Отслеживание посылки
Взаимоотношения российских операторов почтовой связи и потребителей их услуг урегулированы законом «О почтовой связи» и Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 (далее — Правила № 243). Если отправитель или получатель корреспонденции находятся за рубежом, действуют положения Всемирной почтовой конвенции. Когда почтовая служба принимает посылку, она выдает клиенту квитанцию с информацией:
- о разновидности почтового отправления;
- об адресате;
- о наименовании отделения почтовой связи в месте назначения;
- номере отслеживания (еще его называют почтовым идентификатором или трек-кодом).
Итак, если Почта России потеряла посылку — что делать в первую очередь? Попытаться узнать место ее нахождения при помощи официального сайта. Для этого на главной странице слева в поле «Отследить» введите трек-номер и нажмите кнопку «Поиск». Система покажет весь путь корреспонденции из точки отправления до последнего места ее нахождения. Если в нем посылка пребывает длительное время либо информации о ней попросту нет, начинайте розыск пропавшего почтового отправления.
Обращение в отделение
Если почтовая организация утратила, испортила либо просрочила посылку доставку, по закону предъявить ей претензии можно в течение 6 месяцев. Срок отсчитывают со дня, когда груз передали оператору почтовой связи. Инициировать поиск пропажи вправе:
- отправитель;
- получатель;
- третье лицо, уполномоченное на это доверенностью.
Искать начнут только после получения письменного заявления. Подать обращение, если посылку потеряла Почта России, можно тремя способами:
- Получить у начальника почтового отделения/главпочтамта населенного пункта либо его заместителя специальный бланк на розыск почтовых отправлений, заполнить его и передать этому должностному лицу. При себе необходимо иметь паспорт и квитанцию. Причем и отправитель, и адресат вправе обратиться как по месту, откуда посылка ушла, так и по месту ее назначения.
- На главной странице официального сайта Почты России открыть меню раздела «Другие сервисы» и в открывшемся перечне выбрать подраздел «Электронные обращения». Заполнить бланк претензионного заявления, распечатать его и передать начальнику почтового отделения/главпочтамта населенного пункта либо его заместителю.
- В том же подразделе сайта Почты России авторизоваться через портал «Госуслуги», внести необходимые сведения в специальную форму и отправить электронное обращение.
Согласно п. 64 Правил № 234 претензия обязательно должна содержать номер регистрируемого почтового отправления (идентификатор).
Подача жалобы
Закон «О почтовой связи» установил предельные сроки ответа на заявления о розыске в зависимости от местоположения отделений приема и назначения корреспонденции:
- 5 дней — если почта потеряла посылку, которую доставляли в пределах одного населенного пункта;
- 30 суток — если разных.
Если претензия содержит всю необходимую информацию, пропавшее отправление должны либо найти, либо назначить за него компенсацию, о которой поговорим ниже. Если же ответ не предлагает ни одного из названных вариантов либо и вовсе не пришел, обращайтесь:
- К вышестоящему руководству Почты России:
- по телефонам горячей линии;
- через раздел «Электронные обращения» официального сайта;
- направив заказное письмо с уведомлением о вручении в головной офис.
Узнайте о том, как написать жалобу на Почту России.
- В Роскомнадзор.
- В Роспотребнадзор.
- В органы прокуратуры.
Подробную инструкцию о том, как составить и подать жалобу в это надзорное ведомство, содержит наша тематическая статья.
- За судебной защитой. Поскольку организации почтовой связи оказывают услуги населению, их деятельность подпадает под действие ГК РФ и закона «О защите прав потребителей». Так что если дело дойдет до суда, вы вправе рассчитывать, что почта возместит стоимость испорченного или утраченного груза и компенсирует моральный вред.
Какая положена компенсация
В каком размере Почта России возмещает клиентам ущерб от утраты и порчи посылок, узнайте из таблицы:
Размер компенсации, если Почта России нарушит контрольный срок доставки посылки, отправленной гражданином для личных нужд внутри страны, за каждый день задержки составляет 3% платы за услугу, но не более ее полной стоимости.
***
Итак, выше мы привели четкий алгоритм действий на случай, если почтовый оператор потерял посылку. Чтобы защитить свои права, достаточно воспользоваться этими советами.
Больше полезной информации по теме статьи — в рубрике «Бандероли и посылки».