Внешнее управление как процедура банкротства

0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться

Внешнее управление как процедура банкротства представляет собой комплекс мероприятий, применяемых к должнику с целью восстановления его платежеспособности. Основные вопросы внешнего управления при банкротстве будут рассмотрены в этой статье. 

Внешнее управление при банкротстве: применимое законодательство

Основным нормативным документом, регулирующим мероприятия, осуществляемые при банкротстве, является закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее — Закон о банкротстве). Внешнему или экстернальному руководству в нем посвящена глава 6 (ст. 93-123), в которой, в частности, устанавливаются:

  • порядок и результаты введения стороннего управления;
  • понятие внешнего/экстернального управляющего;
  • правомочия, процедура освобождения и отстранения внешнего руководителя;
  • действия при осуществлении процедуры экстернального управления;
  • порядок завершения стороннего руководства и полномочий экстернального управляющего.

Кроме того, разъяснения по внешнему управлению как процедуре банкротства даются в постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда «О некоторых вопросах практики применения федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”» от 15.12.2004 № 29 (пп. 37–44). 

Установление внешнего управления при банкротстве предприятия

Введение стороннего руководства на предприятии-должнике относится к исключительной компетенции объединения кредиторов (подп. 2 п. 2 ст. 12 закона № 127-ФЗ) и устанавливается арбитражным судом на базе принятого ими решения. Исключением из этого правила являются случаи, предусмотренные законом № 127-ФЗ (например, пп. 1, 2 ст. 75 ФЗ № 127), когда арбитражный суд наделен правом по собственной воле в качестве меры оздоровления должника установить внешнее управление.

Внешнее руководство устанавливается на следующие сроки:

  • 24 месяца в стандартной ситуации (полтора года первоначально и полгода продления);
  • не более 2 лет при внедрении экстернального управления после мероприятий по финансовому оздоровлению должника;
  • не более 2 лет и 3 месяцев для сельхозорганизаций (п. 3 ст. 178 Закона о банкротстве);
  • не более 2,5 лет для градообразующих организаций (ст. 172 Закона о банкротстве). 

Права и обязанности внешнего управляющего

Экстернальный руководитель правомочен:

  1. Реализовывать имущество должника, руководствуясь лимитами, установленными законодательством о банкротстве и опираясь на «дорожную карту» внешнего управления.
  2. Выступать от имени управляемого предприятия в судебных разбирательствах, в частности:
    • заключать мировое соглашение;
    • заявлять в суд иски о недействительности договоров, требования о взыскании убытков, причиненных органами управления и прочими должностными лицами, действовавшими на основании уставных документов предприятия-должника.
  3. Отказываться от исполнения сделок должника в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 102 Закона о банкротстве.

Круг обязанностей стороннего руководителя включает:

  1. Принятие под управление имущественный комплекс управляемого должника.
  2. Инвентаризационные мероприятия в отношении имущества должника и включение результатов проведенной инвентаризации в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение 3 будних дней.
  3. Разработку плана мероприятий по внешнему руководству, вынесение его на утверждение кредиторов и реализацию предусмотренных в нем мер.
  4. Оповещение кредиторов о проводимых мероприятиях по реализации плана внешнего управления и предоставление кредиторам отчета об итогах реализации.
  5. Проведение бухгалтерской, статистической, финансовой отчетности и учета.
  6. Ведение реестра претензий кредиторов, в том числе заявление протестов по предъявленным требованиям.
  7. Взыскание задолженности перед должником. 

Последствия проведения внешнего управления

Следствием введения внешнего управления как процедуры банкротства предприятия должны стать:

  1. Переход управления предприятием от руководителя к стороннему управляющему. При этом управляющий правомочен либо уволить своим приказом руководителя должника, либо предложить ему перейти на другую работу в соответствии с действующим трудовым законодательством.
  2. Передача экстернальному руководителю полномочий от органов управления или собственника должника, которые в 3-дневный срок обязаны обеспечить сдачу бухгалтерской и иной документации, печатей, штампов и прочих ценностей. К компетенции органов управления в этом случае относится лишь функция принятия решений по вопросам, перечисленным в п. 2 ст. 94 Закона о банкротстве, в том числе:
  • об определении базовой стоимости акций;
  • увеличении уставного капитала через размещение дополнительных акций;
  • о заявлении ходатайств собранию кредиторов об учете в плане стороннего управления возможности допэмиссии акций.

В свою очередь, компетенция собственника унитарного предприятия — должника ограничивается принятием решений по вопросам, перечисленным в п. 3 ст. 94 Закона о банкротстве.

  1. Отмена прежних мер по обеспечению требований кредиторов.
  2. Введение запрета на возмещение требований кредиторов по денежным обязательствам и другим обязательным платежам в порядке и на условиях, определенных ст. 95 Закона о банкротстве.

***

В целом внешнее управление представляет собой сложную многоуровневую процедуру, требующую тщательного изучения, так как при верном и полном применении установленных законодательством мероприятий следует ожидать восстановления финансового состояния должника.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал