Организация претензионной работы — это одна из важнейших составляющих успеха хозяйственной деятельности компании. От нее зависит сокращение убытков и степени рисков, возникающих вследствие неисполнения обязательств контрагентами. В предложенном далее материале мы дадим рекомендации по оптимизации такой работы.
Сущность претензионно-исковой работы
Прежде чем переходить к разговору о структуре и организации претензионной работы предприятия, представляется правильным дать определение такой деятельности и обозначить лиц, ответственных за ее ведение.
Понятие претензионно-исковой работы
Претензионная и исковая работа — это совокупность мер, направленных на выдвижение организацией контрагентам законных требований, возникших в результате неисполнения (ненадлежащего выполнения) теми их обязательств.
В рамках такой работы производятся:
- оценка рисков и убытков, возникших вследствие неисполнения обязательств партнерами;
- сбор документации и доказательств неисполнения обязательств;
- выяснение причин неисполнения обязательств;
- составление документальной претензии и предъявление законных требований контрагенту;
- анализ результатов предъявления претензии и оценка целесообразности судебной защиты интересов;
- сбор документации для подачи иска в суд;
- подача искового заявления;
- представительство организации в суде и в ходе исполнительного производства.
Организация претензионной исковой работы
Такой вид деятельности требует от сотрудника некоторых навыков в области организации хозяйственной работы предприятия, и, главное, познаний в области права и экономики. По этой причине в большинстве организаций среднего бизнеса для ее ведения выделена штатная должность юриста или специалиста по претензионной работе либо сформированы целые юридические отделы, крупное же предприятие без них и представить трудно.
В зависимости от масштабов претензионной деятельности могут создаваться соответствующие отделы или штатные должности в каждом представительстве и филиале за пределами основной организации, например в сервисных центрах. Особенно это актуально для предприятий, продающих товары с длительным сроком гарантийного обслуживания. Такие организации могут открывать несколько обособленных подразделений для предоставления гарантийного сервиса своим клиентам. Наличие в каждом из них юриста позволяет в кратчайшие сроки и с максимальной эффективностью урегулировать споры с каждым покупателем.
Доверять претензионную работу сотрудникам, не имеющим специального образования и достаточных навыков, представляется неправильным, так как это несет риск увеличения убытков и нанесения серьезного вреда репутации компании.
Претензионная работа юриста — в чем она заключается (цели, задачи)
Основная цель работника юридического отдела — защита законных прав и интересов организации, для чего он решает целый ряд поставленных перед ним задач, среди которых:
- снижение рисков и убытков, вызванных неисполнением обязательств контрагентом;
- восстановление нарушенных имущественных и неимущественных прав и законных интересов организации-работодателя в максимально короткие сроки;
- защита имени и деловой репутации организации;
- разрешение хозяйственных споров на стадии досудебного урегулирования;
- оптимизация договорной работы предприятия с целью снижения риска неисполнения обязательств контрагентами;
- снижение риска неисполнения обязательств организацией-работодателем и минимизация неблагоприятных последствий таких нарушений;
- повышение эффективности взаимодействия работников всех отделов организации, в том числе в ходе выяснения обстоятельств спорного дела и сбора доказательств нарушения контрагентом обязательств;
- отслеживание законодательных изменений и своевременное реагирование на них в целях предупреждения предписаний со стороны контролирующих органов, претензий со стороны контрагентов и т. д.
В зависимости от особенностей деятельности предприятия перед юристом могут быть поставлены и другие задачи и цели.
Должностные обязанности юриста по претензионной работе
Обязанности юриста по претензионной работе определяются заключенным с ним трудовым договором и подписанной должностной инструкцией. Содержание этих документов во многом зависит от рода деятельности организации-работодателя, однако можно выделить элементы, актуальные для всех компаний.
Так, должностные обязанности юриста по претензионной работе в большинстве случаев включают в себя:
- подготовку необходимой документации на всех этапах урегулирования спора (претензий, исковых заявлений, ходатайств, жалоб и т. д.);
- проверку документации, представленной контрагентом по спорным обязательствам;
- анализ договоров, вызвавших спор;
- реагирование на претензии, поступившие от контрагентов;
- анализ и оценку законности и обоснованности претензионных требований контрагентов;
- подготовку возражений на иски контрагентов;
- взаимодействие с работниками других отделов по вопросам урегулирования споров;
- представительство интересов работодателя во всех органах исполнительной и судебной власти;
- консультирование руководства по правовым вопросам, в том числе в части урегулирования спорных отношений;
- выдвижение практических рекомендаций по совершенствованию договорной работы на предприятии;
- отслеживание, изучение и анализ изменений, вносимых в российское законодательство.
Претензионная работа и составление претензий
В соответствии с ч. 5 ст. 4 АПК РФ, претензионная работа — это обязательный этап урегулирования большинства гражданско-правовых споров, к которым в том числе относятся споры, вытекающие из договорных обязательств. Для обеспечения успешной исковой работы претензионная деятельность должна проводиться с точным соблюдением процессуальных норм.
Так, при предъявлении требований к контрагентам специалист должен:
- Тщательно разобраться в обстоятельствах спорного дела и собрать доказательства посягательства на законные права и интересы организации.
- Правильно составить саму претензию, в полной мере отразив основания для предъявления требований и факты, свидетельствующие о нарушении обязательств партнером.
- Обеспечить своевременную отправку претензии с уведомлением о вручении, что позволит зафиксировать факт не только отправки, но и ее получения. Несмотря на то что закон не содержит обязательного указания на отправку претензии письмом с описью вложения, именно такой вариант можно назвать оптимальным способом передачи документа, т. к. в таком случае у суда впоследствии не будет оснований обвинить истца в несоблюдении порядка досудебного урегулирования.
Закон не содержит указаний по содержанию претензии, однако при ее составлении необходимо соблюсти правила делового оборота, указав как минимум:
- наименования и адреса отправителя и получателя претензии;
- обстоятельства, на которых основаны требования;
- доказательства посягательства на законные права и интересы организации;
- статьи нормативных актов, на которых основаны требования;
- перечень прилагаемых документов.
Претензия подписывается руководителем предприятия или уполномоченным лицом. Также форма претензии может быть прописана в договоре.
Реагирование на претензию
Общий срок реагирования на претензию — 30 дней (на основании ч. 5 ст. 4 АПК РФ), однако для отдельных видов споров сделаны исключения. Например, ч. 8 ст. 10 закона «Об основах туристской деятельности…» от 24.11.1996 № 132-ФЗ ограничивает срок реагирования на претензии по качеству туристического продукта 10 днями.
В течение этого времени работник претензионного отдела должен не только ознакомиться с полученными материалами, но и:
- проверить наличие факта нарушения обязательств и выяснить причины их неисполнения;
- проверить подлинность представленных документов;
- оценить риски и целесообразность дальнейшей исковой работы;
- проинформировать руководство и предложить дальнейший план разрешения спора;
- составить ответ на претензию.
Крайне важно делать все перечисленное в отведенный законом срок, так как досудебной порядок считается соблюденным уже с момента отправки претензии должным образом. При этом отсутствие реагирования не лишает сторону, чьи права были нарушены, права на обращение в суд.
Исковая работа в организации, оформление исковых заявлений
Стоит сразу сказать, что по большей части исковая деятельность юристов организации урегулирована АПК, ГК и ГПК РФ. Как и претензионную работу, исковую можно разделить на 2 категории:
- работу, проводимую по инициативе самой организации;
- деятельность по защите интересов от исковых требований контрагентов.
По истечении 30-дневного срока досудебного урегулирования специалист по претензионной работе должен быть готов:
- Оценить перспективы искового производства, его целесообразность и возможные риски.
- Согласовать с руководством организации обращение в суд.
- Собрать все материалы, необходимые для доказывания в суде:
- копии договоров,
- подтверждения попыток досудебного урегулирования,
- доказательства фактов нарушения обязательств контрагентом.
- Составить исковое заявление и направить его в суд.
- Представительствовать в суде, если иное не предусмотрено внутренними нормативными актами организации.
Содержание искового заявления
Единого образца искового заявления закон не содержит, но ст. 131 ГПК РФ и ст. 125 АПК подробно перечисляют его обязательные элементы. Каждая организация вправе разработать собственный образец искового заявления, но при этом обязательно нужно учитывать требования этой статьи.
