Что такое выручка
В самом общем понимании прибыль от продаж - это разница между доходом от реализации продукции или услуг и всеми затратами предприятия, связанными с производством и реализацией этой продукции или услуг.
Для того чтобы вывести формулу прибыли от продаж, более детально рассмотрим составляющие, участвующие в расчете.
Выручка (revenue) — общий показатель экономической деятельности организации, который включает в себя все поступления денежных средств или будущих экономических выгод от реализации продукции или услуг (т. е. от основных видов деятельности).
Формула выручки (в общем виде):
Выручка = цена продукции (услуг) × объем реализации продукции (услуг)
Выручка является основным источником покрытия затрат. За счет ее объема и своевременности поступления обеспечивается стабильность и бесперебойность деятельности компании: возможность выплачивать заработную плату работникам, погашать свои обязательства перед поставщиками и другими контрагентами, формировать необходимые фонды и резервы. Также создаются условия для накопления собственного капитала. Выручка формирует прибыль как основной показатель в формуле валовой прибыли.
Как рассчитать валовую прибыль
Любая компания создается с целью получения выгоды. Валовая прибыль (gross profit) — это характеристика результативности производственной политики предприятия. Если основная деятельность компании нерентабельна, то и все другие процессы будут неэффективными. Данный показатель рассчитывается как выручка от реализации продукции или услуг минус себестоимость этой продукции или услуг. Причем выручка должна быть очищена от косвенных налогов, акцизов и прочих платежей.
Для правильной оценки и понимания, как рассчитать прибыль, необходимо определить все статьи затрат, которые формируют себестоимость. Ведь себестоимость — это выраженный в денежном эквиваленте объем всех ресурсов, используемых в производстве. Полученный на данном этапе убыток свидетельствует об ошибках в ценообразовании, нерациональном использовании ресурсов, об управленческих просчетах.
Проанализировав составляющие, можем сформулировать, как посчитать прибыль от продаж.
Прибыль от продаж: как посчитать
Прибыль от продаж (profit from sales) является основной частью прибыли компании в целом и определяет финансовый результат деятельности организации.
Прибыль от продаж = Валовая прибыль − Коммерческие расходы − Управленческие расходы
В свою очередь:
Валовая прибыль = Выручка – Себестоимость
Значит:
Прибыль от продаж= Выручка − (Себестоимость + Коммерческие расходы + Управленческие расходы)
Себестоимость + коммерческие расходы + управленческие расходы формируют полную себестоимость предприятия.
Из формулы видно, что на величину прибыли от продаж влияют разные экономические показатели, такие как объем реализуемой продукции, ее цена, уровень организации производства, производительность труда, компетентность руководства и др. Прибыль является результирующей по нескольким сферам деятельности компании.
Как найти прибыль от продаж на основе данных бухгалтерской отчетности
Одним из основных источников данных для расчета всех показателей прибыли от продаж является бухгалтерская отчетность. Как найти прибыль от продаж, используя баланс? Для этого нам потребуется отчет о финансовых результатах:
- Строка 2110 — по правилам составления бухгалтерской отчетности (ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утв. приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н) выручка уже указывается без НДС, акцизов и пр.
- Строка 2120 — себестоимость продаж.
- Строка 2100 — валовая прибыль (убыток) (разница данных строк 2110 и 2120).
- Строка 2210 — коммерческие расходы.
- Строка 2220 — управленческие расходы.
- Строка 2200 — прибыль (убыток) от продаж (разница данных строки 2100 строки 2210 и строки 2220).
Анализ прибыли предприятия
Сам расчет прибыли необходим для проведения экономического анализа деятельности предприятия. В процессе анализа изучается динамика и определяются факторы, которые влияют на получение прибыли. Целями являются контроль за выполнением плана продаж и выявление путей увеличения прибыли. По результатам определяются тактика и стратегия компании.
Одним из показателей анализа является рентабельность продаж, которая показывает, сколько прибыли приходится на 1 рубль реализованной продукции. Рентабельность определяется следующим выражением (в формуле расчета прибыль является основной составляющей):
Рентабельность = Прибыль от продаж / Выручка от реализации × 100%.
Следует отметить, что показатель «рентабельность продаж» используется налоговыми органами для включения организации в план выездных проверок (приказ ФНС России «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).
***
Как видим, показатель «прибыль от продаж» действительно является очень важным с позиции финансовой стабильности компании. Чем больше его величина, тем компания более эффективна с точки зрения управленческих решений, а также привлекательнее для внешнего инвестирования.
***
Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен.