Как сделать франшизу на свой бизнес, что такое договор коммерческой концессии
С юридической точки зрения открытие франшизы предполагает заключение между правообладателем (франчайзером) и субъектом предпринимательской деятельности (франчайзи) договора коммерческой концессии. Правоотношения между сторонами регламентируются гл. 54 ГК РФ. Рассматриваемый договор — это соглашение, по которому франчайзер передает франчайзи комплекс исключительных прав на товарный знак, секреты производства и т. п.
Договор должен быть заключен в письменной форме. В нем также должны быть оговорены существенные условия:
- вознаграждение франчайзера;
- порядок передачи прав на использование передаваемых по договору объектов интеллектуальных прав;
- объем таких прав.
ВАЖНО! Договор франшизы — это неофициальное название, которое придумали россияне исходя из мировой практики заключения похожих договоров. Официально же используется понятие «коммерческая концессия».
В комплекс исключительных прав, которые могут быть переданы по договору коммерческой концессии, входят правомочия:
- на товарный знак;
- использование технологического оборудования, предоставленного правообладателем;
- продажу, продвижение конкретных товаров или услуг;
- иное, прямо предусмотренное соглашением.
В соглашении могут содержаться различные условия и требования — как предъявляемые франчайзером к контрагентам, так и иные, оговоренные сторонами.
За предоставление прав на разработанную систему ведения конкретного вида бизнеса франчайзи выплачивает (в зависимости от условий договора):
- Процент от полученной прибыли на постоянной основе (например, ежемесячно или ежеквартально).
- Единовременный платеж, позволяющий пользоваться интеллектуальными правами в течение определенного срока или бессрочно.
Как продать франшизу своего бизнеса
Правообладателями по договору коммерческой концессии могут выступать любые субъекты предпринимательской деятельности, в том числе:
- юридические лица;
- индивидуальные предприниматели.
Бизнес, идею которого планируется реализовывать по франчайзинговому договору, должен соответствовать следующим общим критериям:
- Должны быть лицензии, разрешения и иные обязательные согласования (при обязательности их наличия в силу закона).
- Бренд или торговая марка должны быть узнаваемы на рынке, т. е. индивидуализированы.
- Бизнес-модель должна работать, механизмы и процессы должны быть выработаны.
Для заключения соглашения коммерческой концессии необходимо не только надлежащим образом зарегистрировать деятельность организации, но и закрепить в соответствии с законодательством исключительные права на товарный знак. Для оформления патента следует обратиться с соответствующей заявкой в Роспатент. Отметим, что для договора коммерческой концессии наличие товарного знака, зарегистрированного в Роспатенте, является существенным условием.
Продажа франшизы представляет собой передачу в рамках заключенного соглашения пакета документов, на основании которых франчайзи сможет организовать свой бизнес. К указанным документам можно отнести:
- Инструкции по ведению закупок, переговоров (включая схему общения с клиентами и работу с возражениями), маркетинговых кампаний и пр.
- Перечень стандартов и нормативов, допустимых при организации и ведении бизнеса.
- Брендбук, содержащий перечень потенциальных клиентов, порядок позиционирования на рынке, а также возможности практического использования бренда на визитках, буклетах и пр.
- Методики обучения сотрудников.
- Типовые формы договоров и предварительные расчеты по ним.
Как создать франшизу своего бизнеса с нуля
Открывать франшизу собственного бизнеса следует только при наличии положительного опыта деятельности и получении прибыли. Это связано с тем, что по договору правообладатель, как правило, получает роялти (компенсацию за пользование исключительными правами), которое представляет собой фиксированный процент от продаж.
Существенным условием коммерческой концессии является наличие товарного знака (бренда). Если такового нет, следует его разработать и обратиться в Роспатент для признания исключительных прав на него. Признание товарного знака осуществляется на основании:
- заявления;
- образца товарного знака или обозначения, которое следует признать в качестве такового;
- документов, позволяющих установить общеизвестность бренда (товарного знака), в том числе интенсивности его практического использования, произведенные затраты на его рекламу, стоимость;
- доверенности на представителя (при необходимости).
По итогам рассмотрения заявки и принятия положительного решения выдается соответствующее свидетельство государственного образца, подтверждающее исключительные права на товарный знак.
В момент заключения договора коммерческой концессии следует передать франчайзи пакет документов, разработать которые можно самостоятельно или с привлечением специалистов. Гражданское законодательство содержит лишь рекомендации по заключению соглашения о франшизе.
Основные вопросы, связанные с бизнесом по франшизе
В заключение проанализируем наиболее частые вопросы:
- Как можно франшизу открыть без товарного знака?
Наличие у правообладателя товарного знака — это существенное условие при заключении договора коммерческой концессии. При его отсутствии или ожидании признания следует воспользоваться правовой конструкцией, характерной для лицензионного договора, предполагающего передачу любых исключительных прав.
- Какие недостатки имеет франчайзинговое соглашение?
Основным недостатком является стоимость, которая может составлять, в зависимости от условий договора, до 25% прибыли. Франчайзи часто по этой причине задерживают выплату роялти или частично не доплачивают. Успешные франчайзи из-за высокого размера взносов по достижении определенного уровня доходов расторгают соглашение, что приводит к потере прибыли франчайзера. Кроме того, при расторжении договора франшизы весьма проблемным является вопрос сохранения коммерческой тайны.
***
Франшизу открыть может любой предприниматель — как опытный, так и начинающий. Покупка готового бизнеса позволяет быстрее получить прибыль, однако предполагает и наличие расходов франчайзи, в частности уплату роялти.
Еще больше материалов по теме в рубрике: "Бизнес".