Так, в иске следует указывать:
- наименование суда, в который он подается;
- наименование и юридический адрес организации-истца, данные представителя (если интересы представляет сам юрист, то его личные данные и адрес), причем желательно указывать максимум контактной информации (номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца, его представителя и ответчика);
- наименование и юридический адрес ответчика;
- суть нарушения охраняемых законом прав и интересов истца;
- доказательства нарушения законных прав и интересов истца;
- основания, на которых истец выставляет свои требования;
- непосредственно требования истца;
- расчет сумм, подлежащих взысканию (цены иска);
- сведения о попытке досудебного урегулирования (регистрационные данные, дата подачи претензии);
- перечень прилагаемых документов.
Исковое заявление подписывается руководителем или иным лицом, уполномоченным на это. Для облегчения исковой работы можно указать такое лицо в соответствующем регламенте.
Автоматизация претензионно-исковой работы
Автоматизация любого вида хозяйственной деятельности — неизбежное веяние времени, которое коснулось и работы юристов. Речь идет не только о поисковых системах и базах нормативных актов, но и о программах, предназначенных для оптимизации и систематизации работы всего персонала предприятия, включая специалистов по претензионной работе. При этом стоит сразу отметить, что одним из условий успешной автоматизации претензионной работы является прием на работу квалифицированного ИТ-специалиста, т. к. в противном случае любая деятельность только усложняется.
Цели и преимущества автоматизации
Цели автоматизированной организации претензионной работы будут приблизительно теми же, что и в других сферах деятельности:
- ускорение работы;
- сокращение количества возможных ошибок;
- упрощение взаимодействия сотрудников и подразделений между собой;
- прозрачность ведения претензионной работы;
- обеспечение систематизации и надлежащего хранения информации и документов;
- облегчение доступа к материалам по результатам претензионной работы;
- оптимизация работы по оценке рисков претензионной деятельности.
Автоматизация осуществляется путем внедрения в работу предприятия:
- программного обеспечения (например, систем CRM, ERP, 1C);
- электронных журналов учета хранения и выдачи документов;
- электронных журналов учета претензий и т. д.
Эти ресурсы позволяют хранить всю информацию, касающуюся спорного договора, и при необходимости обеспечивают доступ к ней ограниченного круга лиц, защищая от нежелательных пользователей. Благодаря автоматизации повышается скорость взаимодействия в процессе претензионной работы, в том числе между работниками разных отделов и руководством, что заметно ускоряет принятие итоговых решений по претензиям контрагентов или по поводу выдвижения собственных требований организации.
Кроме того, появляется возможность в кратчайшие сроки установить лиц, ответственных за неточное или недостаточное внесение информации в журналы учета. Несомненным плюсом можно назвать и то, что появляется возможность хранения информации для использования ее в дальнейшем без привлечения для этого дополнительных работников и выделения специальных помещений.
На что ориентироваться при выборе средств автоматизации?
Внедрение любой инновации должно быть эффективным и отвечать интересам организации, приносить пользу и упрощать работу, не создавая новых сложностей. Именно поэтому при выборе программных средств автоматизации необходимо учитывать следующие показатели программ:
- Самодостаточность. Они не должны дублировать уже имеющиеся, требовать дополнительных временных и кадровых ресурсов.
- Эффективность. Они должны содержать информацию, которую можно использовать в работе, экономя при этом время сотрудников.
- Возможность удаленной работы. Претензионная работа может быть связана с работой вне головного офиса. Кроме того, работникам обособленных подразделений может требоваться информация о договорах головного предприятия или других филиалов. Именно потому возможность удаленной работы — это один из обязательных критериев при оценке полезности программы.
- Простота в обращении. Сложные интерфейсы, высокие требования к техническому обеспечению не лучшие показатели для рабочей программы. Юрист должен иметь возможность обучиться работе с новым инструментом в кратчайший срок, при этом не должно возникать необходимости в модернизации оборудования.
- Безопасность. Так как системы такого рода могут содержать важные сведения о работе предприятия, крайне важно ограничивать доступ к ним только определенным кругом лиц посредством предоставления каждому личного пароля. Это позволит отследить действия каждого сотрудника в ходе работы. Также крайне важна защита от взлома системы извне.
- Совместимость с другими. Чем проще перенести в новую программу сведения из уже имеющихся, тем лучше.
Однако даже при значительной степени автоматизации говорить об эффективной организации претензионно-исковой работы невозможно без участия высококвалифицированных профессионалов. Наличие в организации юристов и регламентирования такой работы соответствующими локальными нормативными актами в любом случае играет важную роль.