Конкурсный управляющий по банкротству юридических лиц — важная фигура в процессе признания организации несостоятельной. Ключевые вопросы деятельности конкурсного управляющего будут рассмотрены в этой статье.
Конкурсное производство: федеральный закон № 127-ФЗ о несостоятельности (банкротстве)
Конкурсное производство представляет собой ряд итоговых мероприятий, проводимых в рамках общей процедуры банкротства организаций. Порядок воплощения конкурсных процедур регулируется главой 7 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ.
Указанная процедура открывается по решению арбитражного судебного органа, если иные мероприятия по выведению должника из кризиса оказались недейственны. Мероприятия устанавливаются сроком на полгода, с возможностью его продления по ходатайству участников конкурсного процесса еще на полгода (ст. 124 ГК РФ).
Осуществление конкурсных процедур имеет своей целью:
- розыск и консолидирование имущественного комплекса должника;
- ликвидацию предприятия-банкрота;
- адекватное удовлетворение кредиторских претензий.
Результаты исполнения конкурсных мероприятий поименованы в ст. 126 ГК РФ и в том числе включают:
- наступление срока оплаты по обязательным платежам и задолженностям, образовавшимся до начала конкурсного процесса;
- завершение подсчета процентов и пеней по имеющимся задолженностям;
- завершение исполнительных процедур (п. 4 ст. 96 закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ);
- прекращение функционирования руководящих органов должника.
Применяя конкурсные процедуры к должнику, судебный орган определяет конкурсного управляющего в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 45 закона о банкротстве, и оформляет об этом определение (ст. 127 ФЗ о банкротстве). Конкурсный управляющий работает до момента завершения конкурсных мероприятий или прекращения производства по банкротству.
Полномочия конкурсного управляющего (статья 129 закона 127-ФЗ)
Основным функционалом конкурсного управляющего является осуществление руководства организацией-должником в календарный промежуток с момента утверждения кандидатуры до дня окончания мероприятий по банкротству. В рамках выполнения этой функции конкурсный руководитель осуществляет ряд обязанностей, круг которых включает в себя (п. 2 ст. 129 закона 127-ФЗ):
- Принятие имущественной базы должника и проведение инвентаризационных мероприятий в течение 3 месяцев с момента установления конкурсного управления либо в течение иного, определенного в судебном заседании срока.
- По окончании инвентаризационных процедур, в течение 3 будних дней внесение их результатов в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.
- Проведение оценки материального комплекса должника в предусмотренных законодательством случаях.
- Проведение мероприятий, направленных на розыск и возврат имущества предприятия-банкрота из владения посторонних лиц и сохранение этого имущества.
- Уведомление об увольнении членов трудового коллектива должника не позже месяца с момента установления конкурсного производства.
- Истребование задолженности с посторонних субъектов в пользу банкрота и возражение на кредитные претензии.
- Ведение реестра кредитных требований.
- Передача на сохранение документации должника.
- С согласия собрания кредиторов заключение сделок с заинтересованностью от имени должника.
Права конкурсного руководителя (п. 3 ст. 129 закона 127-ФЗ) направлены на участие в гражданских правоотношениях от имени должника и состоят в том числе:
- из прав распоряжаться материальным комплексом должника в соответствии с нормами действующего законодательства;
- прав принимать кадровые решения, включая решения об увольнении;
- прав инициировать через судебные органы признание сделок должника недействительными;
- иных прав.
Управление счетами должника
К важному функционалу конкурсного руководителя в процедуре банкротства относятся мероприятия по управлению счетами должника. В соответствии со ст. 133 закона 127-ФЗ, в обороте конкурсного управляющего должен быть единственный расчетный счет должника. Если счета у должника нет или операции по наличествующим счетам невозможны, конкурсный руководитель должен открыть специальный счет и с его помощью вести финансовые операции в процессе конкурсного производства.
Иные наличествующие или обнаруженные в ходе конкурсных мероприятий счета должника должны быть закрыты, а деньги с них переведены на единственный счет, используемый в процессе конкурсного управления.
Самостоятельный счет оформляется для поступления денежных средств от эмиссий облигаций с ипотечным покрытием, осуществляемых должником в соответствии с законом «Об ипотечных ценных бумагах» от 11.11.2003 № 152-ФЗ. В случае если указанных эмиссий несколько, то и счетов должно быть открыто несколько, на каждую эмиссию отдельный.
Отчитываться о движении финансовых средств по счету должника конкурсный руководитель обязан перед арбитражным судом, а также собранием кредиторов, с периодичностью не чаще одного раза в месяц.
Кто осуществляет контроль над конкурсным управляющим?
Контролирующие функции над конкурсным руководителем возложены на комитет/собрание кредиторов и судебные органы (ст. 143 закона 127-ФЗ). Управляющий с периодичностью не реже чем раз в 3 месяца, если иной срок не предусмотрен кредиторами, обязан:
- отчитываться о своем функционировании кредиторам;
- информировать кредиторов о денежном и имущественном положении должника на начало конкурсных мероприятий;
- предоставлять иную информацию (п. 1 ст. 143 закона 127-ФЗ).
Отчетный документ конкурсного руководителя составляется в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ «Об утверждении общих правил…» от 22.05.2003 № 299 и приказа Минюста РФ «Об утверждении типовых форм…» от 14.08.2003 № 195. Согласно названным документам и п. 2 ст. 143 закона 127-ФЗ, указанная отчетная документация должна включать:
- информацию о материально-имущественном комплексе, в том числе сведения об инвентаризации;
- сведения об итогах реализации имущественных объектов должника;
- сведения о финансовых поступлениях на счета должника, в том числе информацию об источнике финансирования;
- суммированный расчет финансовых требований сторонних субъектов;
- перечень мероприятий по сохранению имущества должника;
- данные о проведенных мероприятиях по определению недействительности сделок должника;
- сведения о реестре кредиторов, который ведет конкурсный руководитель, включая суммированные требования и требования по каждой очереди;
- информацию о штатных изменениях должника, в том числе по количеству уволенных и продолжающих работу сотрудников;
- сведения о мероприятиях по закрытию счетов должника;
- данные о суммированных обязательствах должника;
- информацию о привлечении к субсидиарной ответственности сторонних субъектов.
