Что такое аффилированные лица и аффилированные компании
Аффилированные лица — это организации и люди, способные оказывать существенное влияние на деятельность компании или индивидуального предпринимателя.
В российском праве терминология менее строгая, чем за рубежом, и такими лицами признаются не только дочерние компании, но и те, которые сами могут управлять деятельностью других фирм.
Есть подобное понятие и в НК РФ (ст.20, 105.1, 105.2), но в нем такие лица называются не аффилированными, а взаимозависимыми.
Кто именно входит в перечень афилированных лиц
Для юридического лица аффилированными лицами являются:
- члены управляющих органов (совет директоров, наблюдательный совет), а также единоличные директора;
- лица, входящие в ту же группу, что и сама фирма;
- лица, владеющие или иным способом распоряжающиеся 20% и более акций или уставного (складочного) капитала данного юридического лица;
- компания, в которой это юридическое лицо распоряжается 20% и более акций или капитала (аффилирование действует в обе стороны);
- для компаний, входящих в финансово-промышленные группы, — руководство самой группы.
Для индивидуальных предпринимателей аффилированными признаются:
- лица, входящие в ту же группу лиц, что и ИП;
- фирмы, в которых предприниматель владеет той долей в акциях или капитале, которая была указана выше применительно к юридическим лицам.
Что такое группа афилированных лиц
Это физические и юридические лица, способные оказать влияние на деятельность физических/юридических лиц, ведущих предпринимательскую деятельность. В частности:
- член коллегиального органа управления;
- лица, имеющие право распоряжения более, чем 20 процентами голосов, приходящихся на голосующие акции или составляющие уставный капитал;
- лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой относится данное физическое или юридическое лицо и т.д.
Зачем нужно предоставлять информацию об аффилированных лицах
Законодательство, касающееся монополий, предусматривает, что список аффилированных лиц обязаны представлять акционерные общества. Они отчитываются как перед контролирующими государственными органами, так и перед своими акционерами, а также ведут списки таких лиц в своей бухгалтерской документации.
Информация эта необходима потому, что взаимное влияние предпринимателей и компаний легко позволяет устраивать разнообразные сговоры по поводу цен, выдавливать конкурентов нерыночными методами и образовывать монополии. Раньше такие сговоры иногда парализовали даже рынки целых стран. Чтобы не допустить повторения этого, сейчас в России за списками аффилированных лиц следит Федеральная антимонопольная служба (ФАС РФ).
***
Больше полезной информации — в рубрике "Бизнес".