Жилищный сертификат для сотрудников МВД и жилищный сертификат для сотрудников ФСИН являются мерами государственной поддержки сотрудников данных ведомств. Порядок их предоставления регламентируется постановлением Правительства РФ «О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015–2020 годы» от 21.03.2006 № 153.
Жилищный сертификат для сотрудников МВД
Жилищный сертификат — это именная бумага, которая дает право на получение субсидии для приобретения жилья (выдается один раз за всю жизнь). Закон «О полиции», который начал действовать с 2012 года, дает право сотрудникам МВД на получение:
- служебного жилья;
- жилья в собственности;
- субсидий на приобретение жилья.
Для того чтобы реализовать свое право на получение жилищного сертификата, и, соответственно, субсидии по этому сертификату, гражданину необходимо отработать в системе МВД не менее 10 лет и быть уволенным по достижении предельного возраста нахождения на службе в соответствии со штатными мероприятиями или по состоянию здоровья.
Кроме этого, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 153, на получение сертификата могут претендовать члены семьи погибшего при исполнении должностных обязанностей сотрудника МВД, если он состоял на учете по улучшению жилищных условий (вдовы имеют такое право до вступления в последующий брак) — но обращаться за постановкой на учет для получения жилищного сертификата в данном случае необходимо не позже года со дня гибели.
Однако встречающиеся по тексту документов упоминания членов семьи лица, претендующего на сертификат, требуют разъяснения. К таковым относятся лишь супруги, дети и родители — иные родственники или иждивенцы могут претендовать на звание члена семьи, только если это будет установлено в судебном порядке.
В случае если по каким-то причинам сертификат реализовать не удалось, его можно заменить. Для этого необходимо обратиться в орган, выдавший документ, с соответствующим заявлением. К заявлению нужно приложить документы, объясняющие обстоятельства, по которым сертификат не смог быть реализован в первый раз, и справку из банка о закрытии счета без перечисления на него субсидий с сертификата. Орган принимает решение о выдаче нового сертификата в течение 30 рабочих дней.
Как получить жилищный сертификат для сотрудников МВД?
Для включения в программу по получению жилищного сертификата сотруднику МВД требуется представить следующий пакет документов:
- заявление о включении в программу;
- копия лицевого счета, выписка из домовой книги;
- копии паспортов членов семьи;
- копия свидетельства о заключении брака и свидетельства о рождении ребенка (если имеется);
- справка с места работы о стаже;
- выписка из приказа об увольнении;
- копии документов, предоставляющих право получения дополнительной площади;
- документы, подтверждающие наличие/отсутствие иных жилых помещений в пользовании.
Получение жилищного сертификата для сотрудников МВД в 2018 — 2019 годах требует соблюдения следующих условий:
- гражданин или члены его семьи не заключали договор социального найма и не имеют недвижимости в собственности;
- если гражданин является нанимателем по договору социального найма или собственником, то площадь жилого помещения на одного члена семьи составляет не более 15 кв. м;
- гражданин проживает совместно с лицами, которые имеют тяжелую (острую) форму хронического заболевания, при которой дальнейшее проживание с ними невозможно;
- гражданин проживает в помещениях, которые не соответствуют установленным требованиям;
- гражданин проживает в коммуналке или общежитии;
- гражданин проживает в смежной (неизолированной) комнате или 1-комнатной квартире совместно с двумя семьями.
Для принятия решения о включении/невключении в состав программы по выдаче жилищных сертификатов в органах МВД создаются специальные жилищные комиссии. Субсидия предоставляется гражданину в порядке постановки на учет решением руководителя того органа МВД, в котором он проходит службу.
Жилищный сертификат для сотрудников ФСИН
В этом случае для получения субсидии по жилищному сертификату гражданин должен прослужить в органах ФСИН не менее 10 лет и быть уволенным в связи с организационно-штатными мероприятиями или по состоянию здоровья.
Документы, необходимые для включения в подпрограмму выдачи жилищных сертификатов:
- заявление (рапорт);
- справка о продолжительности службы;
- выписка из приказа об увольнении;
- выписка из домой книги и копия лицевого счета;
- документы о праве на дополнительную площадь;
- документы, подтверждающие постановку на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения;
- документы, удостоверяющие личности семьи заявителя;
- копия свидетельства о регистрации брака (если есть);
- документы, подтверждающие наличие/отсутствие жилых помещений для проживания.
Работа по сбору документов и их последующей проверке организуется специальной жилищной комиссией, создаваемой при органе ФСИН.
Порядок включения в программу и постановки на очередь
После того как все документы будут переданы в соответствующие органы, начинается их проверка (в течение 10 дней). В случае принятии решения (как положительного, так и отрицательного) гражданин уведомляется об этом в установленном порядке в течение 10 дней.
Если гражданин включается в программу, то на него заводится учетное дело. Если гражданин настроен на получение сертификата в планируемом будущем (например, следующем году), то документы он должен подать в период с 1 января по 1 июля того года, который предшествует планируемому.
Орган, принявший документы, формирует список желающих и до 1 сентября передает его в уполномоченный орган, где составляется список тех, кому будет вручен сертификат.
Причины отказа во включении в программу
Основаниями для отказа являются случаи, когда:
- гражданин не может быть участником программы;
- не представлены все необходимые документы;
- ранее гражданин использовал право на получение помощи от государства за счет бюджета;
- сведения, содержащиеся в документах, оказались недостоверными.
После того как все недостатки, выявленные при проверке документов, будут устранены, их можно подавать снова.
Размер субсидии по жилищному сертификату
Субсидия предоставляется в размере, который рассчитывается исходя из средней стоимости жилого помещения, и определяется в соответствии:
- со стоимостью 1 кв. м жилья, установленного в соответствующем регионе;
- с нормативами жилой площади.
Стоимость 1 кв. м жилой площади определяется уполномоченным органом в субъекте РФ. Однако постановлением Правительства РФ № 153 для некоторых регионов РФ устанавливаются повышенные коэффициенты. Например, 1,2 — для Санкт-Петербурга, а также Москвы и Московской области, 1,15 — для Свердловской, Иркутской и Читинской областей и т.д.
Далее определяемся с нормативом жилой площади:
- для семьи из 3 и более человек — 18 кв. м на каждого;
- для семьи из 2 человек — 42 кв. м;
- для одиноко живущих граждан — 33 кв. м.
Дополнительно может предоставляться 15 кв. м площади при наличии оснований, предусмотренных соответствующими законами (например, в случае признания гражданина инвалидом).
Для примера посчитаем стоимость жилищного сертификата в Московской области для семьи из 2 человек:
- семья из 2 человек — 42 кв. м.;
- средняя рыночная стоимость 1 кв. м в Московской области на 1 квартал 2019 года составляет 61 040 руб.;
- повышающий коэффициент для Московской области — 1,2;
- итого: 42 × 1,2 × 61 040 = 3 076 416 руб.
Если вам не удалось по каким-то причинам реализовать сертификат с первого раза и вам его заменили, размер субсидии пересчитываться не будет, поэтому, чтобы сертификат не обесценился, нужно решать вопрос с его реализацией как можно быстрее.
Что делать с полученным жилищным сертификатом?
Полученный жилищный сертификат можно использовать:
- для приобретения жилого помещения;
- погашения взятого ранее кредита или займа;
- строительства нового жилья.
Ваши действия после получения жилищного сертификата на руки:
- Сначала идете в банк — участник программы и открываете целевой счет, на который перечисляются деньги по жилищному сертификату. Это нужно сделать не позже 2 месяцев с момента выдачи сертификата на руки, т. к. после истечения срока банк сертификат не примет.
Если срок пропущен по объективным причинам, можно обратиться в орган, который выдавал сертификат, с заявлением о выдаче нового и указанием причин, которые помешали вам получить деньги в первый раз (естественно, с приложением соответствующих документов, подтверждающих ваши доводы).
Открытие счета необходимо в связи с тем, что денежные средства по указанному сертификату перечисляются только в безналичной форме. Договор банковского счета должен быть заключен на срок, который не превышает срок действия сертификата. - Далее следуют поиск и покупка недвижимости, заключение договора купли-продажи квартиры и его последующая регистрация. На все про все у владельца сертификата 9 месяцев.
Недвижимость может быть приобретена на рынке и первичного, и вторичного жилья, но — только на территории субъекта, который указывается в сертификате. При этом квартира, которая будет приобретена, должна находиться в долевой собственности (общей) членов семьи лица — владельца сертификата. - После совершения всех необходимых юридических действий договор вместе со свидетельством о государственной регистрации недвижимого имущества представляется в банк для проверки.
- Банк проверяет документы в течение 3 рабочих дней. Если результат рассмотрения положительный, в казначейство направляется заявка на перевод денежных средств на счет владельца жилищного сертификата.
В течение 5 рабочих дней деньги пересылаются на расчетный счет, после чего уже можно рассчитаться за приобретаемую квартиру.
Срок действия договора с банком может быть продлен, если:
- банк принял договор купли-продажи, но оплату не произвел;
- владелец сертификата не успел зарегистрировать недвижимость в предусмотренном законодательстве порядке, но представил в банк уведомление органа, который осуществляет регистрацию, о получении документов с указанием примерной даты окончания регистрации (при этом договор и свидетельство о регистрации должны быть представлены в срок, не превышающий 2 дней с момента, указанного в расписке).
На практике может возникнуть и определенная проблема с расчетами по сертификатам, т. к. многие владельцы продаваемых квартир не хотят ждать, пока деньги будут перечислены на счет владельца сертификата (иногда ждать нужно до 30 дней). В рассрочку же покупать квартиру тоже нельзя, так как это одно из условий получения сертификата — сумма должна быть внесена единовременно. Наилучшим выходом из данной ситуации является кредит, который после можно будет погасить средствами, полученными по сертификату.
Еще больше материалов по теме в рубрике: "Жилищный сертификат".