Что значит ПАО по российскому законодательству?
До 2014 года российское гражданское законодательство содержало следующие разновидности акционерных обществ (далее — АО).
- открытое (ОАО);
- закрытое (ЗАО).
В 2014 году закон изменился, в ГК РФ была введена ст. 63.1. Она установила деление акционерных обществ на публичные (ПАО) и непубличные (НАО).
Что означает ПАО? Закон устанавливает три самостоятельных признака публичности АО:
- Акции публично размещаются.
- Акции публично обращаются.
- АО позиционирует себя в качестве публичного, в частности, указывая на это в уставе и/или наименовании.
Помимо акций АО вправе размещать и пускать в обращение также иные ценные бумаги, конвертируемые в акции. В дальнейшем в статье, говоря об акциях, мы будем иметь в виду и их.
Ранее действовавший закон делил АО на отрытые и закрытые, в зависимости от того, было ли у них право на проведение открытой подписки выпускаемых акций и свободную их продажу. Принцип же деления обществ на публичные и непубличные, как видно, иной. Установлен вышеуказанный закрытый перечень признаков публичности, таким образом, методом исключения ГК РФ относит остальные общества к непубличным.
Чем отличается АО от ПАО? Во-первых, АО — это собирательное понятие, используемое в законе и на практике, объединяющее две разновидности акционерных обществ: ПАО и НАО. Во-вторых, аббревиатурой АО официально обозначаются непубличные акционерные общества (письмо ФНС от 04.09.2014 № СА-4-14/17740@).
ПАО и ОАО — в чем разница?
Конструкция публичных АО не сильно отличается от конструкции открытых. С введением изменений в ГК РФ почти все ОАО автоматически стали ПАО. Однако сказать, что ПАО — это то же самое, что и ОАО по ранее действовавшему закону, нельзя.
Чем ОАО отличается от ПАО? Отличительными моментами в данном случае являются:
- Раскрытие информации. ОАО были обязаны раскрывать сведения о своей деятельности, ПАО и НАО могут с санкции Центробанка этого не делать.
- Порядок указания сведений о единственном акционере. ОАО должны были вносить такие сведения в устав и публиковать их, теперь же достаточно указания соответствующих сведений в ЕГРЮЛ.
- Преимущественное право на приобретение акций. Уставом ОАО допустимо было устанавливать случаи преимущественной покупки дополнительных акций действующими акционерами, устав же ПАО этого содержать не может. Вопросы преимущественной покупки акций теперь регулируются законом «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (далее — закон № 208).
- Ведение реестра акционеров. ОАО в некоторых случаях имели право на самостоятельное ведение такого реестра, ПАО же обязаны для этого пользоваться услугами имеющих соответствующую лицензию специализированных организаций.
- Выполнение функций счетной комиссии. Если ОАО могли иметь счетную в своем составе, то ПАО обязаны передавать ее функции специализированным организациям, имеющим лицензию.
- Наличие коллегиального органа управления. ОАО были обязаны создавать его только тогда, когда число акционеров превышало 50 человек, ПАО же обязаны делать это в любом случае. Это одно из наиболее существенных отличий ОАО от ПАО.
Отличия публичного акционерного общества от непубличного
Основные отличия АО от ПАО состоят в следующем:
- ПАО может размещать свои акции путем открытой подписки. НАО этого делать не могут, равно как не могут и предлагать свои акции для приобретения иными способами.
- Устав ПАО не может предусматривать дополнительные обязанности участников общества, в то время как устав НАО может.
- В уставе НАО относительно некоторых категорий акций можно предусмотреть порядок:
- их конвертации в акции другого АО, создаваемого в результате реорганизации НАО;
- их обмена на доли ООО, доли и вклады в хозяйственном товариществе, паи производственного кооператива, создаваемые в результате реорганизации НАО.
Включение таких положений в устав ПАО законом не предусмотрено.
- Минимальный уставный капитал ПАО — 100 000 руб., НАО — 10 000 руб.
- Устав НАО (равно как и соглашение между всеми его акционерами), в отличие от устава ПАО, может предусматривать иные правила преимущественной покупки акций, чем предусмотрены законом № 208.
- В уставе НАО допускается предусматривать дополнительные вопросы, относящиеся к компетенции общего собрания акционеров (помимо отнесенных к таковым законом). Общее собрание акционеров ПАО не вправе рассматривать дополнительные вопросы.
Ключевые особенности ПАО
Деятельность публичных АО регулируется преимущественно императивными нормами. Ключевые особенности таких обществ установлены в ст. 65.3, 66, 66.3 и 97 ГК РФ:
- Они обязаны включить в свое наименование указание на публичность.
- Им надлежит создавать коллегиальный орган управления (совет директоров, наблюдательный совет и т. д.), число участников которого не может быть менее 5.
- Лица, выступающие в качестве единоличного исполнительного органа ПАО, а также члены коллегиальных исполнительных органов ПАО не могут составлять больше четверти состава коллегиальных управленческих органов и быть их председателями.
- Исполнять функции счетной комиссии и вести реестр акционеров должна специализированная организация, обладающая лицензией на соответствующий вид деятельности.
- Невозможно ограничить число акций, принадлежащих одному акционеру, их общую номинальную стоимость и предельное количество голосов такого акционера.
- Устав не может содержать положения о необходимости получения согласия на отчуждение акций.
- Преимущественного права на приобретение акций ни у кого нет. Исключение составляют только дополнительные акции в строго предусмотренных законом № 208 случаях.
- Информация подлежит раскрытию на РЦБ.
- Объем правомочий участников ПАО пропорционален их долям в уставном капитале.
- Запрещено предусматривать в уставе общества порядок управления им, отличный от установленного законом.
