Конкуренция - это отношения между субъектами рынка товаров и услуг
Правовую основу конкурентных отношений в России составляет закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, регламентирующий следующие вопросы:
- Понятийный аппарат, позволяющий определить, что означают основные термины, применяемые в данной сфере.
- Перечень запретов на ограничение конкуренции в различных сферах предпринимательской деятельности.
- Государственный контроль и компетенцию антимонопольных органов.
- Порядок разрешения дел, связанных с нарушением конкуренции.
- Ответственность участников предпринимательской деятельности за нарушение принципов конкуренции и влияния на общие условия на рынке.
Под конкуренцией, в соответствии с п. 7 ст. 4 ФЗ № 135, понимается состязание субъектов предпринимательской деятельности, предполагающее, что активные действия каждого участника не позволяют остальным влиять на сложившиеся на рынке условия в одностороннем порядке. Применение на торговом рынке положений о конкуренции означает их распространение на отношения не только между товаропроизводителями и продавцами, но и между исполнителями в сфере услуг, в том числе финансовых (банковских, страховых и иных). Развитие конкурентных отношений заставляет хозяйствующие субъекты оценивать ситуацию на рынке и учитывать потребности потребителей.
Виды конкуренции и их особенности
Анализ действующего законодательства позволяет выделить следующие виды конкурентных отношений:
- Добросовестная (совершенная) конкуренция, которая предполагает соблюдение всеми участниками рынка антимонопольного законодательства.
- Недобросовестная (несовершенная) конкуренция, сопровождающаяся нарушением хозяйствующими субъектами антимонопольных правовых норм, принципов добропорядочности, справедливости, обычаев делового оборота и т. п. Нарушения могут выражаться в их активных действиях, совершаемых с целью получения различного рода преимуществ на рынке.
Недобросовестная конкуренция, которая включает монополию, олигополию (доминирующее положение занимают несколько хозяйствующих субъектов) и монополистическую деятельность, характеризуется не только совершением действий, противоречащих принципам добросовестной конкуренции, но и характером наступивших последствий, которые выражаются в понесенных убытках. При этом вред может быть причинен как в финансовом плане (материально), так и путем нанесения ущерба деловой репутации.
Монополистическая деятельность
Монополистическая деятельность — это вид недобросовестной конкуренции, для которого характерны следующие особенности (ст. 4 ФЗ № 135-ФЗ):
- Участник рынка (либо группа участников, находящихся в сговоре) имеет доминирующее положение и злоупотребляет им в ущерб другим.
- Между участниками рынка заключены соглашения (в том числе тайные), запрещенные антимонопольным законодательством, либо ими осуществляются согласованные действия, нарушающие права других хозяйствующих субъектов.
- Участниками рынка совершаются иные действия, прямо отнесенные законом к монополистической деятельности.
К действиям, которые включаются в монополистическую деятельность и связаны со злоупотреблением доминирующим положением, относятся:
- установление низкой цены (или, наоборот, чрезмерно высокой) на продаваемые товары и осуществляемые услуги;
- повышение цены в результате изъятия товаров из обращения или прекращение без наличия достаточных оснований деятельности, направленной на производство товаров, на которые есть спрос;
- навязывание условий договора, заведомо невыгодных для контрагента;
- отказ от заключения договора с покупателями без веских оснований при наличии возможности произвести или поставить указанный товар;
- иные случаи, прямо предусмотренные в ч. 1 ст. 10 ФЗ № 135.
Ответственность за нарушение законодательства о конкуренции
Ответственность для должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, а также хозяйствующих субъектов, деятельность которых связана с нарушением норм антимонопольного законодательства, предусмотрена гл. 14 КоАП РФ. Нормы этой главы носят бланкетный характер и отсылают к нарушениям, поименованным в ФЗ № 135.
В КоАП предусмотрены санкции за следующие виды нарушений:
- ограничение конкуренции, осуществляемое должностными лицами органов власти и местного самоуправления (ст. 14.9);
- злоупотребление участниками рынка доминирующим положением (ст. 14.31);
- манипулирование ценами на рынке электроэнергии (ст. 14.31.2);
- подписание соглашений, ограничивающих конкуренцию на рынке (ст. 14.32);
- недобросовестная конкуренция, если за совершенные действия не предусмотрена уголовная ответственность статьей 178 УК РФ (ст. 14.33).
***
В заключение отметим, что по своей природе конкуренция является одним из способов повышения эффективности товарооборота, стимулирует рост производства и повышения качества товаров и услуг. Однако дискриминационные условия, которые ставят хозяйствующие субъекты в заведомо неравное по сравнению с другими положение, и недобросовестная конкуренция препятствуют этому и пагубно влияют на развитие рыночных отношений.