Операторы почты должны лучше информировать отправителей

0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Отправитель не должен тратить средства на обратную пересылку почтовых отправлений, если своевременно не получил сведения об особых правилах её доставки.

Конституционный суд рассмотрел обращение гражданина, оспаривающего конституционность некоторых правил и норм, призванных регулировать отношения в сфере предоставления услуг почтовой связи. Причиной стал факт того, что почтовое отправление в виде негабаритной посылки, отправленной им в адрес воинской части, не дошло до адресата и вернулось назад в силу невыполнения введённых для таких случаев почтой особых правил доставки. Однако посылку так и не выдали, даже самому отправителю, в силу того, что он не стал оплачивать счёт за обратную пересылку, придя к выводу, что оператор почтовой связи, ввёл отправителя в заблуждение касательно возможности доставки (Постановление КС РФ от 28 декабря 2022 г. № 59-П).

Суды общей юрисдикции по итогам рассмотрения иска гражданина о защите прав потребителей сделали заключение о том, что проверка верности написания адреса получателя не входит в компетенцию оператора, а риск невозможности доставки по назначению почтового отправления ложится на отправителя.

В результате спорные правила оказались предметом рассмотрения КС РФ в той части, в какой на их базе рассматривается вопрос о верности распределения финансового бремени в связи с возвращением почтового отправления при приведённых выше обстоятельствах.

Конституционный Суд не нашёл оснований для нахождения имеющих отношение к вопросу положений законодательства неконституционными. Он подчеркнул, что договорные отношения по предоставлению услуг связи, как и поведение различных участников гражданского правового оборота, должны находиться в соответствии с принципом добросовестности. Работа почты (как и других «квазипубличных» организаций, в отношении которых государство выполняет функцию управленческого контроля) обязана соответствовать повышенным стандартам добросовестного поведения, повышающим авторитет публичной власти.

Если посылка принята оператором почтовой связи без любых оговорок и замечаний, в результате чего у отправителя могло появиться убеждение, что им были выполнены все требования, нужные для своевременной и верной доставки, возврат отправления в силу невозможности его доставки адресату и выдвижение требования об оплате обратной пересылки по общему правилу не могут быть соотнесены с упомянутыми выше правомерными ожиданиями пользователей услуг почтовой связи. Здесь нужно вспомнить, что потребитель является более слабой стороной.

В связи с этим КС РФ указал, что публикация на видном месте правил адресования, упаковывания и оплаты пересылки почтовых отправлений внутри отделения почты на видном месте не говорит о полноценном исполнении оператором обязанности по донесению информации до пользователей об условиях предоставления услуг, хотя и может приниматься во внимание судом в одном ряду с другими фактическими обстоятельствами дела, в том числе особенностями заказчика.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал