В тех случаях, когда требуется судебное подтверждение какого-либо обстоятельства, нужно подать заявление об установлении имеющего юридическое значение факта. О правилах и нюансах оформления такого документа расскажет данная статья.
Установление фактов, имеющих юридическое значение
Установление тех или иных жизненных обстоятельств и фактов может потребоваться в тех случаях, когда они влекут правовые последствия. Такие факты называют юридическими. В качестве примера юридических фактов можно привести факт смерти гражданина (он влечет, в частности, такие последствия, как открытие наследства, прекращение выплаты пенсии и т. д.) или его трудоустройства (влечет возникновение взаимных прав и обязанностей у работника и работодателя).
Обычно такие факты подтверждаются документально, и заинтересованному лицу не нужно предпринимать каких-либо действий специально для их подтверждения. Однако в некоторых случаях письменные доказательства отсутствуют и не могут быть получены в организациях или госучреждениях. В таком случае придется обращаться в суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение.
Подобное заявление будет принято судом к рассмотрению, если выполняются следующие условия:
- обстоятельство, подтвердить которое просит заявитель, должно повлечь для него правовые последствия;
- для подтверждения факта не требуется рассмотреть спор о праве — иначе все вопросы, в том числе и установление факта, будут рассматриваться в рамках иска о праве на что-либо (недвижимость, наследство и т. п.);
- у заявителя нет возможности подтвердить тот или иной факт без обращения в суд (к примеру, если работодатель при оформлении трудового договора указал в нем неверную фамилию работника, ему нет нужды подавать в суд — внести исправления может сам работодатель).
Правила составления заявления
Для установления юридического факта заявителю нужно обратиться в районный (городской) суд по месту своего жительства. Исключение составляют случаи, когда нужно подтвердить факт владения либо пользования недвижимостью — такое заявление направляется в судебный орган по месту нахождения недвижимого объекта.
Заявление должно содержать сведения, которые обязательны для всех документов, направляемых в судебные инстанции: наименование суда, информацию о заявителе, требования заявителя, перечень подтверждающих их доказательств, а также другие сведения, перечисленные в ст. 131 ГПК РФ.
Во многих случаях при рассмотрении подобных дел имеются заинтересованные третьи лица. К ним относятся лица, на права или обязанности которых может повлиять судебное решение. К примеру, по делу о факте вступления в наследство таковыми могут быть другие наследники, служба Росреестра (если в составе наследства имеется недвижимость) и т. д. Перечень заинтересованных лиц с указанием их адресов нужно указать в шапке заявления.
Кроме того, в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, нужно отразить:
- с какой целью гражданин желает установить юридический факт, какие последствия конкретно для него это повлечет;
- почему иным образом (без обращения в суд) восстановить документы или подтвердить факт невозможно.
При подаче заявления к нему следует приложить также определенные документы:
- доказательства, которые подтверждают доводы заявителя;
- доказательства невозможности установления факта без обращения к помощи суда;
- ходатайство о приглашении на заседание свидетелей (при необходимости);
- копия доверенности (если заявление подается представителем);
- квитанция об уплате пошлины (300 руб.);
- копии заявления и других бумаг (по экземпляру — для каждого заинтересованного лица).
Установление факта принятия наследства
Для оформления наследства правопреемнику нужно в течение полугода с момента кончины наследодателя подать заявление нотариусу. Если этого сделано не было, гражданин может доказать, что он вовремя вступил в наследство, не путем обращения к нотариусу, а путем фактического владения и пользования вещами покойного, либо путем осуществления оставшихся после него прав и обязанностей.
При рассмотрении подобных дел заявителю потребуется доказать следующее:
- вхождение его в число наследников;
- факт пропуска срока для подачи нотариусу заявления;
- отсутствие наследственного спора между ним и другими лицами;
- каким именно имуществом умершего он пользовался в течение 6 месяцев после его смерти, какие обязательства покойного исполнял, какие права наследодателя реализовывал.
Для подтверждения перечисленных обстоятельств могут быть использованы различные доказательства, в частности:
- свидетельские показания (например, о том, что заявитель пользовался дачей наследодателя после его смерти);
- документы (к примеру, расписка, подтверждающая, что наследник погасил долги покойного).
Установление факта родственных отношений
Чаще всего устанавливать через суд родственные отношения приходится для получения наследства. Это связано с тем, что по действующему закону оказаться в числе наследников могут даже дальние родственники (например, двоюродные племянники). У этих лиц, как правило, на руках нет и никогда не было документов, подтверждающих родство с наследодателем. Обращаться в суд придется в том случае, если полученные в органах ЗАГС документы нотариус сочтет недостаточными для подтверждения родства.
Заявитель для подтверждения родства может представить, к примеру, следующие доказательства:
- показания свидетелей;
- справки из загса;
- выписки из домовой книги;
- письма и открытки от родственников;
- справки о составе семьи;
- фотографии (косвенные доказательства);
- сведения с места работы.
К заявлению, поданному в суд, для наглядности желательно приложить родословную схему.
Нужно отметить, что если вопрос о наличии родства является спорным (к примеру, при установлении отцовства), то дело разбирается по правилам искового производства, а не по правилам производства об установлении юридических фактов.
Установление факта принадлежности документа
Дела относительно факта принадлежности документа физлицу возникают в случае, если написание фамилии, имени или отчества в таком документе отличается от их написания в удостоверении личности. Суд рассматривает заявления о принадлежности лишь правоустанавливающих бумаг (диплома, аттестата, трудовой книжки, свидетельства о собственности и др.). При этом заявитель должен представить суду доказательства, что учреждение, выдавшее документ, не может внести в него исправления (например, по причине ликвидации).
Что касается личных документов (паспорта, военного билета, служебного удостоверения и т. д.), то вопросы о подтверждении их принадлежности суд рассматривать не уполномочен. При наличии в них ошибок необходимо обратиться в выдавший их орган для замены.