Субъекты малого и среднего предпринимательства - критерии отнесения в 2021 году

0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Субъект малого предпринимательства - критерии 2021 года представляют собой законодательно определенные условия, при наличии которых организации и частные предприниматели могут быть причислены к данной категории. О том, каким именно критериям должны соответствовать субъекты малого или среднего предпринимательства (далее — МСП), расскажем в нашей статье.

Законодательство, регулирующие вопросы малого и среднего бизнеса, критерии отнесения к таковым

Отношения в сфере развития МСП регулируются нормами закона «О развитии…» от 24.07.2007 № 209-ФЗ. В ч. 1 статьи 4 указанного нормативного акта устанавливается, что к субъектам МСП относятся лица (хозобщества, партнерства, компании по производственной кооперации, сельхозфермы и ИП), прошедшие госрегистрацию в соответствии с действующим законодательством и отвечающие ряду требований.

Перечень условий, соответствие которым дает право относиться к субъектам МСП, установлен в ч. 1.1. ст. 4 закона № 209-ФЗ и состоит из 4 показателей (о них мы расскажем чуть позже).

Помимо базового нормативного акта в пакет документации в области применения показателей относимости к субъектам МСП включаются иные акты и письма, в том числе:

Кроме того, разрешить данный вопрос помогает судебная практика, например:

  • постановление 9-го арбитражного апелляционного суда от 19.07.2017 № 09АП-20234/2017 по делу № А40-227420/16;
  • определение ВС РФ от 19.10.2017 № 305-КГ17-16725 по делу № А40-216724/2016.

Важная информация: узнайте о том, как проверить фирму на малое или среднее предпринимательство по ИНН.

Критерии субъектов малого и среднего предпринимательства

К обстоятельствам, позволяющим причислить бизнесменов к субъектам МСП, относятся (ч. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ):

  1. Один из приведенных ниже показателей (для хоз. обществ или партнерств):
  • совокупное долевое участие государства, религиозных и/или общественных организаций, благотворительных и прочих фондовых компаний в складочном капитале ООО составляет не более 25%, с совокупным процентом собственности зарубежных компаний или фирм, не относящихся к субъектам МСП, не более 49%;
  • отнесение ценных бумаг фирмы к акциям инновационного экономического кластера;
  • осуществление деятельности, связанной с применением результатов интеллектуального творчества, что является ключевым видом деятельности, если правообладателями на такие результаты являются государственные научные учреждения, государственные организации высшего образования;
  • наличие у организации статуса участника проекта ИЦ «Сколково»;
  • принадлежность учредителей компании к организациям, оказывающим господдержку инновационной деятельности и относящихся к публичным акционерным обществам (ПАО) с госсобственностью в складочном капитале от 50%; обществам, в которых указанные ПАО правомочны распоряжаться пакетом более 50% голосующих акций; гос. корпорациям; компаниям, созданным в результате реорганизации РК нанотехнологий.
  1. Среднесписочная численность трудового коллектива не превышает установленных предельных показателей.
  2. Суммированный доход не превышает предельных нормативов, установленных для каждой группы субъектов МСП.

Средний и малый бизнес — критерии отнесения по численности штата

Согласно п. 2 ч. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ, если фигуранты соотносятся с одним из условий п. 1 ч. 1.1 ст. 4, перечисленных выше, то для признания этих лиц субъектами МСП среднесписочное количество членов трудового коллектива не должна превышать:

  • для микропредприятий — 15 человек;
  • для мелких предприятий — 100 человек;
  • для средних коммерсантов — 250 человек.

При этом в отношении некоторых компаний среднего предпринимательства имеется уточнение, в соответствии с которым Правительством РФ могут быть установлены иные нормативы среднесписочного количества (п. 2.1 ч. 1.1 ст. 4 закона 209-ФЗ). К таким фигурантам относятся коммерсанты, ключевым видом предпринимательства для которых (при доходной доле от этого производства не менее 70% в общей сумме) является:

  1. Выработка текстильных изделий.
  2. Изготовление одежды.
  3. Производство кожи и кожаных изделий (обрабатывающее производство).

Конечный показатель среднесписочной численности для указанных фигурантов установлен постановлением Правительства РФ «О внесении изменений…» от 22.11.2017 № 1412 с 05.12.2017 — не более 1000 сотрудников.

