придется и заключать дополнительный договор на оказание услуг по проведению пломбировки, и оплачивать данную услугу.
Как опломбировать счетчик электроэнергии
В общем, пока ясно только одно: прибор учета должен быть опломбирован в любом случае, хотя на законодательном уровне данный вопрос и не является до конца урегулированным. При этом возникает вполне логичный вопрос: каким образом можно опломбировать электросчетчик?
В соответствии с действующими правилами, для того чтобы опломбировать счетчик электроэнергии, потребитель после его установки должен обратиться к поставщику (исполнителю) с заявлением о вводе прибора учета в эксплуатацию. В заявлении должны быть указаны сведения о потребителе, дата установки прибора учета и, собственно, сама просьба о вводе его в эксплуатацию. Все остальные решения и действия на основании поступившего от потребителя заявления должны приниматься исполнителем (поставщиком электроэнергии).
Важно при этом сказать, что если процесс пломбировки оплачивается потребителем, то исполнитель (поставщик электроэнергии) не вправе настаивать на проведении необходимых работ исключительно его силами либо путем привлечения сотрудников указанной им компании. То есть, потребитель в этом случае имеет право самостоятельно определять, кого ему привлекать для установки пломбы.