Надзорная жалоба по административному делу

25 января 2019 Пальцева Ксения Геннадьевна 2
Надзорная жалоба по административному делу должна быть подана в установленный законом срок, иначе она будет возвращена. О процедуре рассмотрения, юридически значимых сроках, а также о том, какие жалобы рассматриваются в отдельной процедуре, рассказываем в статье.

Пересмотр административного дела в порядке надзора

Надзорная жалоба по административному делу рассматривается в особой процедуре, описанной в гл. 36 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС), согласно которому выделяются 4 стадии:

  1. Подача в Президиум Верховного суда РФ документа:
    • оформленного в виде представления, если заявителем является генеральный прокурор или его заместитель, либо жалобы, если документ оформлен лицом, чьи права предположительно нарушены судебным актом;
    • содержащего определенную ст. 335 КАС информацию; содержание жалоб в порядке надзора по административному делу и по гражданскому, а также перечень приложений к ним аналогичны — с ними можно ознакомиться в статье;
    • по сути оспаривающего вступивший в силу судебный акт, которым разрешено административное дело.
  2. Единоличное изучение надзорной жалобы или представления судьей ВС (альтернативно):
    • по материалам поданных документов;
    • по материалам истребованного дела.

    В итоге судья готовит определение (также альтернативно):

    • об отсутствии оснований для нового исследования дела и отказе в его передаче Президиуму ВС;
    • о передаче истребованного дела Президиуму ВС.
  3. В случае принятия судьей первого решения заявитель вправе обратиться к председателю суда с просьбой повторно рассмотреть доводы, изложенные в надзорной жалобе (определение Конституционного суда РФ от 29.05.2018 № 1138-О). Если тот найдет в них достаточное основание для передачи дела, он вправе отменить решение судьи.
  4. Пересмотр дела Президиумом ВС в судебном заседании. По итогам его принимается постановление, которое не подлежит обжалованию и немедленно обретает юридическую силу.

Срок подачи надзорной жалобы по административному делу, срок ее рассмотрения

КАС устанавливает несколько сроков, на которые следует обратить внимание.

Во-первых, это срок подачи жалобы. Согласно ч. 2 ст. 333 КАС, он ограничен и составляет 3 месяца. Точка отсчета — момент обретения обжалуемым решением юридической силы. В противовес небольшому сроку заявителям предоставлена возможность его восстановления в случае пропуска по уважительной причине.

В качестве последней, в соответствии с п. 51 постановления Пленума ВС от 27.09.2016 № 36, могут признаваться:

  • неполучение судебного решения в связи с нарушением почтой правил доставки корреспонденции;
  • отсутствие получателя по месту жительства в связи с командировкой, стационарным лечением и т. д.

Во-вторых, это срок рассмотрения надзорной жалобы по административному делу в Верховном суде РФ, который складывается из двух периодов:

  1. От поступления документов в суд до конца единоличного рассмотрения дела судьей. Документы рассматриваются (ст. 336 КАС):
    • до 2 месяцев, если судья исследовал жалобу на основании приложенных решений предыдущих инстанций;
    • до 5 месяцев, если для исследования вынесенных решений потребовалось изучить материалы административного дела. При этом обычно на рассмотрение дела уходит до 3 месяцев, хотя в случае его особой сложности срок может быть увеличен еще на 2 месяца.
  2. С момента вынесения определения о передаче дела в Президиум ВС до окончания судебного заседания. Данный временной отрезок не должен превышать 2 месяцев (ч. 5 ст. 340 КАС).

Соотношение гл. 30 КоАП РФ и 36 КАС РФ

Некоторые вопросы вызывает соотношение процедур обжалования постановления об административном правонарушении (гл. 30 КоАП) и подачи надзорной жалобы по административному делу (гл. 36 КАС). Схожесть в названии может ввести в заблуждение относительно их роли в процессе обжалования судебных актов.

Пояснения относительно порядка их применения дал в т. ч. Ленинградский областной суд. В определении от 18.02.2016 № 33А-722/2016 он указал, что круг вопросов, подлежащих разрешению по нормам КАС, установлен ст. 1 названного кодекса.

К ним относятся дела, которые в совокупности:

  • относятся к защите прав и законных интересов граждан и организаций, а также свобод граждан;
  • вытекают из публичных, в т. ч. административных, правоотношений;
  • не подлежат рассмотрению в иной судебной процедуре. Так, согласно ч. 5 ст. 1 КАС, указанный кодекс не распространяется на дела об административных правонарушениях — порядок их рассмотрения и обжалования установлен КоАП.

Следовательно, процедуру подачи по административному делу надзорной жалобы КоАП не затрагивает, кроме случаев, когда обжалуется решение о привлечении или отказе в привлечении к административной ответственности.

***

Итак, процедура рассмотрения надзорной жалобы, связанной с административными правоотношениями, регулируется КАС РФ и схожа с порядком пересмотра гражданских дел в порядке надзора. Некоторые отличия есть лишь в сроках подачи и пересмотра документов. Еще один важный нюанс связан с отдельным регулированием процедуры обжалования решений по делам о привлечении к ответственности по КоАП РФ.

***

Еще больше материалов по теме в рубрике «Жалобы».