Изменения в лесном законодательстве с 2021 года

28 декабря 2020 Сехина Мария Александровна 0
В 2021 году лесное законодательство подверглось серьезным изменениям. Значительное количество подзаконных актов в области учета и заготовки леса, лесовосстановления, пожарной безопасности в лесах, противодействия распространению вредных организмов, отменены, а вместо них приняты новые. Также Президент РФ поручил ужесточить контроль над вырубкой, переработкой и транспортировкой необработанной древесины, которые также нашли отражение в новом законодательстве. Подробности далее.

Массовая отмена законов и подзаконных актов в области лесного законодательства

С 1 января 2021 года вступает в силу постановление Правительства РФ от 28.07.2020 № 1132, согласно которому признаются утратившими силу более 80 нормативных актов в сфере лесного законодательства. Соответственно, вместо них уже разработаны или разрабатываются новые более совершенные и отвечающие потребностям времени нормативные документы.

Среди отмененных приказов и постановлений следует выделить подзаконные акты, регулирующие:

  • правила пожарной безопасности в лесах, а также документы, устанавливающие дополнительные или специальные меры по защите лесов от пожаров;
  • правила санитарной безопасности в лесах, а также документы, определяющие перечень мер по защите лесов от заболеваний и вредных организмов и других опасных факторов;
  • правила учета, заготовки и реализации древесины;
  • правила лесоразведения и лесовосстановления;
  • порядок сбора и заготовки живицы и недревесных ресурсов;
  • порядок использования лесов для сельскохозяйственной, рекреационной и иных видов деятельности;
  • правила ухода за лесами.

Новеллы в лесном законодательстве

Новые нормативные акты взамен отмененных разрабатываются в рамках выполнения поручений Президента РФ по созданию эффективной системы учета лесозаготовки и контроля над всем комплексом мероприятий от вырубки леса до изготовления из него готовой продукции. В качестве примера приведем новые Правила учета древесины (утверждены постановлением Правительства РФ от 23.11.2020 № 1898).

Согласно пп. 2–5 Правил учет древесины должен осуществляться до вывоза ее из леса. Учет обязаны осуществлять заготовители леса, а также органы государственной власти, организации и граждане, выполняющие работы по защите и воспроизводству лесов.

Учет древесины предполагает определение объемов заготовленного леса, породы древесины, сортирование, а также фиксацию результатов в электронном или бумажном документе.

В соответствии с п. 8 Правил на каждую вывезенную из леса партию древесины должен иметься сопроводительный документ, в котором указываются:

  • данные о разрешении или ином документе, позволяющем осуществлять вырубку леса;
  • сведения об объеме, сорте и породе вырубленной древесины;
  • данные о месте, где производилась вырубка (наименование лесничества, номер участка, лесосеки и т. д.);
  • информация о лице (инициалы, должность), которое произвело учет конкретной партии древесины.

Ужесточение контроля над лесозаготовкой

Помимо новой системы учета вырубки древесины разрабатывается целый ряд новых административных мер. В частности, в течение 2021 года в пилотном режиме в ряде субъектов РФ будут:

  • проводиться мероприятия по административному обследованию лесов при помощи современных технических устройств, в частности зондов и беспилотных летательных аппаратов;
  • учреждаться должности федерального лесного инспектора по субъекту РФ, в полномочия которого и должно войти административное обследование лесных участков;
  • расширяться мероприятия в сфере лесного надзора, транспортировки, переработки и экспорта леса за границу.

* * *

Таким образом, в 2021 году лесное законодательство значительно реформировано. Создается единая электронная система контроля за промышленными, санитарными и иными рубками древесины. Принимаемые меры должны навести порядок в лесном хозяйстве и сделать лесопользование максимально бережным и прозрачным.

Еще больше материалов по теме — в рубрике «Земля».