Обжалование постановления судебного пристава-исполнителя происходит на основании заявления лица, права которого нарушены в ходе исполнительных действий. Особенности процедуры обжалования и порядок составления заявления для оспаривания действий и постановлений приставов будут рассмотрены далее.
Обжалование действий судебного пристава-исполнителя
Кодекс административного судопроизводства (КАС) РФ регламентирует право граждан на обращение в суд для оспаривания неправомерных действий и решений государственных органов, в том числе судебных приставов.
Обжалованию подлежат те действия и решения, которые:
- нарушают или создают препятствия для реализации прав и свобод;
- безосновательно возлагают обязанности или привлекают в ответственности.
Постановления и деяния судебных приставов могут быть обжалованы в суде и у вышестоящего должностного лица. Если гражданин обращается с заявлением в вышестоящий орган, то он не лишается возможности написать заявление в суд, как это указано в ч. 1 ст. 19 закона «О судебных приставах» от 21.07.1997 № 118-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 121 закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ, право на оспаривание действий и решений исполнительных органов имеют лица, чьи права и интересы были нарушены.
Срок обжалования
Заявитель может подать жалобу в отношении действия или решения пристава в срок, не превышающий 10 дней. Период обжалования исчисляется с момента:
- совершения неправомерных действий судебным приставом-исполнителем;
- вынесения незаконного постановления;
- установления факта бездействия пристава;
- отказа в отводе.
Как написать жалобу?
Где найти образец и бланк заявления?
Образец жалобы и основные правила ее составления граждане могут найти на сайте службы судебных приставов.
Получить бланк также можно в отделении судебных приставов или в суде, куда гражданин желает подать жалобу.
На официальном сайте ФССП (Федеральной службы судебных приставов) РФ размещен бланк заявления, который могут скачать все заинтересованные граждане.
Содержание и форма жалобы
Заявление обязательно должно быть составлено в письменной форме. Типовой бланк жалобы на действия и решения пристава содержит следующие пункты:
- Наименование государственного органа, в адрес которого направляется заявление.
- Ф.И.О. заявителя.
- Наименование юридического лица, подающего жалобу.
- Адресные данные заявителя.
- Наименование должности, Ф.И.О. пристава, действия или решения которого будут оспариваться.
- Реквизиты постановления пристава-исполнителя, которое обжалуется в заявлении.
- Перечень оснований, дающих гражданину право на обжалование.
- Требования заявителя.
- Перечень документов, прилагаемых к жалобе. При этом у заявителя нет обязанности по самостоятельному сбору документов, доказывающих обстоятельства дела. Должностное лицо ФССП, которое будет рассматривать жалобу, должно при необходимости запросить их.
- Дата составления заявления.
- Подпись заявителя или его представителя. Если в документе имеется подпись представителя заявителя, то к нему следует приложить доверенность или другую бумагу, подтверждающую полномочия этого лица.
Порядок рассмотрения заявления органами ССП
|
Рассмотрение жалобы
Отечественное законодательство предоставляет должностным лицам ССП 10 дней для рассмотрения жалобы.
Рассмотрение жалобы может быть приостановлено с целью получения запрошенных материалов, имеющих значение для разрешения вопроса. Максимальный срок приостановления рассмотрения заявления составляет 10 дней.
Если жалоба принимается к рассмотрению в судебных органах, то должностные лица службы судебных приставов приостанавливают рассмотрение заявления, поданного гражданином в порядке подчиненности.
Основания для отказа в рассмотрении заявления
Отказать в приеме жалобы сотрудники службы судебных приставов могут на основании следующих обстоятельств:
- Обжалования постановления о взыскании исполнительского сбора, которое должно осуществляться в судебном порядке согласно ч. 4 ст. 121 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ.
- Обжалования результата оценки имущества, которая осуществлялась оценщиком.
- Нарушения сроков обжалования и отсутствия ходатайства о восстановлении пропущенного срока.
- Несоблюдения требований о форме и содержании документа.
- Вступления в силу решения суда по аналогичной жалобе.
- Оспаривания решения или деяния лица, которое является должностным лицом ССП.
Решение по жалобе
Как оформляется решение?
Уполномоченные на рассмотрение жалобы сотрудники службы судебных приставов принимают решение по жалобе в форме постановления.
В постановлении они фиксируют следующую информацию:
- Должность и Ф.И.О. лица, принимавшего решение по заявлению.
- Наименование организации или Ф.И.О. гражданина, выступившего в качестве заявителя.
- Место жительства или пребывания гражданина, подавшего жалобу.
- Место расположения юридического лица, представитель которого подал заявление.
