Пояснительная записка к бухгалтерской отчетности: основные моменты и рекомендации

0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Каждая организация, осуществляющая экономическую деятельность на территории Российской Федерации, обязана вести бухгалтерский учет и подавать соответствующую отчетность в налоговые органы. До начала 2013 года к числу обязательных документов относилась и пояснительная записка, в связи с изменениями в законодательстве она была заменена на пояснения. Однако многие организации все же составляют данный документ, несмотря на то, что в состав обязательной бухгалтерской отчетности он не входит. Пояснительная записка представляет собой форму сопроводительной документации, в которой в простой форме отражены основные сведения о финансовом состоянии компании. В налоговые органы она не подается, а предоставляется заинтересованным лицам.

Зачем нужна пояснительная записка

Этот документ необходим для предоставления дополнительной информации и объяснения к показателям, отраженным в основной части отчетности. Пояснительная записка помогает заинтересованным лицам лучше понять суть происходящих в компании процессов и принятых управленческих решений.

Документ предоставляется по желанию или требованию инвесторов, кредиторов и прочих заинтересованных лиц. Указанная в ней информация отражает финансовое состояние компании, ее перспективы и риски. Таким образом, пояснительная записка является важным инструментом прозрачности и доверия в отношениях между компанией, ее контрагентами и надзорными инстанциями.

Какая информация включается в записку

Каждая организация составляет ее, исходя из своей специфики. На практике, как правило, в этот документ включают следующую информацию:

  • Общие сведения об организации. В данный раздел включается информация об юридическом лице, как то: наименование, адрес. ИНН, ОРГН, КПП, иные реквизиты. Кроме этого допускается внесение сведений о размере уставного капитала, количестве акций (актуально для акционерных обществ), видах деятельности по ОКВЭД, составе учредителей.
  • Сведения о методах учетной политики. В разделе приводится информация о методах бухгалтерского учета, принятых в компании.
  • Структура баланса. Приводятся сведения о структуре баланса в процентном соотношении отдельных его элементов.
  • Стоимость чистых активов. Она приводится с учетом амортизации.
  • Оценка финансового состояния компании. В этом разделе указывают комментарии к основным финансовым показателям, таким как выручка, прибыль, активы, обязательства. Здесь также можно объяснить причины изменений в финансовых показателях за отчетный период.
  • Оценка резервов. Основные резервы оцениваются в рамках балансовой стоимости на конец отчетного периода.
  • Расходы на оплату труда. Прописывается кредиторская задолженность на конец отчетного периода. Также допускается указывать среднесписочную численность сотрудников и показатели текучести кадров.
  • Основные риски и возможности. Компания описывает основные риски, с которыми сталкивается в своей деятельности, а также возможности для развития бизнеса.
  • Согласованность счетов и отчетности. Важный раздел, в котором отражается принцип соблюдения методов бухгалтерского учета и требований законодательства.

Кроме этого, в пояснительной записке могут быть отражены и иные сведения, которые организация посчитает целесообразным предоставить. К их числу, к примеру, относятся: информация о связанных сторонах, оценочные обязательства и резервы, выданные и полученные обеспечения и платежи, совершенные крупные сделки.

Как оформляется пояснительная записка

Унифицированной формы пояснительной записки не существует, равно как и требований к ее оформлению. Это связано с тем, что она не входит в состав бухгалтерской отчетности. Однако при ее составлении следует руководствоваться общими правилами оформления соответствующей документации.

Пояснительная записка должна быть составлена на русском языке. Текст должен быть структурирован и лаконичен, чтобы обеспечить понимание и удобство восприятия информации. Также в ней могут присутствовать графики, диаграммы, таблицы и другие средства, позволяющие всецело отразить необходимые сведения.

Примерная структура пояснительной записки выглядит следующим образом:

  1. Титульный лист. На нем указывается название организации, период, за который составляется отчетность, наименование документа.
  2. Введение. В этой части конкретизируют цель и задачи формирования бухгалтерской отчетности, а также общий анализ финансового состояния компании за отчетный период.
  3. Пояснения к бухгалтерской отчетности. Здесь следует подробно рассмотреть каждый раздел отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, о движении денежных средств), объяснить основные показатели, провести анализ финансовых результатов и выявить основные тенденции.
  4. Заключение. В данной части делают общие выводы о финансовом состоянии компании, оценивают эффективность ее деятельности за отчетный период, излагают рекомендации по улучшению финансового положения.

Пояснительная записка составляется лицом, ответственным за составление бухгалтерской отчетности компании. Подписывается документ ее руководителем. Допускается использование как фирменных бланков, так и чистых листов формата А4. Также пояснительную записку можно оформить и в электронном виде.

Чем пояснительная записка отличается от пояснений к бухгалтерскому балансу

Пояснительную записку следует отличать от пояснений к бухгалтерскому балансу. Под последним понимают документ, входящий в состав отчетности, в который включаются сведения о показателях баланса и финансовых результатах компании. Пояснения оформляются в свободной форме, однако рекомендуется придерживаться типовых рекомендаций, которые установлены Минфином.

Важно обратить внимание, что если к отчету не предоставить пояснений, то он будет неполным, за что со стороны контролирующих органов могут последовать штрафные санкции. Нормативное обоснование необходимости предоставления пояснений отражено в Приказе Минфина РФ № 66н от 02. 07. 2010 г. Следует отметить, что данный документ утрачивает силу с 1 января 2025 года.

Содержание пояснений определяется непосредственно организаций с учетом рекомендаций, установленных Минфином. Однако необходимо, чтобы в документе отражалась следующая информация:

  • Сведения об основных средствах.
  • Сведения о кредиторской и дебиторской задолженности.
  • Сведения о текущих затратах на производство.

Также в нем могут содержаться различные пояснения, расшифровки и иная значимая информация.

Таким образом, отличия между пояснительной запиской и пояснениями к балансу заключаются в обязательности составления документа и том, входит ли он в состав бухгалтерской отчетности или нет.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал