В каких случаях можно вернуть деньги за авиабилеты из-за коронавируса
Если билет возвратный, то условия возврата определяются договором авиаперевозки и свои деньги назад вы получите в любом случае. Иная ситуация с невозвратными билетами — они стоят дешевле, но вернуть деньги после покупки в обычной ситуации невозможно. Разумеется, ситуация с пандемией далеко не рядовая.
Приведем распространенные ситуации:
- Ваш рейс отменен. Вернуть билеты на самолет из-за коронавируса, даже невозвратные, можно. Порядок оформления возврата отличается в зависимости от авиакомпании — получить подробную информацию можно на сайте того авиаперевозчика, у которого вы приобрели билеты.
Для справки: 18 марта 2020 года в 00 часов 00 минут Россия закрыла границы, запретив въезд на территорию страны иностранным гражданам (распоряжение Правительства РФ от 16.04.2020 № 635-р). Многие страны поступили таким же образом — теперь из России нельзя улететь в Италию, Испанию, Чехию, Францию, Индонезию, Малайзию, Сингапур, Китай и т. д. Сохраняются только регулярные рейсы в столицы этих государств либо в крупные туристические города, например в город Денпасар на острове Бали (Индонезия).
- Рейс не отменен, но попасть в страну назначения вы не можете.
Например, в Индонезию с 20 марта отменен безвизовый въезд, а чтобы оформить визу нужно предоставить в посольство справку о том, что вы не болеете коронавирусом. Виза делается несколько дней, но что делать туристам, которые не успевают ее сделать, но уже купили билет. «Аэрофлот» пошел на уступки, и сейчас оформляются вынужденные возвраты таким пассажирам.
- Рейс не отменен и границы со страной, в которую вы летите, не закрыты. В такой ситуации вернуть средства за билет можно в случае, если такая возможность предусмотрена договором авиаперевозки либо если авиакомпания ввела специальные правила возврата в связи со сложившейся в мире обстановкой. В противном случае действуют стандартные правила возврата билетов — деньги вернут лишь в исключительных случаях, например при подтвержденной медицинскими документами болезни одного из пассажиров либо родственника, летящего совместно с ним, или при смерти членов семьи или близких, также документально подтвержденной, если вы сообщили об этом в авиакомпанию до регистрации на рейс.
Обратите внимание! Внутренние рейсы по России выполняются в штатном режиме, поэтому вернуть невозвратные билеты без штрафных санкций не получится.
Как проводится возврат
Чтобы вернуть билет, необходимо обратиться в авиакомпанию или к посреднику, продавшему билет. Возможно обращение напрямую в офис, на горячую линию, через форму на официальном сайте. В обращении нужно указать номер брони или билета, а также фамилии пассажиров, которые должны были лететь, просьбу о возврате денег, причины, по которым вы хотите сдать билет.
Приведем примеры способов возврата средств некоторых авиаперевозчиков. Оформить возврат можно:
- через мобильное приложение (Utair);
- через контакт-центр («Аэрофлот», S7);
- через форму обратной связи («Уральские авиалинии»).
Многие авиакомпании самостоятельно рассылают клиентам уведомления об отмене рейса с приложением инструкции по возврату средств. Вы можете воспользоваться этой инструкцией, а все возникшие вопросы задать в чате на сайте авиакомпании или оператору контактного центра.
Обратите внимание! Пассажиров, попавших в подобную ситуацию, сейчас немало, поэтому ответ может прийти не сразу, возврата денег также придется подождать. Вот пример сообщения одного из туристических агентов по продаже авиабилетов: «Сейчас мы обрабатываем заявки с вылетом сегодня-завтра. Если ваш рейс позже, мы обязательно свяжемся с вами в ближайшие дни».
***
Итак, вернуть деньги за авиабилеты, даже невозвратные, можно в том случае, если рейс, которым вы должны были лететь, отменен из-за коронавируса либо авиакомпания пошла на уступки и ввела специальные правила возврата. Актуальную инструкцию по возврату денег можно найти на сайте авиаперевозчика, у которого были куплены билеты.
Больше материалов по теме в рубрике «Авиа- и железнодорожные билеты».