Как открыть хостел с нуля

0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Как открыть хостел с нуля — таким вопросом часто задаются те, кто хочет попробовать себя в этом бизнесе. Небольшая гостиница с минимальным набором услуг может оказаться выгодным вложением средств, однако при этом нужно соблюдать требования, установленные нормативными актами, и помнить об изменениях в законодательстве о хостелах с 1 октября 2019 года.

Как открыть хостел в квартире

Хостел — это распространенная в Европе и Америке (а теперь и в России) форма мини-отелей. В таком заведении постоялец получает койко-место в спальне, а также доступ к душу/ванне, туалету (а иногда и кухне), которые находятся в общем пользовании всех, кто там проживает. Отдельные комнаты клиентам не предоставляются, но возможные неудобства смягчаются дешевизной хостела. Как правило, постояльцами бывают молодые туристы, приезжающие на сессию иногородние студенты и другие люди, для которых не слишком важен комфорт.

В 2015 году государство пошло навстречу потенциальным владельцам хостелов: с этого времени их можно было открывать и в обычных квартирах при условии, что соблюдаются требования санитарных норм. Но 1 октября 2019 года вступил закон о внесении изменений в ЖК РФ и теперь ч. 3 ст. 17 данного кодекса звучит так: "Жилое помещение в многоквартирном доме не может использоваться для предоставления гостиничных услуг." Соответственно сегодня можно открыть хостел только в нежилом помещении, но не в квартире. 

На первых этажах многоквартирных домов часто располагаются нежилые помещения, предназначенные для офисов и магазинов. Именно там и можно открыть хостел. Однако не стоит забывать и об иных требованиях законодательства, о которых мы расскажем ниже. 

Нормативы, касающиеся хостелов

Предпринимателю, обдумывающему, как открыть хостел с нуля, прежде всего нужно ознакомиться с действующими нормативами. Вот основные из них:

  1. Хостел не может располагаться в подвальных помещениях, а спальни хостела — в комнатах, не имеющих окон. Использование подвалов и цокольных этажей допускается только для размещения душевых, прачечных, туалетов, а также помещений, в которых владельцы хостела оказывают дополнительные услуги (торговых точек, буфетов и т. д.).
  2. На каждую кровать в спальне должно приходиться не меньше, чем 4 квадратных метра площади (с учетом площади, занятой самой кроватью). Причем эта норма касается именно числа кроватей, а не спальных мест: если кровать двухъярусная, норматив остается тем же.
  3. Двухъярусное размещение спальных мест разрешается, однако расстояние от верхнего до потолка не должно быть меньше 75 см, а сами потолки не могут быть ниже 2,5 м.
  4. Количество душей, унитазов и умывальников должно быть не меньше 1 единицы на 15 жильцов.
  5. Обязательно должна предусматриваться общая зона, где постояльцы смогут отдыхать и принимать гостей. Допустимо совмещение такой зоны с мини-кухней или столовой.
  6. Наличие кухни необязательно, однако должен иметься как минимум 1 чайник. Также необходимо обеспечить клиентам доступ к питьевой воде (допускается использование либо кулера, либо фильтра для водопровода).

Кроме того, на хостелы распространяются все нормы, касающиеся санитарной и противопожарной безопасности, установленные Роспотребнадзором и МЧС.

Услуги, оказываемые хостелом

Администрация хостела должна предоставлять своим клиентам как минимум размещение с предоставлением спального места, соответствующего гигиеническим требованиям. Однако рекомендуется, чтобы жильцам оказывались и дополнительные услуги, которые повысят привлекательность мини-гостиницы для клиентов, например:

  1. Предоставление постельного белья и полотенец. Их наличие не является обязательным, однако далеко не все туристы отправляются в путь со своей простыней и наволочкой.
  2. Бронирование мест по телефонному звонку или электронному письму.
  3. Доступ к Интернету. В большинстве крупных российских городов хостелы уже стараются оборудовать точки доступа Wi-Fi, а в последнее время эта услуга распространяется и в провинции, т. к. иначе владельцу хостела трудно будет конкурировать на рынке гостиничных услуг.
  4. Побудка для конкретного жильца в назначенное им заранее время.
  5. Услуги прачечной или предоставление клиенту стиральной машины и утюга.
  6. Возможность за дополнительную плату снять весь номер целиком.

Также желательно организовывать в хостеле питание для постояльцев, хотя ГОСТ разрешает этого не делать, если поблизости имеются кафе или столовые. Допускается и устройство кухни, где гости сами смогут готовить себе пищу.

Требования к проживающим в хостелах

Администрация мини-гостиниц обязана соблюдать закон. В частности, ей запрещено отказывать клиентам в размещении по расовому, религиозному или этническому принципу. При этом владельцы вправе устанавливать в хостеле дополнительные правила, касающиеся поведения гостей. К таким правилам, в частности, могут относиться:

  1. Запрет на распитие спиртного (даже слабоалкогольного) в хостеле. Разрешается даже досрочное выселение гостя, находящегося в алкогольном или наркотическом опьянении без возврата уплаченной за проживание суммы.
  2. Требование тишины в ночное время (как правило, с 22 до 8 часов).
  3. Обязанность не включать верхнее освещение после 23 часов.
  4. Обязанность не нарушать покой других постояльцев.
  5. Запрет на передачу карты или ключей от номера посторонним и нахождение таковых в хостеле в отсутствие пригласившего их гостя. Кроме того, может устанавливаться время, после которого посторонние обязаны покидать помещение.
  6. Требование поддерживать после себя чистоту (как минимум мыть посуду после использования), если гостям предоставляется возможность пользоваться кухней.
  7. Запрет на хранение громоздких вещей в номерах, если в хостеле организовано хранилище.

Все требования, установленные администрацией, должны быть доведены до сведения каждого из проживающих. Кроме того, крайне желательно иметь стенд, на котором эти правила будут размещены в письменном виде.

Персонал хостелов

Открытие хостела потребует и наличие персонала. Для нормальной работы требуются:

  1. Администратор, осуществляющий прием и регистрацию постояльцев не менее чем 12 часов в сутки. Если роль администратора выполняет не сам предприниматель, в штате должно быть несколько таких сотрудников, работающих посменно в соответствии с требованиями трудового законодательства.
  2. 1 или 2 горничных, осуществляющих уборку помещений. Допускается также передача уборки специальной клининговой службе — в этом случае уборка должна производиться не реже чем раз в сутки, а постояльцы должны быть извещены о ее времени.

Это необходимый минимум для хостела, организованного на базе нежилого помещения. В больших хостелах, предоставляющих своим клиентам дополнительные услуги, могут быть предусмотрены должности поваров в кафе, охранников и т. п.

К персоналу хостелов предъявляются те же требования, что и к сотрудникам любых других отелей или гостиниц. Как минимум они должны проходить медосмотр, гарантирующий отсутствие заразных заболеваний. В крупных же городах, где часто бывают иностранные туристы, крайне желательно иметь в штате и хотя бы 1 человека, владеющего английским языком.

Еще больше материалов по теме в рубрике: "Бизнес". 

Источники:
  • Жилищный кодекс Российской Федерации
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал