Куда написать жалобу на ЖКХ

28 мая 2019 Сехина Мария Александровна 1
Куда написать жалобу на ЖКХ, если коммунальщики нарушили (или систематически нарушают) ваши права? Как привлечь к ответственности должностных лиц? Какие варианты действий возможны в данном случае? На эти и другие вопросы мы ответили ниже. 

Куда писать жалобу на ЖКХ

Ответить однозначно, куда написать жалобу на коммунальщиков, можно только зная, в чем заключается суть возникшего спора. В зависимости от того, какие права гражданина нарушаются, он может обратиться в различные органы.

Если в вашем случае резко возросли тарифы на жилищно-коммунальные услуги, и вы считаете такое повышение необоснованным, то можно обратиться с жалобой в Федеральную антимонопольную службу, которая по вашему обращению должна провести проверку. Задачей антимонопольной службы будет выяснить, чем обосновано повышение цены и является ли данная причина достаточным основанием для этого. Если нет, то тогда в отношении виновника будут применены санкции. К слову сказать, санкции в антимонопольном законодательстве весьма ощутимы.

ВАЖНО! Если антимонопольный орган признает действия ЖКХ необоснованными и в связи с такими действиями вы понесли убытки, то вы можете обратиться в суд с тем, чтобы взыскать с виновника денежные средства в размере причиненного ущерба. Также вы имеете право на взыскание пени за пользование вашими денежными средствами, которая будет рассчитываться по действующей ставке рефинансирования ЦБ РФ, если договором не предусмотрено иное.

Если нарушение ваших прав связано с невыполнением обязательств, то написать жалобу можно в департамент жилищно-коммунального хозяйства вашего населенного пункта (этот орган также может именоваться управлением ЖКХ). Вообще, данный орган уполномочен решать все вопросы, связанные с ведением коммунального хозяйства на территории населенного пункта, поэтому обращаться туда можно в любой ситуации.

Роспотребнадзор — это еще одна организация, которая может помочь восстановить ваши права. Роспотребнадзор имеет право не только контролировать действия подведомственных организаций и структур (в числе которых находится и ЖКХ), но также принимать решения, связанные с привлечением к ответственности виновных.

Общие способы защиты прав

На территории нашей страны существуют также способы защиты прав и законных интересов граждан, которые допустимо использовать в любой ситуации. К таким способам относятся:

  1. Судебная защита. Каждый гражданин, считающий, что его права нарушены, имеет право обратиться в суд. Суд не только восстанавливает права потерпевшего (в случае если речь идет о гражданском судопроизводстве), но также принимает меры к понуждению виновника к исполнению судебного решения (через службу судебных приставов).
  2. Заявление в прокуратуру. В соответствии с Конституцией РФ прокуратура уполномочена осуществлять надзорные функции на всей территории страны. Вы можете написать жалобу в прокуратуру, и по полученному обращению будет проведена прокурорская проверка, об итогах которой вам сообщат. Если же будут выявлены нарушения, дело будет передано для дальнейшего разбирательства в уполномоченные государственные органы.
  3. Обращение в администрацию вашего населенного пункта. Сейчас, наверное, уже во всех регионах имеется возможность пожаловаться или задать вопрос на сайте администрации. Электронные обращения граждан рассматриваются в общем порядке в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Свою жалобу вы также можете направить обычным почтовым отправлением.

Напоследок следует сказать, что иногда в применении кардинальных мер нет никакой необходимости. Например, если у вас возникли трудности с каким-то конкретным работником, то, вероятно, урегулировать конфликт можно будет, просто обратившись к его непосредственному руководителю. Обращаться, как и в предыдущих случаях, необходимо в письменной форме (и обязательно оставляйте себе второй экземпляр жалобы!).

Кстати, попробовать решить проблему миром просто необходимо. Мало того, что это может сэкономить ваше время и нервы, так еще и такие действия являются обычными для делового общения. В случае если вы в итоге все-таки обратитесь в суд, второй экземпляр направленной жалобы будет свидетельствовать о соблюдении вами досудебного порядка решения споров.

Жалоба на ЖКХ в жилищную инспекцию онлайн

Правила составления, направления и рассмотрения жалобы в Государственную жилищную инспекцию на качество предоставления жилищно-коммунальных услуг установлены законом «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ.

