Бухгалтер – специалист, от которого во многом зависит финансовое благополучие определенной компании. Человеку, желающему стать профессионалом в сфере бухучета, нужно регулярно производить различные подсчеты. Настоящие специалисты также разбираются в основах экономики и коммуникации.
С чего начать
В первую очередь человек должен задать себе вопрос о том, готов ли он связать свою жизнь с важной, но рутинной работой. Специальность бухгалтера не предполагает под собой творчества и даже регулярной смены обстановки. И ко всему этому нужно быть морально готовым. Нельзя выбирать профессию по принципу: "лишь бы что".
Если же человек серьезно настроен стать бухгалтером, то для него предусмотрено два варианта развития событий:
- Обучение на дому. Можно "посещать" вебинары, проходить онлайн-курсы, читать книги и статьи. Обязательно нужно осваивать специальные программы, в частности - C1. Для человека, обучающегося самостоятельно, сейчас есть множество ресурсов и возможностей.
- Обучение в высшем учебном заведении. В принципе, специальность бухгалтера предусмотрена во многих колледжах, поэтому люди с 9 классами образования также могут пойти учиться. Но впоследствии все равно придется получать высшее, поскольку это больше ценится среди работодателей.
Стоит учитывать, что бухгалтеру-самоучке также потребуется пройти производственную практику. Далеко не каждой компании нужны кадры без диплома и рекомендаций, поэтому придется постараться для того, чтобы получить желаемую должность. Рекомендуется пройти обучающие курсы для получения сертификата.
Настоящий специалист постоянно повышает свою квалификацию, осваивает новые программы и производит мониторинг специализированной литературы.
Можно ли стать профессионалом в домашних условиях? Да, можно. Но стоит понимать, что без соответствующего образования работу будет найти в разы сложнее. Поэтому рекомендуется обучаться в колледжах, вузах и университетах. Человек с "корочками" может быть твердо уверен в том, что он не останется без работы.
Кто такой бухгалтер
Бухгалтер – это специалист, контролирующий убытки и прибыль определенной компании, а также оформляющий финансовую документацию.
Представители этой профессии есть в каждой организации: коммерческой, общественной, государственной.
Бухгалтеры работают в специальной системе (1С), позволяющей упорядочивать всю нужную информацию и производить расчеты.
В обязанности бухгалтеров входят следующие задачи:
- подсчет производственных затрат и полученной прибыли;
- контроль финансовой дисциплины;
- оформление и сдача отчетности по финансовому состоянию организации;
- выдача сотрудникам заработной платы;
- взаимодействие с налоговыми компаниями.
Далеко не все бухгалтеры выполняют большой объем задач. Все зависит от оборотов и величины компании, а также от ее сферы деятельности. Во многих организациях работает целый штат бухгалтеров. Каждый профессионал занимается конкретными задачами: например, выдает сотрудникам заработную плату или подсчитывает общие расходы за месяц.
Каждая компания, даже самая маленькая, нуждается в бухгалтерах. С 2013 года ввели необходимость бухгалтерского учета по УСН, что сделало профессию еще более востребованной. Сейчас даже держатели малого бизнеса обязаны иметь в штате сотрудника, отвечающего за финансовую и налоговую отчетность.
Какие качества необходимы бухгалтеру? В первую очередь - способность выполнять монотонную бумажную работу. Также представители этой профессии должны быть коммуникабельны, умны и находчивы. От них зависит, будет ли компания держаться на плаву (особенно в том случае, если она недавно открылась). Профессионалы в сфере бухгалтерии ценятся очень высоко и получают хорошую зарплату.
Основные термины
В сфере бухучета используется множество специфических терминов и определений. Начинающему бухгалтеру обязательно нужно освоить основную терминологию:
- Актив баланса - имущественные запасы предприятия. Они бывают оборотными и внеоборотными. К оборотным активам относится сырье, готовая продукция и все то, что может принести организации разовую прибыль. К внеоборотным относится имущество и финансовые вложения, используемые компанией в течение длительного промежутка времени.
