Как открыть хостел в квартире
Хостел — это распространенная в Европе и Америке (а теперь и в России) форма мини-отелей. В таком заведении постоялец получает койко-место в спальне, а также доступ к душу/ванне, туалету (а иногда и кухне), которые находятся в общем пользовании всех, кто там проживает. Отдельные комнаты клиентам не предоставляются, но возможные неудобства смягчаются дешевизной хостела. Как правило, постояльцами бывают молодые туристы, приезжающие на сессию иногородние студенты и другие люди, для которых не слишком важен комфорт.
В 2015 году государство пошло навстречу потенциальным владельцам хостелов: с этого времени их можно было открывать и в обычных квартирах при условии, что соблюдаются требования санитарных норм. Но 1 октября 2019 года вступил закон о внесении изменений в ЖК РФ и теперь ч. 3 ст. 17 данного кодекса звучит так: "Жилое помещение в многоквартирном доме не может использоваться для предоставления гостиничных услуг." Соответственно сегодня можно открыть хостел только в нежилом помещении, но не в квартире.
На первых этажах многоквартирных домов часто располагаются нежилые помещения, предназначенные для офисов и магазинов. Именно там и можно открыть хостел. Однако не стоит забывать и об иных требованиях законодательства, о которых мы расскажем ниже.
Нормативы, касающиеся хостелов
Предпринимателю, обдумывающему, как открыть хостел с нуля, прежде всего нужно ознакомиться с действующими нормативами. Вот основные из них:
- Хостел не может располагаться в подвальных помещениях, а спальни хостела — в комнатах, не имеющих окон. Использование подвалов и цокольных этажей допускается только для размещения душевых, прачечных, туалетов, а также помещений, в которых владельцы хостела оказывают дополнительные услуги (торговых точек, буфетов и т. д.).
- На каждую кровать в спальне должно приходиться не меньше, чем 4 квадратных метра площади (с учетом площади, занятой самой кроватью). Причем эта норма касается именно числа кроватей, а не спальных мест: если кровать двухъярусная, норматив остается тем же.
- Двухъярусное размещение спальных мест разрешается, однако расстояние от верхнего до потолка не должно быть меньше 75 см, а сами потолки не могут быть ниже 2,5 м.
- Количество душей, унитазов и умывальников должно быть не меньше 1 единицы на 15 жильцов.
- Обязательно должна предусматриваться общая зона, где постояльцы смогут отдыхать и принимать гостей. Допустимо совмещение такой зоны с мини-кухней или столовой.
- Наличие кухни необязательно, однако должен иметься как минимум 1 чайник. Также необходимо обеспечить клиентам доступ к питьевой воде (допускается использование либо кулера, либо фильтра для водопровода).
Кроме того, на хостелы распространяются все нормы, касающиеся санитарной и противопожарной безопасности, установленные Роспотребнадзором и МЧС.
Услуги, оказываемые хостелом
Администрация хостела должна предоставлять своим клиентам как минимум размещение с предоставлением спального места, соответствующего гигиеническим требованиям. Однако рекомендуется, чтобы жильцам оказывались и дополнительные услуги, которые повысят привлекательность мини-гостиницы для клиентов, например:
- Предоставление постельного белья и полотенец. Их наличие не является обязательным, однако далеко не все туристы отправляются в путь со своей простыней и наволочкой.
- Бронирование мест по телефонному звонку или электронному письму.
- Доступ к Интернету. В большинстве крупных российских городов хостелы уже стараются оборудовать точки доступа Wi-Fi, а в последнее время эта услуга распространяется и в провинции, т. к. иначе владельцу хостела трудно будет конкурировать на рынке гостиничных услуг.
- Побудка для конкретного жильца в назначенное им заранее время.
- Услуги прачечной или предоставление клиенту стиральной машины и утюга.
- Возможность за дополнительную плату снять весь номер целиком.
Также желательно организовывать в хостеле питание для постояльцев, хотя ГОСТ разрешает этого не делать, если поблизости имеются кафе или столовые. Допускается и устройство кухни, где гости сами смогут готовить себе пищу.
Требования к проживающим в хостелах
Администрация мини-гостиниц обязана соблюдать закон. В частности, ей запрещено отказывать клиентам в размещении по расовому, религиозному или этническому принципу. При этом владельцы вправе устанавливать в хостеле дополнительные правила, касающиеся поведения гостей. К таким правилам, в частности, могут относиться:
- Запрет на распитие спиртного (даже слабоалкогольного) в хостеле. Разрешается даже досрочное выселение гостя, находящегося в алкогольном или наркотическом опьянении без возврата уплаченной за проживание суммы.
- Требование тишины в ночное время (как правило, с 22 до 8 часов).
- Обязанность не включать верхнее освещение после 23 часов.
- Обязанность не нарушать покой других постояльцев.
- Запрет на передачу карты или ключей от номера посторонним и нахождение таковых в хостеле в отсутствие пригласившего их гостя. Кроме того, может устанавливаться время, после которого посторонние обязаны покидать помещение.
- Требование поддерживать после себя чистоту (как минимум мыть посуду после использования), если гостям предоставляется возможность пользоваться кухней.
- Запрет на хранение громоздких вещей в номерах, если в хостеле организовано хранилище.
Все требования, установленные администрацией, должны быть доведены до сведения каждого из проживающих. Кроме того, крайне желательно иметь стенд, на котором эти правила будут размещены в письменном виде.
Персонал хостелов
Открытие хостела потребует и наличие персонала. Для нормальной работы требуются:
- Администратор, осуществляющий прием и регистрацию постояльцев не менее чем 12 часов в сутки. Если роль администратора выполняет не сам предприниматель, в штате должно быть несколько таких сотрудников, работающих посменно в соответствии с требованиями трудового законодательства.
- 1 или 2 горничных, осуществляющих уборку помещений. Допускается также передача уборки специальной клининговой службе — в этом случае уборка должна производиться не реже чем раз в сутки, а постояльцы должны быть извещены о ее времени.
Это необходимый минимум для хостела, организованного на базе нежилого помещения. В больших хостелах, предоставляющих своим клиентам дополнительные услуги, могут быть предусмотрены должности поваров в кафе, охранников и т. п.
К персоналу хостелов предъявляются те же требования, что и к сотрудникам любых других отелей или гостиниц. Как минимум они должны проходить медосмотр, гарантирующий отсутствие заразных заболеваний. В крупных же городах, где часто бывают иностранные туристы, крайне желательно иметь в штате и хотя бы 1 человека, владеющего английским языком.
Еще больше материалов по теме в рубрике: "Бизнес".