Когда произойдет переход на электронные больничные листы

0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Переход на электронные больничные листы был осуществлен в 2017 году. При этом законодатель не убрал из оборота и бумажные листки нетрудоспособности, которые также выдаются гражданам на руки. В статье далее мы расскажем, что такое электронный больничный, а также рассмотрим схему выдачи этого документа. 
Вам помогут документы и бланки:
  1. Бланк информированного добровольного согласия на формирование листка нетрудоспособности в форме электронного документа

Что представляет собой электронный больничный лист

Листок нетрудоспособности оформляется в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минздрава России «Об утверждении Порядка выдачи и оформления листков нетрудоспособности» от 01.09.2020 № 925н. Этот приказ начинает действовать с 14.12.2020, отменяя предыдущий приказ от 29.06.2011 № 624н. По-прежнему закреплены две формы больничных листов: электронная и бумажная. Они имеют равнозначную силу и выдаются по запросу работника для предъявления работодателю и в ФСС для назначения выплат.

Электронные больничные листы представляют собой листки нетрудоспособности, которые заполняются лечащим врачом и работодателем, заверяются электронной цифровой подписью (ЭЦП), вносятся в базу ФСС и подлежат оплате в соответствии с действующим законодательством. Главное отличие таких больничных заключается в том, что они создаются в электронной базе с использованием специального программного обеспечения и физического носителя не имеют.

Когда введут электронные больничные листы

Согласно ст. 3 закона «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона…» от 01.05.2017 № 86-ФЗ дата перехода на электронные больничные листы — 01.07.2017. Именно с этого момента медицинские организации вправе по заявлениям пациентов оформлять листки нетрудоспособности в электронном виде и отправлять их напрямую в ФСС после того, как работодателями будут введены соответствующие данные (также в электронном виде).

При этом в ст. 2 закона № 86-ФЗ указано, что листок нетрудоспособности может быть оформлен и на бумажном носителе. По умолчанию больничный оформляется на бумаге, но если пациент изъявит свое желание, то врач составляет документ в электронной форме, заверяя его усиленной электронной подписью.

Схема оформления электронного больничного листка

Оформление электронного больничного производится по следующей схеме:

  1. Работник обращается в медицинскую организацию и открывает больничный лист. При этом он пишет заявление о том, что документ необходим в электронной форме.
  2. Врач (иное уполномоченное лицо) готовит больничный и вносит его данные в базу ФСС.
  3. Работник закрывает листок нетрудоспособности (выписывается) и получает номер документа, по которому можно проверить его в базе ФСС.
  4. Работодатель заходит на сайт ФСС в личный кабинет (cabinets.fss.ru) и вводит всю необходимую информацию о работнике.
  5. ФСС и работодатель оплачивают больничный лист.

Действия организации при оформлении электронного больничного

Для того чтобы предприятие могло участвовать в оформлении больничных листов в электронной форме, необходимо выполнить ряд действий:

  1. Заключить с территориальным подразделением ФСС соглашение об информационном взаимодействии, в рамках которого будет осуществлен обмен информацией по вопросам оформления листков нетрудоспособности.
  2. Получить усиленную электронную подпись и доработать программное обеспечение. Все необходимые сведения получаются в ФСС.
  3. Изменить учетную политику, в которой необходимо отразить положение о том, что электронные больничные листы принимаются наравне с бумажными.
  4. Зарегистрировать организацию на сайте «Госуслуги» для того, чтобы можно было создать личный кабинет на сайте ФСС.

Действия работника при оформлении электронного больничного

Прежде чем оформлять электронный больничный лист, гражданин должен убедиться в том, что между ФСС и работодателем заключено соглашение об информационном взаимодействии и работодатель готов принимать электронные больничные. В противном случае листок нетрудоспособности придется заменить на бумажный.

Далее он обращается к лечащему врачу и сообщает ему о том, что больничный необходим в электронной форме. После этого пациент пишет заявление, в котором выражает свое согласие на оформление больничного листа в электронном виде (без него листок нетрудоспособности в электронной форме не откроют). Заявление составляется по типовой форме, которую можно скачать на нашем сайте.

Следующий шаг — получение номера электронного документа (больничного), который выдает врач при выписке. Этот номер необходимо сообщить работодателю любым удобным сотруднику способом. Если работодателей несколько, то все равно выписывается один электронный больничный, и каждому работодателю необходимо сообщить его номер. С помощью номера на странице lk.fss.ru можно проверить движение больничного листа (для этого гражданин также должен быть зарегистрирован на сайте «Госуслуги»).

Больше никаких действий выполнять не нужно. Дальнейшие действия по оформлению и оплате листка нетрудоспособности осуществляют работодатель и ФСС.

***

Таким образом, в оформлении больничного листа в электронной форме задействованы, как и прежде, медицинское учреждение, работодатель и ФСС. Только документ теперь не нужно распечатывать и приносить работодателю, все может быть осуществлено в рамках заполнения сведений в личном кабинете на сайте ФСС. При этом работник может оформить листок нетрудоспособности и в бумажной форме.

Еще больше материалов по теме — в рубрике «Больничный лист».

Источники:
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал