Лесная реформа в 2019 году - какие ожидаются изменения

06 марта 2019 Пальцева Ксения Геннадьевна 0
Лесная реформа 2019 года происходит поэтапно: начало ей положено еще осенью 2018-го, а с 01.01.2019 вступили в силу изменения, направленные на сохранение лесов и улучшение их качества. При этом законодатель перераспределил полномочия между федеральным центром и региональными властями. Со второго полугодия 2019 года ЛК РФ дополнят новые положения о лесопользовании и лесоустройстве. Какие изменения внесены в кодекс и как перераспределены полномочия региональных и федеральных властей, вы узнаете из нашей статьи.

Какие новшества призваны сохранить и улучшить леса

Ожидается, что лесная реформа благоприятно отразится на экологии. Среди принципов законодательства в ст. 1 (здесь и далее приводятся нормы ЛК) появились сохранение и улучшение качества лесов (пп. 5 и 6), чему должны способствовать их:

  • охрана;
  • защита;
  • воспроизводство;
  • разведение.

Дополнительно в ЛК РФ ввели ст. 6.1, разделив земли фонда на лесные и нелесные. При этом валежник отнесли к недревесным ресурсам, что позволяет населению свободно и бесплатно собирать его для собственных нужд. Однако при этом гражданам, согласно ст. 11, важно соблюдать правила поведения в лесу (о них можно прочесть в другой нашей статье).

Для обеспечения пожарной безопасности законодатель ограничил ширину просек пределами от 10 до 100 метров (ч. 2.1 ст. 53.1). Заниматься лесовосстановлением в силу ч. 2 ст. 62 на основании соответствующих проектов теперь обязаны не только арендаторы участков леса, но и все, кто вырубает деревья.

Это правило не распространяется только на случаи:

  1. Заготовок древесины по договорам купли-продажи лесных насаждений:
    • для государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством субъектов РФ;
    • гражданами для личных целей;
    • субъектами малого и среднего предпринимательства;
    • хвойных пород к новогодним праздникам на основании региональных законов.
  2. Создания безопасных условий для эксплуатации линейных объектов, изучения недр и разработки месторождений.

Чем обусловлено внесение изменений в кодекс осенью

С сентября 2018 года в ЗК РФ внесены поправки, касающиеся публичного сервитута. Они повлекли за собой внесение изменений в Лесной кодекс в 2018 году.

Так, согласно ст. 39.38 ЗК, власти вправе установить публичный сервитут по ходатайству заинтересованного лица, чтобы им на участке:

  • были размещены объекты электросетевого хозяйства, водоотводных, тепловых или водопроводных сетей, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов;
  • складировались строительные и иные материалы, располагались временные (вспомогательные) сооружения, техника для строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры;
  • оборудовались пересечения автодорог или железнодорожных путей с ними (на участках в государственной или муниципальной собственности в границах полосы отвода автомобильной дороги) либо между собой (на государственных землях в границах полос отвода железных дорог);
  • была проложена автодорога (железнодорожный путь) в тоннеле;
  • проводились инженерные изыскания для подготовки документации по планировке территории либо строительства линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Для проведения на участках леса работ по геологическому изучению недр ч. 2 ст. 43 допускает оформлять сервитут вместо аренды.

В силу ч. 2 ст. 26 лесопользователи (в том числе на основании сервитута либо публичного сервитута) обязаны ежегодно подавать лесную декларацию непосредственно в государственные (муниципальные) органы либо через многофункциональные центры.

Как власти перераспределили полномочия

В ЛК РФ с 01.01.2019 впервые введены понятия «проект лесовосстановления» (ст. 89.1) и «проект лесоразведения» (ст. 89.2). При этом право определять их состав и порядок разработки, займутся которой на основании п. 21 и п. 22 ст. 81 власти субъектов, федеральные государственные органы оставили за собой. В остальном объем полномочий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, которые центр делегировал регионам, не изменился.

Рослесхоз (Федеральное агентство лесного хозяйства), согласно ст. 83, не только уполномочен контролировать эффективность и качество их осуществления, но и несет за это ответственность. Он согласует кандидатуры потенциальных руководителей республиканских, областных, краевых и т. д. органов власти, которые реализуют переданные функции.

Кроме того, руководитель Рослесхоза наделен правом:

  1. Вынести региональным правительствам предписание в 30-дневный срок устранить нарушения в выполнении делегированных обязанностей.
  2. Направить губернатору (президенту республики, председателю правительства субъекта) представление об освобождении от занимаемой должности подчиненного ему руководителя соответствующего органа.
  3. Указывать перечисленным выше лицам, каким образом исполнять переданные им функции.

Грядущие поправки в области лесопользования

С 01.06.2019 в ЛК вновь произойдут изменения. Так, ранее в нем отсутствуют нормы об основаниях возникновения и прекращения отдельных видов землепользования, теперь же ст. 9 позволит применять к таким правоотношениям положения гражданского законодательства и Земельного кодекса, исключив при этом действие иных нормативно-правовых актов.

Смогут возводить на предоставленных участках некапитальные строения (сооружения) лесопользователи, которые в соответствии с их целевым назначением:

  • собирают в лесах пищевые ресурсы и лекарственные растения;
  • занимаются сельским хозяйством;
  • выращивают лесные плодовые, ягодные, декоративные, лекарственные растения;
  • заготавливают и собирают недревесные ресурсы;
  • организовали охотничье хозяйство;
  • осуществляют рекреационную деятельность.

Также ЛК будет дополнен ст. 74.2–74.4 о договоре безвозмездного пользования лесным участком, который может быть предоставлен из государственных и муниципальных земель:

  • под ведение сельского хозяйства для собственных нужд;
  • для размещения линейных объектов;
  • религиозным организациям для их деятельности.

Указанный договор будут заключать на срок от 1 года до 5 лет:

  1. На основании заявления.
  2. Без торгов.
  3. При отсутствии сведений о гражданине либо организации в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений.

Типовой договор отдельно для каждого вида использования лесов утверждается федеральными органами власти.

Реорганизация лесоустройства

С 01.07.2019 ст. 6, 120–123 определят режим лесов, расположенных на землях, не относящихся к лесному фонду, в том числе:

  • сельскохозяйственного назначения;
  • населенных пунктов;
  • обороны и безопасности;
  • особо охраняемых природных территорий.

Также положения ЛК:

  1. Закрепят совпадение границ земель лесного фонда и лесничеств (ч. 4 ст. 6.1).
  2. Предусмотрят возможность формирования на территории последних участковых лесничеств (ст. 23).
  3. Упразднят лесопарк как единицу управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
  4. Видоизменят процедуру создания и проектирования лесничеств. Теперь обязательным приложением к соответствующему решению станет подготовленное уполномоченным органом текстовое и графическое описание местоположения границ объектов, включающее перечень географических координат характерных точек их границ или перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

***

Таким образом, нововведения потребовались, чтобы избежать противоречий между нормами ЛК и ЗК РФ, сделать лесопользование более простым и доступным, улучшить экологическую обстановку. Вводят изменения в Лесной кодекс поэтапно, чтобы успевать привести в соответствие с ним подзаконные и региональные нормативно-правовые акты. Это позволит не допустить сложностей в правоприменении и исключит пробелы в действующем законодательстве.

***

Еще больше материалов по теме в рубрике «Земля».