Что такое досудебная претензия и нужно ли на нее отвечать?
Закон не определяет, что такое претензия, поэтому в гражданском праве под ней понимается любое обращение: заявление, требование, сообщение, письмо и т. д. Однако чаще всего претензией называют досудебное направление лицом контрагенту или обязанному лицу требования о совершении какого-либо действия либо воздержании от него.
При этом претензия может играть роль:
- Документа, который изменяет, прекращает либо создает гражданско-правовые отношения. Например, в случае обращения потребителя к продавцу с требованием об отказе от исполнения сделки по приобретению товара и возврате его стоимости. При наличии оснований такой документ может повлечь реституцию, т. е. возврат сторон в первоначальное положение, существовавшее до совершения сделки.
- Документа, который служит подтверждением соблюдения досудебного порядка. Ведь законом или договором (например, перевозки) может быть предусмотрено, что до обращения в суд необходимо предварительное направление претензии.
- Информационного документа, в котором отражается правовая позиция отправителя по тому или иному вопросу.
Если же говорить о необходимости ответа на претензию, то он обязателен лишь в некоторых случаях, в большинстве ситуаций — нет. Например, его должен дать страховщик при страховании по ОСАГО (п. 21 ст. 12 закона «Об обязательном страховании…» № 40). В противном случае страховая организация может быть подвергнута штрафу. Чтобы понять, обязателен ли ответ в конкретном случае, необходимо изучить законодательство, применимое к интересующим правоотношениям, и положения договора, если таковой заключался.
Срок ответа на претензию
Срок ответа на претензию зависит от того, на каком основании она направлена. Так, закон «Об организации страхового дела…» от 27.11.1992 № 4015-1 не предусматривает никаких ограничений в этом плане.
По договору же ОСАГО в силу п. 21 ст. 12 ФЗ № 40 срок ответа на претензию для страховщика установлен — 20 дней. За его несоблюдение начисляется неустойка. Кроме того, в силу п. 1 ст. 16.1 ФЗ № 40 в случае возникновения между страховщиком и страхователем разногласий о сумме возмещения ответ на претензию должен быть дан первым в течение 10 дней.
Для досудебной претензии срок ответа устанавливается исходя из существа правоотношений и может быть определен как законом, так и договором. Если он не определен, применяется правило о разумном сроке, который обычно составляет 30 дней (что следует, в частности, из п. 5 ст. 4 АПК РФ).
Таким образом, чтобы определить срок ответа на претензию, необходимо:
- С учетом существа правоотношений изучить применимое законодательство и узнать, установлен ли такой срок для них (узнайте также о сроках рассмотрения претензий).
- Изучить договор на предмет наличия условия о сроке ответа на претензию, если последняя связана с неисполнением договорных обязательств.
Содержание и форма письма-ответа на претензию
Теперь разберемся, как ответить на претензию грамотно. Письмо-ответ составляется в произвольном виде, поскольку на законодательном уровне определенной формы для данного документа не утверждено. При этом очевидно, что форма ответа на претензию должна быть письменной, поскольку в противном случае невозможно будет доказать, что ответ составлялся и направлялся адресату.
Структура письма, в соответствии с общей практикой документооборота, следующая:
- Шапка, в которой указываются данные адресата (Ф. И. О. и адрес физического лица либо наименование и адрес организации) и аналогичные сведения об отправителе. Допускается указывать также контактные данные (адрес электронной почты, телефон, факс и т. п.).
- Наименование документа: «Ответ на претензию от (указывается дата, когда претензия составлена) № (указывается при наличии)».
- Основное содержание. Здесь необходимо написать, что поступила претензия (с указанием даты поступления), и сообщить, отклоняется она либо удовлетворяется. При этом решение необходимо аргументировать.
- Дата составления ответа.
- Ф. И. О. и подпись лица, составившего документ.
В качестве примера предлагаем образец ответа на досудебную претензию, направленную контрагенту после нарушения им условий договора поставки.
Как правильно ответить на претензию - образец
Кому: ООО «ИРИС»,
101000, Москва, ул. Чугунная, 12
От кого: ООО «Верес»,
101000, Москва, ул. Сидорова, 13
Телефон: 1 (111) 111 11 11
Факс: 1 (111) 111 11 11
Ответ на досудебную претензию от 12.03.2018 № 456-П
Ваша досудебная претензия от 12.03.2018 № 456-П, поступившая в адрес ООО «Верес» 18.03.2018, изучена и рассмотрена. Сообщаю, что по результатам рассмотрения претензия отклоняется полностью.
Вы указываете, что товар по договору поставки от 1 января 2018 года № 123-П должен быть поставлен в срок до 10 марта 2018 года, однако в силу дополнительного соглашения к указанному договору (соглашение № 123 от 21 февраля 2018 года), заключенному между ООО «Ирис» и ООО «Верес», срок поставки продлен до 1 июня 2018 года. Соответственно, нарушения исполнения обязательств ООО «Верес» не допущено. В полном объеме товар будет поставлен до 1 июня 2018 года, т. е. согласно достигнутым договоренностям.
18 марта 2018 года
Директор ООО «Верес»:
(подпись) /Иванов Иван Иванович/
***
Таким образом, законодательство не предъявляет требований к содержанию данного документа (если иное не предусмотрено договором), поэтому проблем при его составлении возникнуть не должно. Предложенный же выше образец позволит понять, как написать ответ на претензию правильно и указать в ней все необходимые сведения.
***
Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для канала Дзен.