Добросовестная и недобросовестная конкуренция
Конкуренция является одним из ключевых аспектов развития экономики в стране и главным принципом ведения бизнеса. Однако борьба за свободные ниши и покупателей не всегда носит созидательный характер, в связи с чем принято различать 2 вида конкуренции: добросовестную и недобросовестную.
В первом случае речь идет о методах ведения бизнеса, которые не нарушают требований законодательства. Примерами могут быть:
- проведение акций;
- скидки;
- улучшение качества производимого товара;
- бесплатная доставка и сборка;
- подарки при покупке и т. д.
Недобросовестная же конкуренция характеризуется применением незаконных способов ведения бизнеса для обеспечения доминирующего положения в конкретном экономическом секторе. Примерами могу служить:
- подделка товаров конкурирующих компаний;
- распространение ложной информации о конкурентах;
- обман потребителей;
- продажа товаров низкого качества за меньшую стоимость и т. д.
Борьба с недобросовестной конкуренцией предполагает использование как административных ресурсов (вынесение предписаний антимонопольными органами), так и человеческих (написание отзывов потребителями, обращение в суд в случае продажи товаров ненадлежащего качества и т. д.). Помимо этого субъектам не запрещается самостоятельно защищать свой бизнес от нападок конкурентов законными способами.
Понятие недобросовестной конкуренции
Закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ содержит трактовку понятия и форм недобросовестной конкуренции. Согласно данному закону, недобросовестной конкуренцией признаются противоречащие законодательству РФ действия хозяйствующих субъектов, направленные на обеспечение преимущества при осуществлении предпринимательства.
Перечень таких действий содержится в гл. 2.1, которая была введена в 2015 году:
- дискредитация;
- введение в заблуждение;
- некорректное сравнение;
- приобретение средств индивидуализации юрлица;
- создание смешения;
- использование результатов интеллектуального труда;
- незаконное получение и разглашение сведений, которые составляют коммерческую тайну.
За недобросовестную конкуренцию предусмотрено 2 вида ответственности:
- Административная — по ст. 14.33 КоАП РФ. Данная статья предусматривает наложение штрафа, дисквалификацию. При этом размер штрафа зависит от тяжести противоправных деяний. Например, за незаконное использование результатов интеллектуального труда организацией он варьируется в пределах от 0,01 до 0,15% полученной выручки (в сфере, где были замечены недобросовестные действия).
- Уголовная — по ст. 178 УК РФ. Она наступает в том случае, если между организациями заключены соглашения, запрещенные антимонопольным законодательством. Ответственность достаточно сурова — вплоть до лишения свободы (до 3 лет).
Признаки недобросовестной конкуренции
Выделяют 4 признака недобросовестной конкуренции:
- Совершение активных действий хозяйствующим субъектом. Бездействие в данном случае не будет квалифицироваться как недобросовестность. Действия должны иметь последствия в виде получения преимуществ, причем между этими событиями должна быть причинно-следственная связь.
- Совершение действий, противоречащих законодательству. Действия должны быть запрещены, в частности, уже упомянутым ФЗ № 135.
- Наличие убытков. Они могут носить фактический характер и предполагаемый. В первом случае речь идет об уже понесенных убытках, во втором — о возможных, которые станут следствием нарушения права.
- Наличие вреда, причиненного деловой репутации организации или ИП.
***
Таким образом, недобросовестная конкуренция запрещается законодательством РФ. Лица, которые совершают противоправные действия, могут быть привлечены как к административной, так и к уголовной ответственности.