Освобождение конкурсного управляющего от обязанностей
Процесс досрочного освобождения конкурсного руководителя от своих обязанностей определен ст. 144 закона 127-ФЗ. Согласно указанной норме досрочное освобождение управляющего в процедуре конкурсного управления возможно:
- По просьбе самого управляющего. В соответствии с разъяснениями, данными в информационном письме Президиума ВАС РФ от 22.05.2012 № 150, заявление конкурсного руководителя о сложении своих полномочий является безусловным основанием для освобождения управляющего от занимаемой должности. При этом рассмотрение заявительного документа должно быть осуществлено в как можно более короткие сроки (п. 6 информационного письма). Однако освобождение конкурсного руководителя от своих обязанностей не препятствует возможности обжалования его действий при проведении конкурсного управления, а также не прекращает действия поданных им в процессе работы документов.
- По ходатайству СРО, членом которой является управляющий, в случае его выхода из этой СРО либо при выявлении несоответствия управляющего условиям членства в СРО (ст. 20.5 закона 127-ФЗ).
Судебное определение об освобождении конкурсного руководителя от его функций подлежит незамедлительному исполнению и может быть обжаловано.
Взамен освобожденного от своих обязанностей управляющего арбитражный суд назначает нового в порядке, установленном п. 1 ст. 127 закона 127-ФЗ.
Отстранение конкурсного управляющего
От освобождения конкурсного руководителя от своих обязанностей следует отличать процедуру отстранения. Если освобождение от функционирования конкурсного управляющего происходит, как правило, по субъективным причинам, не связанным непосредственно с исполнением обязанностей в отношении предприятия-должника, то отстранение происходит в большинстве случаев из-за неудовлетворительной работы конкурсного управляющего.
Причины отстранения конкурсного управляющего определены ст. 145 закона 127-ФЗ. Среди них:
- Невыполнение или неполное исполнение своих обязанностей. В этом случае отстранение происходит по ходатайству собрания кредиторов.
- Удовлетворение жалобы в суд от лица, участвующего в процессе банкротства, чьи права были нарушены или которому был причинен ущерб от невыполнения или ненадлежащего выполнения конкурсным управляющим своих обязанностей (п. 11 Информационного письма ВАС РФ от 22.05.2012 № 150).
- Выявленные или появившиеся обстоятельства, препятствующие осуществлению функций конкурсного руководителя (п. 2 ст. 20.2 закона 127-ФЗ).
- Исключение управляющего из СРО по причине нарушения правил членства в СРО либо требований законодательства или применения к управляющему административного принуждения в виде дисквалификации за административное нарушение. Отстранение происходит на основании ходатайства СРО.
Отстранение конкурсного управляющего происходит с одновременным назначением нового конкурсного управляющего. Определение арбитражного суда об отстранении конкурсного руководителя подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.
Отчет конкурсного управляющего об итогах работы
По окончании проведенных мероприятий, а именно по окончании расчетов с кредиторами, а также при завершении производства о несостоятельности в порядке ст. 57 закона 127-ФЗ, конкурсный руководитель обязан предъявить в арбитражный суд отчетную документацию о результатах проведенной работы.
Отчет составляется по форме, определенной постановлением Правительства РФ № 299 и приказом Минюста РФ № 195. К отчетной форме прилагается следующая документация (п. 2 ст. 147 закона 127-ФЗ):
- документальное подтверждение реализации имущества должника;
- перечень кредиторских претензий с указанием сумм погашенных требований;
- документальное подтверждение удовлетворения кредиторских претензий;
- реестр неудовлетворенных кредиторских претензий, оставшихся непогашенными по причине отсутствия денежных средств, с разбивкой по каждому кредитору;
- список кредитных требований, которые должны быть удовлетворены после кредиторских претензий, не удовлетворенных по причине нехватки средств;
- подтверждающая документация о предоставлении в подразделение пенсионного фонда данных в соответствии с перечнем, установленным в подп. 1–8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете…» от 01.04.1996 № 27-ФЗ.
О том, что итоговый отчет направлен арбитражному судье, должны быть оповещены конкурсные кредиторы и уполномоченные органы.
Завершение конкурсного производства
После рассмотрения итоговой отчетной документации конкурсного руководителя арбитражный судебный орган выносит определение:
- О завершении конкурсного производства.
- О прекращении производства по делу в случае погашения кредиторских требований в порядке ст. 125 закона 127-ФЗ.
И то, и другое определение должно быть немедленно исполнено. Более того, если вынесено определение о завершении производства о несостоятельности, решение судебного органа о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не должно дальше исполняться.
В период от 30 до 60 дней со дня вынесения определения об окончании конкурсных процедур арбитражный суд пересылает заказным письмом с уведомлением указанный документ в подразделение налоговой службы, которое занимается регистрацией юрлиц. Регистрирующее подразделение налоговой службы на основании полученного определения вносит в ЕГРЮЛ запись о ликвидации должника не позднее 5-дневного срока. Данная процедура останавливается в случае обжалования определения суда.
Со дня внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ конкурсное производство считается оконченным.
Таким образом, можно отметить важную роль конкурсного управляющего в общей процедуре банкротства должника и ведущую на этапе проведения конкурсного производства.