- Краткое описание сущности жалобы.
- Обоснование решения, принятого по итогам рассмотрения заявления.
- Принятое должностным лицом решение.
- Данные о порядке обжалования решения.
Итог рассмотрения жалобы на пристава-исполнителя
Решение по жалобе может быть принято в следующих формах:
- Признания действия, отказа пристава в совершении действия или постановления пристава правомерным. Такое решение означает, что жалоба будет оставлена без удовлетворения.
- Признания жалобы обоснованной частично или полностью, что влечет за собой:
- полную и частичную отмену постановления пристава-исполнителя;
- отмену постановления и обязанность должностного лица принять новое решение согласно действующему российскому законодательству;
- отмену постановления и принятие приставом нового решения;
- признание действия или бездействия пристава неправомерным и определение мер для устранения нарушений;
- признание отказа пристава в совершении определенных действий неправомерным и определение мер для устранения нарушений.
Исполнение решения по жалобе на пристава
Принятое по жалобе решение должно быть исполнено в 10-дневный срок. Период начинает исчисляться с момента поступления решения по жалобе к приставу, действия и решения которого оспаривались.
Такое правило применяется в отношении решений, если они не содержат конкретного указания на срок их исполнения.
Копия решения по жалобе направляется заявителю. Решение должно быть отправлено по адресу заявителя в течение 3 дней с момента его принятия уполномоченными органами.
Оспаривание решения по жалобе
Оспорить постановление должностного лица граждане могут путем обращения:
- в арбитражный суд — в случаях:
- реализации исполнительного документа, который был выдан гражданину органами арбитражного суда;
- реализации требований исполнительного документа, оформленного в отношении граждан и организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; описанное правило действует в отношении актов органов, осуществляющих контрольные функции, и должностных лиц, рассматривающих административные дела;
- исполнения постановления пристава о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора; должником в таком акте может выступать организация или гражданин, занимающийся коммерцией для образования юридического лица; также, согласно подп. 3 ч. 2 ст. 128 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ, важно, чтобы исполнительное производство в отношении должника было возбуждено приставом в связи с осуществляемой предпринимательской деятельностью;
- иных случаях согласно арбитражно-процессуальному законодательству;
- суд общей юрисдикции.
Оспаривание решения происходит на основании заявления. Заявление рассматривается судебными органами в 10-дневный срок.
Порядок рассмотрения заявления в суде
Заявление, составленное для передачи в суд, должно соответствовать требованиям ГПК РФ. Важно, чтобы заявитель подал документ в соответствии с правилами подсудности и подведомственности дел. За предъявление иска в отношении действий судебного пристава гражданам не нужно оплачивать государственную пошлину.
Подавать заявление следует в судебные органы, в районе деятельности которых пристав исполняет свои должностные обязанности, как это регламентировано ч. 2 ст. 441 ГПК РФ. Заявление необходимо передать в суд не позднее 10 дней с момента вынесения постановления пристава или момента, когда лица узнали о нарушении прав.
Отмена ареста имущества, наложенного приставом
Лица могут оспорить арест имущества, произведенный судебным приставом.
Арест, произведенный судебным приставом-исполнителем с нарушением норм отечественного законодательства, оспаривается на основании заявления об отмене ареста.
Заявитель может подать исковое заявление об освобождении имущества от ареста. Такое заявление предъявляется к должнику и взыскателю.
Порядок рассмотрения заявления прокуратурой
Органы прокуратуры также рассматривают жалобы на решения сотрудников службы судебных приставов, нарушающие права и свободы граждан.
Прием жалоб на действия и решения приставов происходит согласно нормам Инструкции о порядке рассмотрения обращений…, утвержденной приказом Генпрокуратуры РФ от 30.01.2013 № 45.
Срок рассмотрения жалобы
Поступившие в прокуратуру обращения регистрируются в 3-дневный срок.
Рассмотрение обращения происходит в течение 30 дней с момента его регистрации.
Заявления, которые не требуют от сотрудников дополнительных проверок, могут быть рассмотрены в течение 15 дней.
Решение по заявлению
После проверки сведений, зафиксированных в заявлении, уполномоченные лица принимают решение:
- об удовлетворении заявления;
- удовлетворении повторного обращения;
- отклонении жалобы;
- разъяснении заявителю правовых вопросов;
- оставлении жалобы без разрешения, возврате заявления;
- перенаправлении жалобы в другую прокуратуру.
Таким образом, каждый гражданин, чьи права были нарушены приставом-исполнителем, вправе подать не него жалобу. По итогам рассмотрения заявления неправомерное решение пристава может быть отменено.