Приостановление деятельности — понятие и регулирование
На законодательном уровне отсутствует определение приостановления деятельности ООО, хотя имеется несколько сходных терминов, обозначающих прекращение деятельности организации на некоторый срок без ликвидации.
В частности, это предполагают:
- Временный запрет деятельности, предусмотренный ст. 27.16 КоАП и подразумевающий запрет деятельности филиалов или представительств судом до принятия решения о назначении наказания в виде приостановления деятельности.
- Административное приостановление деятельности (ст. 3.12 КоАП) — один из видов административного наказания, назначаемый в целях предотвращения вреда жизни и здоровью человека и в ряде иных случаев. Назначается на срок до 90 дней, который начинает исчисляться с того момента, когда деятельность фактически была приостановлена.
- Временная приостановка работы, называемая простоем (ТК РФ).
Отметим, что первые две формы временного прекращения деятельности возможны лишь на основании судебного акта и носят характер принудительных. Добровольное же приостановление возможно лишь в форме простоя, который может быть вызван определенными факторами:
- экономическими (например, сложностью реализации произведенной продукции по причине понижающегося спроса, отсутствием оплаты со стороны контрагентов и др.);
- организационными (изменениями в структуре предприятия или производственном цикле);
- техническими (в результате выхода из строя оборудования);
- технологическими (в связи с проведением модернизации оборудования, замены средств производства и т. п.).
Простой может быть вызван виной работника, инициативой работодателя, а также обстоятельствами, которые не зависят от воли сторон.
Приказ о приостановлении деятельности предприятия (требования, структура, образец)
Форма приказа, которым деятельность организации прекращается на временной основе, не утверждена на законодательном уровне и не имеет источников прямого правового регулирования. В связи с этим данный документ подготавливается и издается в соответствии с общими требованиями законодательства, положениями устава самой организации и правилами делопроизводства, действующими на предприятии.
При этом важно помнить, что приостановление деятельности предполагает решение кадровых вопросов, поэтому приказ (по личному составу) необходимо издать и довести до сведения сотрудников. О приказах по личному составу можно прочитать в другой нашей статье.
Документ должен подчиняться требованиям следующих правовых норм:
- ст. 8 ТК РФ о локальных актах организации, которые регулируют трудовые правоотношения;
- под. 3 п. 3 ст. 40 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ, в соответствии с которым руководитель общества издает приказы;
- п. 4 той же статьи, относящий к компетенции единоличного исполнительного органа решение иных вопросов в соответствии с учредительным документом.
Таким образом, для приостановления деятельности общества его руководитель, являющийся единоличным исполнительным органом, издает приказ, который оформляется по следующим правилам:
- Составляется на фирменном бланке организации.
- Содержит признаки индивидуализации (дату издания, индивидуальный номер).
- Подписывается руководителем.
- Заверяется печатью ооо (при ее наличии).
- Доводится до заинтересованных лиц в письменной форме.
- Подлежит регистрации в книге приказов.
Содержание и образец
Приказ должен содержать сведения:
- о причинах, по которым руководство фирмы приняло решение о введении простоя;
- судьбе кадрового состава предприятия на период введения простоя;
- порядке обеспечения сохранности имущества на период, когда предприятие не планирует осуществлять основную деятельность;
- периоде, в течение которого общество не будет работать;
- указаниях кадровой службе и бухгалтерии предприятия.
Бланк и образец приказа о приостановлении деятельности предприятия можно скачать в разделе "Бланки" в начале статьи:
Образец заполнения приказа о приостановлении деятельности ООО
Решение вопросов в отношении работников и имущества
Одним из ключевых моментов при приостановлении деятельности является кадровый вопрос, предполагающий необходимость грамотного оформления простоя и оплаты труда работников за этот период времени. На практике работникам предлагают брать отпуска за свой счет, увольняться по собственному желанию и т. п. Однако с точки зрения трудового законодательства это незаконно. Более того, приостановление деятельности ООО в форме простоя не подразумевает увольнения работников и потому требует разрешения вопроса о выплате им заработной платы за период простоя.
Этот вопрос решается по следующим правилам (ст. 157 ТК РФ):
- Если простой инициирован руководством предприятия, работники получают 2/3 зарплаты в течение всего времени простоя.
- Заработная плата в размере 2/3 оклада (не полной заработной платы, а только оклада) выплачивается работникам, если приостановка работ вызвана обстоятельствами, которые не были следствием воли сторон трудового договора.
- Наличие вины работника в наступлении простоя лишает его права на получение заработной платы за этот период.
- Не менее 2/3 заработной платы должно быть выплачено работнику, который не смог исполнить свою трудовую функцию по причине забастовки других работников и уведомил об этом работодателя в письменной форме.
Имущество организации на период временного прекращения деятельности должно быть сохранено. Конкретные действия в отношении средств производства и иных вещей фирмы зависят в том числе от причин наступления простоя. Так, при неисправности оборудования оно должно быть опечатано, а доступ к нему — прекращен.
По общему правилу приказом о простое предусматриваются также элементарные средства сохранения имущества, будь то сторожевой пост, запорные устройства, опечатывание и др.
***
Таким образом, приостановление деятельности ООО осуществляется на основании приказа руководства фирмы о простое. Формируется данный приказ в соответствии с общими требованиями трудового законодательства, ФЗ № 14, устава организации и правил делопроизводства ООО.
Еще больше материалов по теме в рубрике "Бизнес".