- Пассив баланса - сведения о краткосрочных и долгосрочных обязательствах перед кредитными компаниями, а также информация о капитале организации (в том числе - резервном). Пассив баланса - это все те средства, с помощью которых был создан актив.
- НДС - налог, который является косвенным и добавляется к стоимости товара на всех этапах его производства и реализации. Цену продукции с НДС нужно указывать отдельно.
- Дебитор - должник. В роли дебитора могут выступать как отдельные физические лица, так и целые организации.
- Кредитор - займодатель. Организация, одолжившая компании определенную сумму денег.
- Торговая прибыль - разница между себестоимостью товаров и выручкой, полученной от их реализации.
- Балансовая прибыль - суммирование всей полученной прибыли от реализации товаров, активов и прочего имущества организации.
- Себестоимость - расчет затрат на производство и реализацию товаров или услуг.
- Неустойка - штраф, который изымается за невыполнение каких-либо юридических или финансовых условий одной из сторон действующего договора.
- Персональный бухучет - информация о тратах внутри компании: выдаче зарплат, командировочных, больничных и так далее. Все денежные операции, связанные с сотрудниками организации.
- Финансовые потоки - получение или трата денежных средств, активов и прочих эквивалентов.
- Нерезиденты - организации и физические лица, ведущие деятельность в России, но официально зарегистрированные в другой стране.
- ТРС (текущая рыночная стоимость) - сумма, которая может быть получена путем продажи или срочной ликвидации средств (товаров, имущества) в определенный момент времени.
- Уставный капитал - сумма средств, которая была изначально инвестирована учредителями организации для ее создания.
- ФИФО - метод «естественной очереди», который формируется на основе стоимости действующей партии товара. Соответственно, ЛИФО - это тоже способ оценки, но только по последней партии товара.
Метод оценки стоимости товаров по ЛИФО запрещен и не используется с 2008 года.
Это далеко не вся терминология, которая используется в сфере бухучета. Остальные определения можно освоить по книгам или в ходе учебной образовательной программы. Крайне важно знать основные термины, поскольку они помогают разобраться в азах бухгалтерского дела, а также в составлении отчетности.
Обучение бухучету на 2018 год
Существует множество вариантов обучения бухгалтерскому учету в 2018 году. Можно освоить профессию по вебинарам или же получить полноценное образование в учебном учреждении, а потом проходить курсы на повышение квалификации.
Современные компании нуждаются в профессионалах, идущих в ногу со временем.
Освоить специальность можно в колледже или вузе. Лучше всего выбирать учебные заведения, находящиеся на территории Москвы или Санкт-Петербурга.
В центральных городах России самый высокий уровень образования, отвечающий всем необходимым требованиям. На бухгалтера можно выучиться в следующих университетах и вузах:
- МАТИ;
- Гуманитарно-экономический университет;
- МНЭПУ (негосударственная академия);
- Академия управления и бизнеса (международная);
- Институт бизнеса и права.
В списке представлены ведущие учебные заведения Москвы. Специальность, которую нужно будет освоить, называется бухгалтерский учет, анализ и аудит. После получения диплома человек также может стать экономистом.
Домашнее обучение подойдет преимущественно тем, кто не хочет связывать свою жизнь только с бухгалтерской деятельностью. Осваивание профессии на дому займет минимум времени, если человек подойдет к процессу ответственно.
Вспомогательная литература (все книги выпущены в 2016 году):
- Бухгалтерский учет и анализ. Авторы: Еремина и Рачек. Книга состоит из 2 разделов. В первом содержится информация о развитии бухучета в разные временные промежутки, начиная с древнего мира. Второй раздел включает в себя описание различных методов учета.
- Теория бухгалтерского учета. Автор: Алборов. В учебном пособии подробно описывается хозяйственный учет.
