Основные виды конкуренции и что она означает?

0
Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Конкуренция означает борьбу между хозяйствующими субъектами рынка, которые продают товары либо оказывают услуги. Наличие здоровой конкуренции предполагает ограничение возможности субъектов предпринимательской деятельности в одностороннем порядке влиять на общие условия, действующие на рынке. О конкуренции и основных ее видах и расскажет предлагаемая нами статья.

Конкуренция - это отношения между субъектами рынка товаров и услуг

Правовую основу конкурентных отношений в России составляет закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, регламентирующий следующие вопросы:

  1. Понятийный аппарат, позволяющий определить, что означают основные термины, применяемые в данной сфере.
  2. Перечень запретов на ограничение конкуренции в различных сферах предпринимательской деятельности.
  3. Государственный контроль и компетенцию антимонопольных органов.
  4. Порядок разрешения дел, связанных с нарушением конкуренции.
  5. Ответственность участников предпринимательской деятельности за нарушение принципов конкуренции и влияния на общие условия на рынке.

Под конкуренцией, в соответствии с п. 7 ст. 4 ФЗ № 135, понимается состязание субъектов предпринимательской деятельности, предполагающее, что активные действия каждого участника не позволяют остальным влиять на сложившиеся на рынке условия в одностороннем порядке. Применение на торговом рынке положений о конкуренции означает их распространение на отношения не только между товаропроизводителями и продавцами, но и между исполнителями в сфере услуг, в том числе финансовых (банковских, страховых и иных). Развитие конкурентных отношений заставляет хозяйствующие субъекты оценивать ситуацию на рынке и учитывать потребности потребителей.

Виды конкуренции и их особенности

Анализ действующего законодательства позволяет выделить следующие виды конкурентных отношений:

  1. Добросовестная (совершенная) конкуренция, которая предполагает соблюдение всеми участниками рынка антимонопольного законодательства.
  2. Недобросовестная (несовершенная) конкуренция, сопровождающаяся нарушением хозяйствующими субъектами антимонопольных правовых норм, принципов добропорядочности, справедливости, обычаев делового оборота и т. п. Нарушения могут выражаться в их активных действиях, совершаемых с целью получения различного рода преимуществ на рынке.

Недобросовестная конкуренция, которая включает монополию, олигополию (доминирующее положение занимают несколько хозяйствующих субъектов) и монополистическую деятельность, характеризуется не только совершением действий, противоречащих принципам добросовестной конкуренции, но и характером наступивших последствий, которые выражаются в понесенных убытках. При этом вред может быть причинен как в финансовом плане (материально), так и путем нанесения ущерба деловой репутации.

Монополистическая деятельность

Монополистическая деятельность — это вид недобросовестной конкуренции, для которого характерны следующие особенности (ст. 4 ФЗ № 135-ФЗ):

  1. Участник рынка (либо группа участников, находящихся в сговоре) имеет доминирующее положение и злоупотребляет им в ущерб другим.
  2. Между участниками рынка заключены соглашения (в том числе тайные), запрещенные антимонопольным законодательством, либо ими осуществляются согласованные действия, нарушающие права других хозяйствующих субъектов.
  3. Участниками рынка совершаются иные действия, прямо отнесенные законом к монополистической деятельности.

К действиям, которые включаются в монополистическую деятельность и связаны со злоупотреблением доминирующим положением, относятся:

  • установление низкой цены (или, наоборот, чрезмерно высокой) на продаваемые товары и осуществляемые услуги;
  • повышение цены в результате изъятия товаров из обращения или прекращение без наличия достаточных оснований деятельности, направленной на производство товаров, на которые есть спрос;
  • навязывание условий договора, заведомо невыгодных для контрагента;
  • отказ от заключения договора с покупателями без веских оснований при наличии возможности произвести или поставить указанный товар;
  • иные случаи, прямо предусмотренные в ч. 1 ст. 10 ФЗ № 135.

Ответственность за нарушение законодательства о конкуренции

Ответственность для должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, а также хозяйствующих субъектов, деятельность которых связана с нарушением норм антимонопольного законодательства, предусмотрена гл. 14 КоАП РФ. Нормы этой главы носят бланкетный характер и отсылают к нарушениям, поименованным в ФЗ № 135.

В КоАП предусмотрены санкции за следующие виды нарушений:

  • ограничение конкуренции, осуществляемое должностными лицами органов власти и местного самоуправления (ст. 14.9);
  • злоупотребление участниками рынка доминирующим положением (ст. 14.31);
  • манипулирование ценами на рынке электроэнергии (ст. 14.31.2);
  • подписание соглашений, ограничивающих конкуренцию на рынке (ст. 14.32);
  • недобросовестная конкуренция, если за совершенные действия не предусмотрена уголовная ответственность статьей 178 УК РФ (ст. 14.33).

***

В заключение отметим, что по своей природе конкуренция является одним из способов повышения эффективности товарооборота, стимулирует рост производства и повышения качества товаров и услуг. Однако дискриминационные условия, которые ставят хозяйствующие субъекты в заведомо неравное по сравнению с другими положение, и недобросовестная конкуренция препятствуют этому и пагубно влияют на развитие рыночных отношений.

Добавить в избранное В избранное
Поделиться
Предыдущий материал
Следующий материал