Характеристика НАО
Для непубличных акционерных обществ закон применяет в основном диспозитивное регулирование. Так, участники НАО имеют право (ст. 66, 66.3, 65.3 ГК РФ):
- Установить объем правомочий участников не пропорционально долям в уставном капитале, а иным образом.
- По единогласно принятому решения поменять порядок управления НАО.
- Включить в устав общества (по единогласному решению) положения:
- о передаче некоторых вопросов, относящихся к компетенции общего собрания, на рассмотрение в коллегиальный орган управления НАО;
- полном или частичном закреплении функций коллегиального исполнительного органа за коллегиальным органом управления;
- передаче функций коллегиального исполнительного органа единоличному исполнительному органу;
- отсутствии ревизионной комиссии;
- ином, нежели установлен законом, порядке созыва и проведения собраний акционеров, а также ином порядке принятия ими решений;
- отличных от закона требованиях к составу, правилам формирования и проведения заседаний коллегиальных органов (как управленческих, так и исполнительных);
- порядке реализации права на преимущественную покупку доли в капитале ООО, преимущественного права покупки размещенных НАО акций и предельной доле участия одного участника ООО в уставном капитале НАО;
- отнесении к компетенции общего собрания участников дополнительных вопросов.
Статус ОАО и ЗАО
Все созданные до 01.09.2014 АО, отвечающие хоть одному из вышеуказанных признаков, признаются публичными вне зависимости от того, содержит их наименование указание на публичность или нет (п. 11 ст. 3 закона «О внесении изменений…» от 05.05.2014 № 99-ФЗ), хотя есть и исключения.
В частности, это правило не применяется, если на момент вступления в силу указанного закона АО было закрытым либо было освобождено от обязанности по раскрытию информации о ценных бумагах или погасило все публично размещенные, а также находящиеся в публичном обращении акции.
Если по состоянию на 01.07.2015 устав и название АО, созданного до 01.09.2014, содержат указание на публичность, но иные признаки публичности отсутствуют, общество обязано в срок до 01.07.2020 (на выбор):
- зарегистрировать проспект акций;
- внести изменения в устав, исключив указание на публичность.
Нужно ли переименовывать ОАО в ПАО?
Все ОАО и ЗАО должны привести свои названия и уставы в соответствие с законом, то есть переименоваться в АО и ПАО. Причем переименовать компанию необходимо при первом изменении учредительных документов.
Если следующее по счету изменение в уставе не будет содержать соответствующие положения, ФНС откажет в регистрации изменений (письмо ФНС от 30.12.2015 № ГД-4-14/23321@).
Многие общества до сих пор продолжают работу как ОАО и ЗАО, однако с изменениями затягивать все же не рекомендуется. Иначе возможны проблемы при взаимодействии с контрагентами, а также неоднозначность по поводу применимых к деятельности общества правовых норм.
Изменение аббревиатуры, обозначающей в названии компании организационно-правовую форму, в рассматриваемом случае является всего лишь изменением фирменного наименования. Оно не является реорганизацией, так как организационно-правовая форма в целом остается неизменной — акционерное общество.
Как внести изменения в название компании
Сначала необходимо, чтобы собрание акционеров приняло решение о внесении соответствующих изменений в фирменное наименование и устав компании. Это возможно:
- на внеочередном (специально для этого созванном) собрании;
- на очередном (текущем) собрании;
- на ежегодном обязательном собрании.
Затем оформляется пакет документов:
- заявление по форме № Р13001;
- решение собрания акционеров;
- устав в новой редакции или изменения в устав (в 2 экземплярах).
В силу прямого указания закона № 99 (п. 12 ст. 3) пошлиной заявление на внесение рассматриваемых изменений не облагается.
По окончании процедуры государственной регистрации ФНС выдаст обществу лист записи ЕГРЮЛ, а также новое свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Новое уведомление о постановке на налоговый учет при этом, как и новое свидетельство о регистрации, не выдается. Уведомлять внебюджетные фонды об изменении своего наименования не требуется.
На какие документы повлияет смена наименования АО?
Согласно п. 7 ст. 3 закона № 99, в правоустанавливающие и иные документы общества, содержащие старое наименование, вносить изменения не нужно. При этом не раскрывается, что понимается под «иными документами общества». Кроме того, не исключено, что из указанного правила есть исключения, так как существуют документы, затрагивающие интересы не только общества.
Во-первых, речь идет о трудовых договорах с работниками. Согласно ч. 1 ст. 57 ТК РФ, в трудовой договор обязательно вносятся сведения о наименовании работодателя. Соответственно, предприятию нужно заключить с работниками дополнительные соглашения об изменении текста трудового договора в части названия работодателя.
Во-вторых, изменения потребуется внести и в трудовые книжки. Порядок их внесения определен п. 3.2 инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. постановлением Минтруда от 10.10.2003 № 69.
Также важно следить, чтобы в документах, составленных после изменения наименования АО, были указаны актуальные данные. Особенно это касается:
- Первичных учетных документов. Так, налоговая инспекция может отказать в принятии расходов по налогу на прибыль по формальному основанию — ввиду несоответствия их требованиям ч. 2 ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ в части отражения наименования организации.
- Листков нетрудоспособности. Это необходимо во избежание отказа ФСС в возмещении средств, потраченных на оплату больничных.
***
Подведем итоги. Большинство положений закона, которые касались ранее деятельности ОАО, сейчас применяются к ПАО. То же самое можно сказать и о соотношении законодательного регулирования ЗАО и НАО. При этом деятельность ПАО, в отличие от АО, регулируется в основном императивно. Созданные до введения новой классификации общества должны внести изменения в свои наименования и уставы при первом же изменении учредительных документов. В результате они получают новое свидетельство о присвоении ИНН. Также после переименования необходимо внести соответствующие изменения в трудовые книжки и трудовые договоры.