- Все о налоговых проверках. Авторы: Суховская, Мыртынюк, Шаронова. Как уже было сказано ранее, бухгалтерам постоянно приходится сталкиваться с налоговыми инспекциями. В данной книге подробно описывается, какие аспекты деятельности компании чаще всего проверяются инспекторами.
Эти пособия являются наиболее информативными и новыми. Также рекомендуется прочитать такие книги, как: Бухгалтерский учёт за 10 дней (2012 год), Практикум по бухучету (2010 год). Они содержат полезную и актуальную информацию, несмотря на то, что были выпущены достаточно давно.
Отчетность и первичная документация
Существует пять форм бухгалтерской отчетности:
- Баланс - отчетность о финансовом состоянии предприятия за конкретный промежуток времени. Рассчитывается по форме (таблице), состоящей из двух частей: в первой представлена информация о пассивах компании, во второй - об активах.
- Отчет об убытках и прибыли - сведения, позволяющие вывести результаты финансовой деятельности предприятия за конкретный временной отрезок. При составлении документа нужно указывать всю информацию о доходах организации, даже если выручка была получена не от основной деятельности.
- Об изменениях бюджета (капитала). Документ необходимо заполнять, ориентируясь на письмо Минфина №117 (от 23.12.97). Важно придерживаться основных положений для того, чтобы правильно составить отчетность. Всю информацию о капитале следует указывает поэтапно, используя не только общие данные (об использовании и поступлении), но и сведения о денежных остатках по счету.
- О движении денежных средств. В отчетности указываются данные о поступивших и потраченных средствах за год. При этом, все суммы разбиваются на несколько частей, соответствующих текущей, финансовой и инвестиционной деятельности организации. Целью текущей деятельности является получение максимальной прибыли от реализации товаров или услуг. Инвестиционные денежные передвижения связаны с покупкой или продажей техники, недвижимости, активов. Финансовой деятельностью называют краткосрочные денежные вложения, не сильно отразившееся на общем бюджете компании.
- Приложение к балансу. Документ должен заполняться в соответствии с требованиями, изложенными в Письме Минфина №4н (от 13.01.2000). В письме содержится информация о всех формах бух. отчетности организаций.
Все документы нужно составлять правильно, поскольку от этого зависит основная деятельность предприятия. Если бухгалтер ошибется в расчетах, то компания может потерпеть большие убытки.
Первичная документация - это бумаги, которые необходимы преимущественно для отчетности перед налоговыми компаниями. Они хранятся в течение 4 лет.
К первичной документации относятся:
- товарные чеки и накладные;
- акты о выполненных услугах;
- кассовые чеки;
- авансовые отчеты;
- выписки с расчетного счета;
- документы, подтверждающие выплаты сотрудникам;
- ведомости и лимитно-заборные карты.
Первичная документация составляется по общепринятой форме или же на бланках, разработанных самой организацией.
Сроки
Сколько нужно учиться на бухгалтера? Людям, окончившим 9 классов, понадобится 3 года и 10 месяцев на освоение профессии в колледже. Обучение на базе 11 классов займет 2 года и 10 месяцев.
В некоторых учебных заведениях предусмотрена ускоренная программа. По ней можно обучиться за 2 года и 10 месяцев (на базе 9 классов) или за 1 год 10 месяцев (на базе 11 классов).
Также существуют специальные курсы, длительность которых редко превышает 6 месяцев. В среднем – 2,5-4. Выбирать курсы нужно тщательно, поскольку некоторые люди обучают по устаревшей или неполной программе.
Длительность обучения на дому напрямую зависит от способностей человека и его желания освоить конкретную профессию. Некоторые люди полностью выучиваются за год, другим же требуется 3-4 года.
Сколько времени понадобится на то, чтобы стать главным бухгалтером? Человек с высшим образованием может претендовать на эту должность через 3 года работы в одном предприятии.