В частности, ст. 7 данного нормативного правового документа устанавливает требование к содержанию жалобы и порядку ее направления в государственный орган. Так, помимо письменного обращения ч. 3 ст. 7 допускает возможность направления жалобы в ГЖИ в форме электронного документа, т. е. с использованием интернета в режиме онлайн.

В этом случае жалоба в ГЖИ должна содержать:

  • Ф.И.О. лица, направляющего документ (отчество указывается при наличии);
  • адрес электронного почтового ящика для направления заявителю результатов рассмотрения заявления по существу или уведомления о перенаправлении его жалобы в иной компетентный орган;
  • перечень электронный приложений — при необходимости подтверждения доводов, приведенных в жалобе, и наличии прилагаемых электронных документов.

Сама жалоба может быть направлена онлайн в жилищную инспекцию непосредственно по электронной почте или с помощью формы обратной связи на официальном сайте жилинспекции того субъекта Российской Федерации, где подается обращение.

Жалоба на ЖКХ в прокуратуру - образец

В соответствии со ст. 10 закона «О Прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 одной из компетенций данного органа является рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений, в которых содержатся сведения о нарушении законов.

Поскольку предоставление жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества является нарушением правил, установленных законами и подзаконными актами, то соответствующая жалоба может быть направлена в органы прокуратуры.

При этом порядок направления и рассмотрения такой жалобы, на основании ч. 2 ст. 10 ФЗ № 2202-1, регулируется специальным законодательством. То есть форма и содержание жалобы на ЖКХ в прокуратуру подчиняются общим требованиям, установленным ст. 7 закона № 59-ФЗ.

Следовательно, жалоба должна содержать:

  • наименование органа прокуратуры; при наличии сведений желательно также указывать полное наименование должности и Ф.И.О. прокурора;
  • Ф.И.О. гражданина, направляющего жалобу;
  • контактные данные заявителя — в обязательном порядке почтовый адрес; также для ускорения рассмотрения лицо вправе предоставить свой контактный телефон, адрес электронной почты;
  • изложение сути нарушенного права заявителя, установленного законом — конкретные обстоятельства нарушения правил предоставления коммунальных услуг со стороны организаций ЖКХ;
  • конкретную просьбу — принятие мер по устранению нарушений со стороны организации ЖКХ;
  • перечисление перечня документов, прилагаемых в подтверждение изложенных в жалобе доводов, при наличии;
  • дату составления документа;
  • подпись заявителя.

Жалоба на ЖКХ через Госуслуги

Направление обращений, в том числе жалоб, связанных с предоставлением организациями жилищно-коммунального комплекса услуг, возможно с помощью специального сервиса Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства. Последняя, по сути, является одним из элементов портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде и располагается по адресу: https://dom.gosuslugi.ru.

Авторизация в ГИС ЖКХ осуществляется при помощи имеющегося на «Госуслугах» аккаунта, путем указания мобильного телефона, адреса электронной почти или СНИЛС пользователя и введения пароля, указанного при регистрации. После авторизации для направления жалобы необходимо выполнить следующие действия:

  • В личном кабинете нажать на действие «Направить обращение или жалобу».
  • Внести адрес жилого помещения, в котором потребителю предоставляются коммунальные услуги ненадлежащего качества (путем заполнения отдельной формы).
  • Указать номер квартиры.
  • Выбрать из списка наименование муниципального образования и тему обращения.
  • С помощью формы поиска выбрать адресата жалобы (на основании темы будут предложены сами поставщики услуги, органы местного самоуправления, государственная жилищная инспекция и иные надзорные органы).
  • Заполнить в отдельном поле содержание жалобы.
  • Прикрепить дополнительные документы при необходимости.

После заполнения всех разделов необходимо нажать кнопку «Отправить» под формой.

***

Таким образом, жалобу на ЖКХ можно написать в случае нарушения ваших прав в этой области. Жалоба подается в прокуратуру или Роспотребнадзор. Допускается подача жалобы онлайн, через сервис «Госуслуги» либо сайт ГЖИ того района, в котором вы проживаете.

***

Еще больше материалов по теме — в рубрике «Жалобы».