Субъект среднего и малого предпринимательства - критерии, касающиеся дохода

Доход, который позволяет относить к субъектам МСП лиц, подпадающих под критерии п. 1 ч. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ, определен в п. 3 ч. 1.1 ст. 4. Однако рассматриваемая норма является отсылочной и лишь указывает, что пограничные значения указанного показателя устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением же Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 введены следующие максимальные объемы доходной части предпринимательской деятельности за прошедший год для субъектов МСП:

  • для микропредприятий — 120 млн руб.;
  • для малых предприятий — 800 млн руб.;
  • для средних предприятий — 2 млрд руб.

Порядок применения критериев малого и среднего бизнеса

Помимо непосредственно показателей, по которым может определяться статус фигуранта как субъекта МСП, ст. 4 закона № 209-ФЗ содержит ряд правил, разъясняющих порядок применения этих условий (чч. 3–5 ст. 4):

  1. Группа субъекта МСП определяется исходя из значения одного из условий, приведенных в ст. 4 закона № 209-ФЗ (по доходу или по среднесписочной численности сотрудников).
  2. Если на статус субъекта МСП претендует индивидуальный предприниматель, не имевший в отчетном (прошлом) году сотрудников, для определения принадлежности применяются критерии малого бизнеса, касающиеся величины полученного дохода.
  3. Общества и ИП, созданные и/или зарегистрированные в период с 1 августа текущего года по 31 июля следующего за ним (далее — вновь созданные коммерсанты) и ИП с патентной системой налогообложения относятся к микропредприятиям.
  4. Если соучастник проекта ИЦ «Сколково» освобожден от обязанности по представлению налоговых отчетов, его группа принадлежности к субъектам МСП определяется исходя из среднесписочной численности сотрудников.
  5. Коррекция категории субъекта МСП происходит последовательно в случае повышения или снижения предельных нормативов. При этом учитываются показатели за 3 года.
  6. Изменение категории вновь созданного коммерсанта (как организации, так и ИП) происходит с учетом показателей, перечисленных в ст. 4 закона № 209-ФЗ, при исключении из реестра субъектов МСП указания на то, что конкретный фигурант является вновь созданным коммерсантом.
  7. Вновь созданные/зарегистрированные коммерсанты, внесенные в реестр субъектов МСП, заявляют о соответствии условиям отнесения к субъектам МСП по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 10.03.2016 № 113. Тем самым они дают повод для отнесения их к той или иной группе.

Малый, средний и крупный бизнес — сравнение критериев

Микропредприятия, малый и средний бизнес следует разграничивать между собой. Также необходимо четко определять границы между названными лицами и крупным бизнесом, т. к. это имеет значение для оценки наличия или отсутствия прав на меры поддержки, установленные законом № 209-ФЗ.

Очевидно, что если фигурант не подпадает под условия, определенные в ст. 4 закона № 209-ФЗ, то внести его в реестр субъектов МСП нельзя. Таким образом, к крупному бизнесу можно отнести коммерсантов:

  • не отвечающих хотя бы одному из требований, перечисленных в п. 1 ч. 1.1 ст. 4 того же закона;
  • имеющих коллектив, среднесписочная численность которого превышает 250 единиц;
  • имеющих доход за прошедший период более 2 млрд руб.

***

Таким образом, в отношении среднего и малого бизнеса критерии в 2020 году, так же как и ранее, четко регламентированы законом № 209-ФЗ, что дает возможность четко разграничить субъектов предпринимательства между собой. Так как положения данного закона достаточно сложны для понимания, в статье мы изложили их в доступной форме.

Больше полезной информации — в рубрике «Бизнес».

Источники:
  • Закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 № 209-ФЗ
  • Постановление Правительства РФ "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" от 04.04.2016 № 265
  • Постановление Правительства РФ "О предельном значении среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год для средних предприятий - хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности, и об утверждении Правил формирования перечня хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств..." от 22.11.2017 № 1412
  • Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил включения юридических лиц в перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", для целей статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 08.12.2014 № 1335
  • Определение Верховного Суда РФ от 19.10.2017 № 305-КГ17-16725 по делу № А40-216724/2016
  • Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2017 № 09АП-20234/2017 по делу № А40-227420/16
  • Письмо ФНС России "О направлении разъяснений по вопросам ведения Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства" от 18.08.2016 № 14-2-04/0870@
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал